Деревня

Найдено 1 определение
 «Деревня»
Village) — проективная методика исследования личности. Произведение Г. Уэллса "Игры на полу" (1911) дало импульс к созданию методики "Д". и "Мир" теста. В 1939 г. Д. была предложена независимо друг от друга несколькими авторами. Р. Мукиелли издал в 1960 г. первое полное руководство. Предназначена для исследования как детей, так и взрослых. Стимульный материал "Д". состоит из небольших по величине предметов, количество которых доходит до 300 (в зависимости от вариантов различных авторов). Среди них: школа, больница, мэрия, церковь, торговые лавки (мясная, булочная), кафе, деревья различной формы, автомобили, стены, фигурки людей и животных и т. п. Испытуемому предлагается построить деревню, в которой он будет жить. Психолог фиксирует поведение испытуемого и время работы, после окончания которой просит прокомментировать результат. Вопросы могут быть заданы как произвольные (напр. "В каком месте деревни Вы живете?, "Какой уголок Вам нравится больше всего?", "Есть ли в деревне уголок, который напоминает Вам знакомые места?"), так и по определенной схеме (существует 8 стандартных вопросов). После этого на бумаге делается набросок деревни в котором тщательно отмечается расположение каждого предмета. Теоретические основы методики основываются на исследованиях в области феноменологии, символизма, экзистенциализма. Анализу подвергаются, в первую очередь, символическое жизненное пространство и его структура. При интерпретации результатов учитываются символика правого и левого, верха и низа. Например, доска или стол, на котором строится "Д". может быть условно поделен на три горизонтальные зоны. Наиболее удаленная от испытуемого рассматривается как зона стремлений, центральная — как сфера настоящего, ближайшая — как сфера актуальных переживаний и "ЭГО". Возможно деление по вертикальным зонам, а также по небольшим квадратам (от 8 до 16). По мнению Р. Мукиелли, в исследованиях с помощью Д. выявляются 4 переменные: психологический возраст, характер (поведение), культурный уровень и внутренний мир личности, о чем свидетельствуют символические фантазии, которые необходимо декодировать; интерпретации подлежат форма переживаемого пространства и значение, придаваемое элементам построенной "Д". (например, "аптека" — символ заботы о здоровье, страха болезни, небольшого недомогания; "мясная лавка" — насилия, агрессии, убийства; "вокзал" — изменения жизни, разрыва с настоящим, отьезда). Обсуждается также потребность в топографическом анализе рельефа "Д"., ее высоты, наличия долин, возвышенностей, а так же типичных экспрессивных движений в процессе создания "Д". В исследованиях с использованием методики выявились типы макетов "Д"., характерные для различных контингентов испытуемых. Р. Мукиелли разработаны "патологические симптомы": опустошенная "Д"., переполненная "Д"., хаотичная "Д"., расщепленная "Д"., безлюдная "Д"., "Д". с двойным центром, "Д"., построенная в виде лабиринта, "Д"., в которой постройку объединяет общая идея и т. д. Так, лица страдающие неврозами создают, как правило, опустошенный, безлюдный, излишне строгий или беспорядочный макеты "Д". В специальных исследованиях изучалась проблема дополняемости или взаимодополняемости "Д". и "Мир" теста, во многом сходных методик. Было показано, что обе методики обладают достаточной валидностью, успешно дифференцируют различные клинические группы и могут быть использованы альтернативно при необходимости диагностики нервно-психических расстройств. При углубленной индивидуальной диагностике рекомендуется использовать обе методики, так как они освещают различные стороны личности. За рубежом "Д". используется при профотборе и профориентации, в процессе психотерапии. Усложненная интерпретация затрудняет широкое распространение "Д". Необходимы исследования по ее стандартизации.

Источник: Клиническая психология. Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
456.20 кб

Детская деревня-SOS как альтернативная форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без поп

Киселёва Надежда Анатольевна, Соловьёв Игорь Иванович
Статья посвящена актуальной проблеме, ориентированной на изучение условий и факторов, влияющих на социально-психологическую адаптацию детей в замещающих семьях Детской деревни-SOS.
Читать PDF
251.37 кб

Трудности социально-психологичсекой адаптации воспитанников НОУ «Детская деревня-SOS»

Иванова Светлана Павловна, Манойлова Марина Алексеевна
В статье представлены результаты анализа особенностей социально-психологической адаптации воспитанников «Детской деревни-SOS».
Читать PDF
1.86 мб

Деревня - душа России

Погожева Валентина Николаевна
В статье рассказывается об общественном движении, связанном с возрождением традиций крестьянской жизни в одном из регионов Вологодской области.
Читать PDF
329.67 кб

Вьетнамская деревня - место рождения народных праздников

Хыонг Ч.Т.
Читать PDF
144.60 кб

2001. 03. 027. "виртуальная деревня"?: обзор журнала "Интернационал политик". Internationale Politik

Дунаева Ю. В.
Читать PDF
255.32 кб

Знакомая-незнакомая деревня

Покровский Н.
Читать PDF
500.59 кб

Детская деревня-SOS Псков: история и современность

Киселева Надежда Анатольевна, Соловьев Игорь Иванович
Выбор формы жизнеустройства и адаптации к ней детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, является острой и актуальной проблемой.
Читать PDF
117.56 кб

«Глобальная деревня» как новая форма социальной организации постиндустриального общества и фактор уг

Карнаушенко Леонид Владимирович
В статье исследуются процессы глобализации и информатизации, обусловившие коренные трансформации социальной системы в конце XX начале XXI века.
Читать PDF
931.31 кб

Шопинг в сизомаге: Интернет как потемкинская деревня пенитенциарных практик современной России

Gusejnova Dina
The aim of this introduction and the ensuing discussion is to explore the role of the Internet in postsocialist Russian penitentiary practice and the social economy of punishment.
Читать PDF
261.90 кб

Российская деревня в эпицентре демографического кризиса: политологический аспект

Шибаева Елена Евгеньевна
Статья посвящена актуальной проблеме российского демографического кризиса в сельской местности и вывода отечественной деревни из депрессивного состояния.
Читать PDF
607.94 кб

Деревня близкая и далекая: образ села в советских и постсоветских учебниках по чтению для начальной

Козлова М. А.
В статье рассматривается образ деревни, создаваемый в учебниках для начальной школы. Исследование строится в сравнительной перспективе: анализу подвергается контент учебников чтения советского (1974-1980 гг.
Читать PDF
115.35 кб

«Грязная деревня» и «Замусоренный город» (обыденные практики обращения с мусором в разных сообщества

Бредникова Ольга Евгеньевна, Ткач Ольга Александровна
В статье проблематизируются практики обращения с мусором в городских и деревенских сообществах.
Читать PDF
547.87 кб

ДЕРЕВНЯ КАК НЕ-ПОЛИТИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО: СОЦИАЛЬНАЯ (ДИС)ОРГАНИЗАЦИЯ МИРА СОБСТВЕННЫХ ИМЕН

Гололобов Иван Валерьевич
В статье рассматривается проблема дискурсивной организации сельского сообщества в России. На основе полевых наблюдений, а также по материалам имеющейся литературы предлагается тезис о не-политической природе его организации.
Читать PDF
0.00 байт

Деревні інтродуценти в насадженнях янівського Розточчя: досвід і перспективи

Ю. Г. Гринюк, Я. Я. Білик
Ще з позаминулого століття у лісах Янівського Розточчя розпочалися акліматизаційні пошуки.
Читать PDF
252.56 кб

В. Ю. Козмин. «Мельница в деревне Бугрово. Путеводитель по будущему музею». 2005

Розов А. Н.