ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ

Найдено 1 определение
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ

– дети, которые вследствие заболевания или увечья ограничены в проявлениях жизнедеятельности. Некоторые формы наследственной патологии, родовые травмы, а также тяжелые заболевания и травмы, перенесенные в детстве, могут явиться причиной того, что ребенок раннего возраста, еще не прошедший важнейших этапов социализации, оказывается инвалидом. В дефектологии подробно изучена специфика сенсорных, речевых, интеллектуальных и двигательных нарушений, свойственных аномальным детям. Конкретный дефект (потеря зрения или слуха при аномалиях соответствующих анализаторов, моторные нарушения при ДЦП и др.) накладывает специфический отпечаток на формирование познавательных процессов ребенка и его личности. Однако не все аномальные дети могут быть отнесены к инвалидам. Значительная часть детей с сенсорными дефектами за счет специальных средств коррекции (слуховые аппараты для слабослышащих, очки и контактные линзы для слабовидящих) способны в определенной мере преодолеть ограничения, накладываемые дефектом. В результате коррекционновоспитательной работы они достигают практически полной социальной адаптации и способны к общественному и профессиональному самоопределению. Аномальные дети с легкой интеллектуальной недостаточностью также в пределах своих возможностей достигают приемлемого уровня социальной адаптации и не могут быть оценены как инвалиды.

В то же время среди Д.и. немало таких, кого не следует относить к категории аномальных детей, т. к. физические дефекты в ряде случаев не приводят к аномальному развитию. Это касается прежде всего тех детей, которые в результате травм и заболеваний оказываются ограничены в движениях, но сохраняют свойственный их возрасту нормальный уровень психического развития.

Специфика детской инвалидности состоит в том, что ограничение жизнедеятельности возникает в период формирования высших психических функций, усвоения знаний и умений, становления личности. Инвалидность, наступившая в зрелом возрасте, требует реабилитации, т. е. восстановления (хотя бы частичного) социальных функций человека на основе уже сформировавшейся личности. В этом смысле детская инвалидность представляет еще более серьезную проблему, поскольку накладывает ограничения не только на проявление личности, но и на ее формирование.

Д.и. оказываются лишены доступных их здоровым сверстникам каналов получения информации: скованные в передвижениях и использовании сенсорных каналов восприятия, они не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта, остающегося вне сферы досягаемости. Они также часто лишены возможности предметнопрактической деятельности, ограничены в игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании высших психической функций. Д.и. страдают от того, что им многое недоступно. Отрицательные эмоциональные Переживания, хроническая неудовлетворенность и т. п. могут приводить к патология, изменениям характера, искажениям в формировании личности. Все эти особенности Д.и. требуют особого подхода в их обучении и воспитании.

Специфика воспитания Д.и. состоит преимущественно в коррекционной направленности этого процесса. От воспитателей и педагогов прежде всего требуется максимально расширить возможности детей для освоения предметнопрактического и теоретического опыта. Следует стремиться в наибольшей мере преодолеть накладываемые инвалидностью ограничения. Особого внимания требует эмоциональное развитие таких детей.

Необходимо в доброжелательной и поощрительной манере формировать у них адекватную самооценку и уровень притязаний, стремление к развитию тех способностей и склонностей, которые могут способствовать максимальной самореализации. Создание соответствующих этим требованиям условий является комплексной проблемой; ее решение во многом зависит от гуманистической ориентации общества и принятых социальноэкономического механизмов реабилитации инвалидов.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
315.88 кб

Дети-инвалиды в современном обществе

Ушакова Лариса Евгеньевна
проблема социальной адаптации детей-инвалидов очень актуальна сейчас.
Читать PDF
402.77 кб

Дети-инвалиды: инвалидизация, интеграция, инклюзия

Голиков Николай Алексеевич
В работе на основании статистических данных, результатов собственных исследований автором рассматриваются проблемы детей-инвали-дов; предлагаются варианты образовательной практики, способы эффективной социальной адаптации и интегр
Читать PDF
665.75 кб

Социально-правовая экспликация понятия «Дети-инвалиды»

Киселев Максим Игоревич, Бабенко Елена Юрьевна, Биловус Вячеслав Казьмирович
В данной статье проведен анализ наиболее употребляемых определений детей-инвалидов.
Читать PDF
5.87 мб

Дети-инвалиды. Формирование стандартов первичной и общей инвалидности, главных нарушений в состоянии

Шаповалов К.А., Шаповалова Л.А., Горбицкая М.С., Семянникова Н.А., Лапшина Ю.В.