Дессуар Макс

Найдено 1 определение
Дессуар (Dessoir) Макс
(8.2.1867, Берлин - 19.7.1947, Кенигштейн, Таунус, Германия) - немецкий эстетик и психолог.
Биография. Еще в гимназии у него проявились способности и к искусствам (игра на скрипке), и к естественным наукам, в это же время зародился интерес к пограничным вопросам психологии и физиологии. После окончания гимназии в 1881 г. учился в университетах Вюрцбурга и Берлина (доктор медицины, доктор философии, 1889). С 1891 г. Дессуар работал в Берлинском университете в качестве приват-доцента, в 1893 г. защитил диссертацию (Psychologischen Skizzen) для замещения должности доцента, с 1897 г. он - экстраординарный профессор, с 1920 г. до своей отставки в 1934 г. - ординарный профессор Берлинского университета. В 1947 г. снова приступил к преподавательской деятельности в качестве профессора во Франкфурте.
Исследования. В методологическом плане Дессуар - последователь В.Дильтея. Является основоположником критического анализа парапсихологических феноменов. С 1885 г. он приступил к систематическим наблюдениям за медиумами, что позволило ему сделать обобщающие выводы о сущности этих явлений на основе понятия подсознательного. (Vom Jenseits der Seele: Die Geheimwissenschaften in kritischer Betrachtung. 1917). Ввел в употребление сам термин "парапсихология". Вместе с Э.Утицем основал школу эстетики, известную под названием "всеобщей науки об эстетике". Эстетику Дессуар понимал значительно шире, чем искусство, включая в нее природу и повседневную жизнь. Но и искусство, по его мнению, основывается не на одном лишь эстетическом чувстве, а также и на религиозных, социальных и политических воззрениях. С 1906 г. он стал издавать журнал "Zeitschrift fur Asthetik und allgemeine Kunstwissenschaft", центральный орган формалистической эстетики. По его инициативе в 1913 г. был организован 1-й Интернациональный конгресс эстетики. В работе "Эстетика и всеобщая наука об искусстве" (Asthetik und allgemeine Kunstwissenschaft in Grundzuge. Stuttgart, 1906) разделил искусства на два вида, на подражательные искусства, имеющие реальные формы (пространство и время искусства), и свободные искусства, имеющие иррелевантные формы (архитектура или музыка).
Сочинения. Das Doppel-Ich. 1890;
Bibliographie des modernen Hypnotismus. 1890;
Geschichte der neueren deutschen Psychologie. Bd. 1, B., 1902;
Skeptizismus in der Asthetik // Zeitsch. f. Asth. u all. Kunst. 1907, Bd.2, H.4;
Abriss einer Geschichte der Psychologie. Heidelberg, 1911, в рус. пер.: Очерк истории психологии. СПб., 1912;
Vom Diesseits der Seele. 1923;
Okkultismus in Urkunden. B., 1925;
Die Rede als Kunst. 1940;
Buch der Erinnerungen. 1946;
Das Ich, der Traum, der Tod. 1947;
Psychologische Briefe. 1948.
Литература. Herrmann Ch. Max Dessoir. 1929.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000