ДЕСТРУКЦИЯ

Предыдущий термин:
Деструктивный результат

Следующий термин:
Десублимация

Содержание:

Найдено 4 определения термина ДЕСТРУКЦИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ДЕСТРУКЦИЯ

разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо, уничтожение.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Деструкция

лат. destructio - разрушаю), нарушение, разрушение нормальной структуры чего-либо (напр., деструкция полимеров).

Источник: Словарь по истории психологии, 2007 г

Деструкция

де + лат. structura - структура, порядок) - структурные повреждения органов и тканей организма.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Деструкция

деструктивность (от лат. destructio — разрушение) — 1) в широком смысле — разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо; уничтожение; 2) в узком смысле — ингредиент(ы) и направленность психики и поведения человека на разрушение объектов и субъекта. Стартовые представления о наличии у человека неких компонентов и сил, направленных на разрушение внешних объектов и самого себя были сформулированы в мифологии, религии и философии древнего мира и получили некоторое развитие в философии и психологии последующего времени. Актуализация проблемы Д. произошла в ХХ веке в связи с созданием глубинной психологии, разработкой комплекса психоаналитических проблем и различными социальными катаклизмами. В психоаналитической системе координат идея человеческой Д. выдвигалась с начала ХХ века и развивалась в различных формах рядом теоретиков и практиков, в том числе А. Адлером, К. Юнгом, Э. Блейлером, О. Гроссом, В. Штекелем, С. Шпильрейн, З. Фрейдом, Э. Вейссом, П. Федерном, В. Райхом, Э. Фроммом и др. А. Адлер выдвинул идею о наличии у человека "агрессивного влечения". К. Юнг отмечал, что "либидо имеет две стороны: это сила, которая все украшает и, в зависимости от обстоятельств, все разрушает" (Юнг К.-Г. Либидо. Его метаморфозы и символы). Э. Блейлер сформулировал мысль и концепцию об амбивалентной природе человеческих чувств. В. Штекель ввел в оборот представление о биполярной природе человека. Он же показал, что в человеке существует желание умереть, выступающее в виде противоположности желанию жить, лежащему в сущности сексуального инстинкта (Штекель В. "Язык сновидений") и использовал понятие "Танатос" для обозначения инстинкта (влечения) смерти. Первой специализированной психоаналитической работой, посвященной именно проблеме Д., стала статья С. Шпильрейн "Деструкция как причина становления" (1912), подготовленная ей на основе доклада сделанного на заседании Венского психоаналитического общества (1911). Опираясь на результаты собственных клинических исследований и разнообразные многочисленные примеры, С. Шпильрейн утверждала, что деструктивные компоненты являются неотъемлемой составной частью сексуального инстинкта. В конечном счете, эта идея оказала определенное влияние на завершение классической психоаналитической картины природы и сущности человека. В учении З. Фрейда инстинкт (влечение) смерти (к смерти) (Д., агрессии, ненависти, уничтожения, разрушения, убийства) трактовался как один из двух основных человеческих инстинктов, противостоящий Эросу (инстинкту жизни, сексуальности и самосохранения). По З. Фрейду, инстинкт Д. "работает в каждом живом существе и стремится привести его к распаду, вернуть жизнь в состояние "неживой материи". Со всей серьезностью он заслуживает названия "инстинкт смерти", в то время как эротические влечения представляют собой стремление к жизни. Инстинкт смерти становится инстинктом Д., когда он направлен во вне, на объекты с помощью специальных органов. Живое существо, так сказать, сохраняет свою собственную жизнь, разрушая чужую. Но часть инстинкта смерти остается деятельной внутри живого существа, и нами прослежено достаточно большое число нормальных и патологических проявлений направленного внутрь инстинкта Д." (Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура). В одной из последних работ З. Фрейда — книге А. Эйнштейна и З. Фрейда "Почему война?" (1933) — психоаналитическое понимание Д. было изложено следующим образом: "Влечения человека бывают только двух видов — нацеленные либо на сохранение и объединение (мы называем их эротическими в точном соответствии с понятием эроса у Платона в "Пире", или сексуальными, сознательно расширяя расхожее понятие сексуальности), либо на разрушение и смерть (мы называем их влечением агрессивным, или деструктивным". Попытки развить представления З. Фрейда о существовании инстинкта (влечения) смерти (Д.) привели Э. Вейсса и П. Федерна к идее о наличии особой энергии этого влечения: деструдо (по Э. Вейсу) и мортидо (по П. Федерну), которая не получила значительного развития в силу того, что признание деструдо или мортидо автоматически предполагало сомнительное утверждение об одновременном наличии у человека различных психических энергий. Развивая представления о Д. и ее энергетической основе, В. Райх утверждал связь Д. с застойным состоянием сексуальности и отметил существование возможности взаимопревращения Д. и генитальной энергии. Наиболее подробно и систематически идеи о человеческой Д. были разработаны Э. Фроммом. В книге "Анатомия человеческой деструктивности", он справедливо утверждал, что проблема Д. является одной из "наиболее важных" теоретических и практических проблем, которую необходимо исследовать с глобальных позиций. Согласно Э. Фромму, "история человечества дает картину невероятной жестокости и Д., которая явно во много раз превосходит агрессивность его предков. Можно утверждать, что в противоположность большинству животных человек — настоящий "убийца"". Принципиально важным положением концепции Д. Э. Фромма является утверждение, согласно которому "Д. и жестокость — это не инстинктивные влечения, а страсти, которые корнями уходят в целостную структуру человеческого бытия. Они относятся к разряду тех возможностей, которые придают жизни смысл; их нет и не может быть у животного, ибо они по природе своей коренятся в "человеческой сущности". Э. Фромм считал, что объяснение жестокости и Д. человека следует искать "в тех факторах, которые отличают человека от его животных предков. Главная проблема состоит в том, чтобы выяснить насколько специфические условия существования человека ответственны за возникновение у него жажды мучить и убивать, а также от чего зависит характер и интенсивность удовольствия от этого". Э. Фромм полагал, что Д. существует и проявляется в основном в двух формах: спонтанной (обеспечивающей сохранение дремлющих деструктивных импульсов — преимущественно оборонительного характера — и их активацию при чрезвычайных обстоятельствах) и личностной (постоянно присущих конкретному индивиду Д. черт характера, сопряженных со всей структурой его личности). На основе многомерного исследования агрессии и Д., Э. Фромм выделил различные симптомы и типы агрессии и Д. (доброкачественные и злокачественные) и показал, что "основой самой злокачественной Д. и бесчеловечности" (т. е. жестокости, садизма и некрофилии) и одновременно "наиболее тяжелым патологическим состоянием" является "синдром распада".

Источник: Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой. Психологический лексикон

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Агрессия педагога как профессиональная деструкция

Тарасова Людмила Евгеньевна
Предметом рассмотрения в данной статье является агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога, проявляющаяся в поведении, общении и нарушении профессионально-нравственных норм педагогического взаимодействия. Приводятся типы агрессии личности педагога, дается их обобщенная психологическая характеристика. Знание психологических особенностей агрессии личности педагога позволит предотвратить разрушительные последствия взаимодействия субъектов педагогического процесса, будет способствовать развитию педагогической рефлексии, оптимизации навыков социальной перцепции, содействовать овладению конструктивными технологиями профессионального поведения.
Скачать PDF

Поражение и деструкция и их исследование в зарубежной психологии. Сообщение 1

Дорфман Леонид Яковлевич
Представлен краткий библиографический обзор исследований поражения и деструкции, выполненных в зарубежной психологии в последние десятилетия в теоретическом и эмпирическом ключе. Обозначены основные вехи ее предыстории и выделения в самостоятельный предмет психологического исследования. Человек терпит поражение или поражает себя в силу преднамеренных или непреднамеренных действий, отношений, восприятия, приводящих в той или иной степени к изменению (повреждению или разрушению) его психических структур. В результате поражения человек начинает враждебно относиться к себе, другим людям, предметам, вещам, животным, событиям и т. п. Деструкция может быть психическим расстройством и в то же время быть присущей психически здоровым людям. Выделяются три направления и, соответственно, три области исследований поражения и деструкции. Первая область самопоражение и самодеструкция, вторая область социально обусловленные поражения, третья область ментальные поражения. Одним из первых идею деструкции в духе психоанализа разрабатывал З. Фрейд. В академической психологии внимание обращается на деструктивных действия и деструктивные паттерны личности. Главный критерий анализа деструктивных действий степень их осознания. По этому критерию выделяются три возможные модели нанесения человеком вреда себе: первичная самодеструкция, обмены и контрпродуктивные стратегии. Феноменология (и соответствующие эмпирические конструкты) деструктивных тенденций личности не устоялась и несколько варьирует от одних исследований к другим.
Скачать PDF

Компенсация и деструкция психологической зависимости. Религиозная и любовная аддикции

Гаташев М.Г., Азарова Е.А.
В статье представлен анализ исторических событий и художественной литературы, описаны примеры проявлений религиозных и любовных аддикций. Предполагается, что подобного рода зависимости могут быть причиной, как деструктивного поведения, так и компенсаторного.
Скачать PDF

Поражение и деструкция и их исследование в зарубежной психологии. Сообщение 2

Дорфман Леонид Яковлевич
Представлен краткий библиографический обзор зарубежных психологических исследований, направленных на выяснение факторов, обусловливающих феномены самопоражения и самодеструкции. В качестве таковых рассматриваются самоуважение, угроза самомнению, заслуженное самонаказание, выпадение из социальных связей. Желание принести вред и ущерб объясняется, прежде всего, негативным отношением человека к себе. Пониженный уровень самоуважения служит ближайшей причиной самопоражения и самодеструкции. Другим их источником может быть угроза самомнению. Действия самопоражающего характера появляются в тех случаях, когда человек начинает чувствовать, что другие люди воспринимают его менее одобрительно, чем он сам воспринимает себя. Если благоприятному взгляду человека на свое Я бросается вызов, а Я подвергается сомнению (возникает угроза самомнению), и в ответ человек предпринимает саморазрушающие действия. При этом более значимым является не величина уровня самоуважения, а сам факт его понижения. Предикторами снижения самомнения выступают нарциссизм и нестабильное самомнение. Третьим источником самопоражения и самодеструкции является заслуженное самонаказание. Исходя из представлений о мире как месте, в котором люди получают по заслугам, человек мотивируется на мир, упорядоченный по справедливости, и потому заслуживает того, что имеет или получает. Это правило распространяется и на негативный опыт, и на неудачи: например, если человек сталкивается с неудачей, он заслуживает ее. В таких случаях он причиняет себе вред и наказывает себя. Четвертый источник самопоражения и самодеструкции выпадение из социальных связей и межличностных отношений, выражающийся в тревоге, депрессии, подозрительности, чувстве одиночества, страхе социального неприятия, снижении уровня самоуважения. В заключительной части статьи обосновывается, что, во-первых, факторы самоуважения, угрозы самомнению, заслуженного самонаказания, выпадения из социальных связей возникают вдоль межличностной оси «Я» «Другой». Во-вторых, обращается внимание на противоречие между современными представлениями о самопоражении и самодеструкции, приводящими к идее об их гетерогенной природе, и одномерными инструментами их измерения. Выносится вопрос о необходимости создания многофакторных инструментов измерения позволит выйти на новый уровень исследования феноменов и причин самопоражения и самодеструкции путем интеграции разноплановых, но пока разрозненных представлений о них.
Скачать PDF

Деструкция как причина становления, или явление, опережающее событие

Акопова Л.И.
В статье проводится анализ использования биологических данных в изучении явлений деструкции и возрождения. Рассматривается происхождение неосознанного страха при сексуальном желании. Описывается явление деструкции и возрождения на примере чувства страсти. Исследуется последовательность в цепи явлений деструкции и становления.
Скачать PDF

Агрессия и деструкция в фокусе психоанализа

Буняева М.В., Ковш Е.М.
Представлен краткий обзор психоаналитических теорий, рассматривающих агрессию как один из важнейших компонентов психики человека. Изложены основные подходы, трактующие природу агрессии, а также конфликтные и гармоничные отношения между Эросом и Танатосом. Описаны представленность агрессии в психике ребенка и особенности ее проявления на разных этапах психосексуального развития. Показана роль подавленной агрессии в возникновении психосоматических заболеваний.
Скачать PDF

Деструкция в малых группах

Сидоренков А.В.
Рассмотрена деструкция в контекстах разрушения групповой структуры и нарушения эффективности группы. Определено понятие «нормальная структура» в группе, показаны виды групповых структур, причины и суть разрушения структуры группы. Изложены некоторые социально-психологические феномены на уровнях индивида и группы, которые негативно влияют на активность и эффективность группы. Одни феномены являются абсолютно деструктивными, а другие могут создавать как позитивный, так и негативный эффект.
Скачать PDF

Моббинг - деструкция трудового коллектива

Новикова Г.А., Новикова Л.А.
В статье рассмотрен моббинг на основе межличностных отношений, приводящий к разрушению трудового коллектива. Описаны признаки моббинга; представлена модель моббинг-процесса; раскрыты методы и техники моббинга. Предложены направления превенции моббинга.
Скачать PDF

Сравнительный анализ профессиональных деструкций педагогов

Лобанова А.В., Банщикова Т.Н.
Скачать PDF

Профессиональное выгорание как специфическая форма профессиональных деструкций

Статья посвящена результатам сравнительного анализа терминологического аппарата, используемого для обозначения феномена «выгорания», и современных эмпирических исследований данного феномена у представителей различных профессиональных групп. Подчеркивается необходимость исследования динамики структуры профессионального выгорания в процессе профессио нализации с позиций системогенетического подхода.
Скачать PDF

Динамика профессиональных деструкций в соотношении с динамикой эго-идентичности у представителей соц

Солдатова Елена Леонидовна, Шевченко Анна Александровна
Предложен подход к изучению профессиональных деструкций с позиции положений концепции динамики эго-идентичности в нормативных кризисах развития личности взрослого человека. Выявлены общие и специфические особенности профессиональных деструкций представителей производственной и социальной сфер деятельности.
Скачать PDF

Взаимосвязь защитно-совладающего поведения с профессиональными деструкциями

Солдатова Елена Леонидовна, Шевченко Анна Александровна
На основе обзора исследований профессиональных деструкций разработана модель организации защитно-совладающего поведения личности с профессиональными деструкциями, проведена эмпирическая проверка модели.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!