ДЕРЕВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Найдено 1 определение
ДЕРЕВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
модель становления и развития, структуры и взаимодействия различных отраслей психологической науки, число которых в настоящее время приближается к 100 и которые уже нельзя дать в линейном или двухмерном плане.
Корни Д. п. н.— философские проблемы психологии. Они разветвляются на теорию отражения, рефлекторную теорию психики, учение о принципах психологии, ее методологию и быстро растущий корень, получивший название математической психологии.
Переходом корней в ствол психологической науки служив история психологии. Выше лежит основной ствол общей психологии. От него отходит ветвь сравнительной психологии. Он разветвляется на два ствола: индивидуальной психологии и социальной психологии, конечные ветви которых частично не только переплетаются, но и срастаются так же, как и вершины этих двух стволов.
Ниже других от ствола индивидуальной психологии отходят ветви психофизики и психофизиологии. Несколько выше их, со стороны тыла, начинается ствол медицинской психологии с дефектопсихологией, разветвляющейся на олигофрено-, сурдо- и тифлопсихологию она ответвляется с тыльной стороны потому, что патология — отклонение от нормы. Выше располагается возрастная психология, разветвляющаяся на детскую психологию, психологию юношеского возраста и геронтопсихологию. Еще выше этот ствол становится дифференциальной психологией. Почти от ее основания отходит ветвь психодиагностики с психопрогностикой. Кончается ствол индивидуальной психологии двумя вершинами: психологией индивидуального творчества и психологией личности; причем ветви, отходящие от обоих этих стволов, срастаются с ветвями, отходящими от вершины ствола социальной психологии.
Второй ствол Д. п. н.— ствол социальной психологии. От него после ветвей ее методологии и истории отходят ветви палеопсихологии, исторической психологии, этнопсихологии. Здесь же, с тыловой стороны, отходит ветвь психологии религии, а с фронтальной — психологии искусства и библиотечной психологии.
Выше ствол опять раздваивается: один продолжает систему социально-психологических наук как коммуникативно-психологических, а другой представляет группу наук психологии труда.
Первой на стволе коммуникативно-психологических наук расположена ветвь психологии спорта. Выше во фронтальном направлении отходит мощная ветвь педагогической психологии. Отдельные ее ветви тянутся к большинству других ветвей всего дерева, со многими переплетаются, а с некоторыми даже срастаются. К числу последних принадлежат библиотечная психология, психогигиена, трудовая терапия, профессиональная ориентация, исправительно-трудовая психология, психология управления. Следующая ветвь на стволе социально-психологических наук — юридическая психология.
Ветвь психологии труда представляет собой достаточно мощный ствол, отходящий от основного ствола социально-психологических наук. На нем, как и на других ветвях, вскоре за развилкой находятся ветви методологии и истории психологии труда. Выше лежит ряд ветвей — наук, изучающих определенные виды социально высокозначимого труда. К ним относится военная психология. Самостоятельной ветвью стала авиационная психология и быстро и успешно развивающаяся на ее основе космическая психология. От ствола психологии труда отходит массивная и быстро развивающаяся ветвь инженерной психологии.
Вершина ствола психологии труда срастается с общей вершиной ствола социальной психологии: психологии групп и коллективов и психологии коллективного творчества, а вершинные ветви всего ствола социальной психологии, в свою очередь,— с вершинами психологии личности и индивидуального творчества ствола индивидуальной психологии.
Ансамбль вершинных ветвей Д. п. н. становится вершиной самостоятельной психологической науки — психологии идеологической работы как осуществления идеологической функции психологии.
Стволы, корни, ветви и веточки Д. п. н. моделируют следующую иерархию компонентов психологии как науки в целом: частная психологическая наука, отрасль психологии, психологическая проблема, психологическая тема.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984