ДЕСТРУКЦИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДЕСТРУКЦИЯ
разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо, уничтожение.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Деструкция
де + лат. structura - структура, порядок) - структурные повреждения органов и тканей организма.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Деструкция
лат. destructio - разрушаю), нарушение, разрушение нормальной структуры чего-либо (напр., деструкция полимеров).

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

Деструкция
деструктивность (от лат. destructio — разрушение) — 1) в широком смысле — разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо; уничтожение; 2) в узком смысле — ингредиент(ы) и направленность психики и поведения человека на разрушение объектов и субъекта. Стартовые представления о наличии у человека неких компонентов и сил, направленных на разрушение внешних объектов и самого себя были сформулированы в мифологии, религии и философии древнего мира и получили некоторое развитие в философии и психологии последующего времени. Актуализация проблемы Д. произошла в ХХ веке в связи с созданием глубинной психологии, разработкой комплекса психоаналитических проблем и различными социальными катаклизмами. В психоаналитической системе координат идея человеческой Д. выдвигалась с начала ХХ века и развивалась в различных формах рядом теоретиков и практиков, в том числе А. Адлером, К. Юнгом, Э. Блейлером, О. Гроссом, В. Штекелем, С. Шпильрейн, З. Фрейдом, Э. Вейссом, П. Федерном, В. Райхом, Э. Фроммом и др. А. Адлер выдвинул идею о наличии у человека "агрессивного влечения". К. Юнг отмечал, что "либидо имеет две стороны: это сила, которая все украшает и, в зависимости от обстоятельств, все разрушает" (Юнг К.-Г. Либидо. Его метаморфозы и символы). Э. Блейлер сформулировал мысль и концепцию об амбивалентной природе человеческих чувств. В. Штекель ввел в оборот представление о биполярной природе человека. Он же показал, что в человеке существует желание умереть, выступающее в виде противоположности желанию жить, лежащему в сущности сексуального инстинкта (Штекель В. "Язык сновидений") и использовал понятие "Танатос" для обозначения инстинкта (влечения) смерти. Первой специализированной психоаналитической работой, посвященной именно проблеме Д., стала статья С. Шпильрейн "Деструкция как причина становления" (1912), подготовленная ей на основе доклада сделанного на заседании Венского психоаналитического общества (1911). Опираясь на результаты собственных клинических исследований и разнообразные многочисленные примеры, С. Шпильрейн утверждала, что деструктивные компоненты являются неотъемлемой составной частью сексуального инстинкта. В конечном счете, эта идея оказала определенное влияние на завершение классической психоаналитической картины природы и сущности человека. В учении З. Фрейда инстинкт (влечение) смерти (к смерти) (Д., агрессии, ненависти, уничтожения, разрушения, убийства) трактовался как один из двух основных человеческих инстинктов, противостоящий Эросу (инстинкту жизни, сексуальности и самосохранения). По З. Фрейду, инстинкт Д. "работает в каждом живом существе и стремится привести его к распаду, вернуть жизнь в состояние "неживой материи". Со всей серьезностью он заслуживает названия "инстинкт смерти", в то время как эротические влечения представляют собой стремление к жизни. Инстинкт смерти становится инстинктом Д., когда он направлен во вне, на объекты с помощью специальных органов. Живое существо, так сказать, сохраняет свою собственную жизнь, разрушая чужую. Но часть инстинкта смерти остается деятельной внутри живого существа, и нами прослежено достаточно большое число нормальных и патологических проявлений направленного внутрь инстинкта Д." (Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура). В одной из последних работ З. Фрейда — книге А. Эйнштейна и З. Фрейда "Почему война?" (1933) — психоаналитическое понимание Д. было изложено следующим образом: "Влечения человека бывают только двух видов — нацеленные либо на сохранение и объединение (мы называем их эротическими в точном соответствии с понятием эроса у Платона в "Пире", или сексуальными, сознательно расширяя расхожее понятие сексуальности), либо на разрушение и смерть (мы называем их влечением агрессивным, или деструктивным". Попытки развить представления З. Фрейда о существовании инстинкта (влечения) смерти (Д.) привели Э. Вейсса и П. Федерна к идее о наличии особой энергии этого влечения: деструдо (по Э. Вейсу) и мортидо (по П. Федерну), которая не получила значительного развития в силу того, что признание деструдо или мортидо автоматически предполагало сомнительное утверждение об одновременном наличии у человека различных психических энергий. Развивая представления о Д. и ее энергетической основе, В. Райх утверждал связь Д. с застойным состоянием сексуальности и отметил существование возможности взаимопревращения Д. и генитальной энергии. Наиболее подробно и систематически идеи о человеческой Д. были разработаны Э. Фроммом. В книге "Анатомия человеческой деструктивности", он справедливо утверждал, что проблема Д. является одной из "наиболее важных" теоретических и практических проблем, которую необходимо исследовать с глобальных позиций. Согласно Э. Фромму, "история человечества дает картину невероятной жестокости и Д., которая явно во много раз превосходит агрессивность его предков. Можно утверждать, что в противоположность большинству животных человек — настоящий "убийца"". Принципиально важным положением концепции Д. Э. Фромма является утверждение, согласно которому "Д. и жестокость — это не инстинктивные влечения, а страсти, которые корнями уходят в целостную структуру человеческого бытия. Они относятся к разряду тех возможностей, которые придают жизни смысл; их нет и не может быть у животного, ибо они по природе своей коренятся в "человеческой сущности". Э. Фромм считал, что объяснение жестокости и Д. человека следует искать "в тех факторах, которые отличают человека от его животных предков. Главная проблема состоит в том, чтобы выяснить насколько специфические условия существования человека ответственны за возникновение у него жажды мучить и убивать, а также от чего зависит характер и интенсивность удовольствия от этого". Э. Фромм полагал, что Д. существует и проявляется в основном в двух формах: спонтанной (обеспечивающей сохранение дремлющих деструктивных импульсов — преимущественно оборонительного характера — и их активацию при чрезвычайных обстоятельствах) и личностной (постоянно присущих конкретному индивиду Д. черт характера, сопряженных со всей структурой его личности). На основе многомерного исследования агрессии и Д., Э. Фромм выделил различные симптомы и типы агрессии и Д. (доброкачественные и злокачественные) и показал, что "основой самой злокачественной Д. и бесчеловечности" (т. е. жестокости, садизма и некрофилии) и одновременно "наиболее тяжелым патологическим состоянием" является "синдром распада".

Источник: Клиническая психология. Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
89.01 кб

Агрессия педагога как профессиональная деструкция

Тарасова Людмила Евгеньевна
Предметом рассмотрения в данной статье является агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога, проявляющаяся в поведении, общении и нарушении профессионально-нравственных норм педагогического взаимодейств
Читать PDF
158.42 кб

Интолерантность как профессиональная деструкция продавцов

Башук Е. Н., Орлов А. В., Широкова А. Ш.
В данной работе исследуется интолерантность в системе личностных качеств продавцов.
Читать PDF
501.05 кб

Поражение и деструкция и их исследование в зарубежной психологии. Сообщение 1

Дорфман Леонид Яковлевич, Злоказов Кирилл Витальевич
Представлен краткий библиографический обзор исследований поражения и деструкции, выполненных в зарубежной психологии в последние десятилетия в теоретическом и эмпирическом ключе.
Читать PDF
969.95 кб

Компенсация и деструкция психологической зависимости. Религиозная и любовная аддикции

Гаташев М.Г., Азарова Е.А.
В статье представлен анализ исторических событий и художественной литературы, описаны примеры проявлений религиозных и любовных аддикций.
Читать PDF
252.54 кб

Свч-деструкция неоплазий слизистой оболочки желудка

Пузанков А. А., Загайнов В. Е., Стриковский А. В., Снопова Л. Б., Шкалова Л. В., Евстигнеева Г. А., Загайнова Е. В.
Читать PDF
505.18 кб

Поражение и деструкция и их исследование в зарубежной психологии. Сообщение 2

Дорфман Леонид Яковлевич, Злоказов Кирилл Витальевич
Представлен краткий библиографический обзор зарубежных психологических исследований, направленных на выяснение факторов, обусловливающих феномены самопоражения и самодеструкции.
Читать PDF
186.90 кб

Деструкция как причина становления, или явление, опережающее событие

Акопова Л.И.
В статье проводится анализ использования биологических данных в изучении явлений деструкции и возрождения. Рассматривается происхождение неосознанного страха при сексуальном желании.
Читать PDF
192.76 кб

Агрессия и деструкция в фокусе психоанализа

Буняева М.В., Ковш Е.М.
Представлен краткий обзор психоаналитических теорий, рассматривающих агрессию как один из важнейших компонентов психики человека.
Читать PDF
200.90 кб

Деструкция в малых группах

Сидоренков А.В.
Рассмотрена деструкция в контекстах разрушения групповой структуры и нарушения эффективности группы. Определено понятие «нормальная структура» в группе, показаны виды групповых структур, причины и суть разрушения структуры группы.
Читать PDF
151.83 кб

Деструкция входной зоны задних корешков в лечении центральных болевых синдромов

Бублик Л. А.
Читать PDF
1.32 мб

Моббинг - деструкция трудового коллектива

Новикова Г.А., Новикова Л.А.
В статье рассмотрен моббинг на основе межличностных отношений, приводящий к разрушению трудового коллектива. Описаны признаки моббинга; представлена модель моббинг-процесса; раскрыты методы и техники моббинга.
Читать PDF
162.08 кб

Деструкция детско-родительских отношений в замещающей семье

Соломатина Галина Николаевна
Данная статья посвящена одной из актуальных проблем деструкции детско-родительских отношений в замещающей семье.
Читать PDF
0.00 байт

Культурное наследие в (пост)современном ситискейпе: трансформация или деструкция?

Шапинская Екатерина Николаевна
В статье рассматриваются особенности современного городского социокультурного пространства.
Читать PDF
0.00 байт

Социальное воспитание детей и молодежи в современном обществе как деструкция традиционной культуры д

Хагуров Темыр Айтечевич
В статье рассматриваются системные угрозы традиционному христианскому гуманизму, связанные с деконструкцией детской культуры.
Читать PDF
1.54 мб

Дистанционная локальная деструкция опухолей печени

Свиридова Т.И., Бруслик С.В., Ветшев П.С.