ДЕПРИВАЦИЯ

Найдено 28 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Депривация
отсутствие условий для удовлетворения потребностей организма. См. Сенсорная депривация.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

ДЕПРИВАЦИЯ
лишение человека каких-либо важных условий, необходимых для его нормального существования и развития.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Депривация
лишение, утрата или приближающаяся к ним по выраженности и значению для субъекта недостаточность чего-то желанного, необходимого.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

депривация

(от позднелат. – deprivatio – потеря, лишение) – сенсорная недостаточность, которая может привести к потере ориентации.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Депривация
лишение, утрата, ограничение чего-либо, потеря значимого объекта или человека. Например, сенсорная депривация - ограничение внешних раздражений, депривация сна - ограничение или лишение сна.

Источник: Словарь по психогенетике

депривация
[deprivation] Неспособность в должной мере удовлетворить нужды и желания другого; отказ в доступе или устранение источников удовлетворения физических, эмоциональных или интеллектуальных потребностей другого.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

Депривация
Лишение человека или ограничение удовлетворения каких-либо насущных потребностей (сна, двигательной активности, информации, социальной среды и пр.). Один из факторов, ведущих к развитию невроза, психических расстройств.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

ДЕПРИВАЦИЯ
от англ. deprivation - лишение, утрата] - продолжительное лишение или ограничение человека возможностей удовлетворения каких-л. основных психических потребностей. Выделяют сенсорную, социальную и др. виды Д. (см. Депривация двигательная)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

ДЕПРИВАЦИЯ
(от лат. deprivatio – лишение) – лишение или недостаточное удовлетворение какой–либо важной психической потребности в течение достаточно длительного времени; наиболее опасны для полноценного развития сенсорная, эмоциональная, коммуникативная форма Д.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Депривация
психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.

Источник: Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. 1999

Депривация
психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Следствием депривации в детском возрасте являются выраженные отклонения в эмоциональном, интеллектуальном, социальном развитии.

Источник: Психология депривации. Словарь специальных терминов и понятий. — 2021 .— 71 с.

Депривация
Ограничение возможностей или потребностей личности как проявления мщения. Психическая Д. – лишение индивида факторов, необходимых для нормального психического развития (например, лишение материнской ласки в раннем периоде). Сенсорная Д. – длительное устранение сенсорных влияний, ведущее к психическим расстройствам от нарушений сенсорных или мыслительных процессов до бреда и галлюцинаций.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

Депривация
англ. deprivation - лишение, утрата) – 1. лишение или ощущение появления существеннго дефицита объектов удовлетворения основных потребностей; 2. психологическое состояние, непосредственно вызванное утратой объектов актуальных потребностей; 3. в экспериментальных процедурах – градуированное лишение объекта изучаемой потребности. Например, «48-часовая депривация пищи», «депривация 85% от нормального веса тела».

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ДЕПРИВАЦИЯ
Строго говоря, термин означает потерю какого-то желаемого объекта или человека и используется для обозначения удаления объекта или человека или для обозначения состояния потери непосредственно. Имеется также любопытное специальное использование, как, например, во фразах подобно "48-часовая депривация пищи" и "депривация 85% от нормального веса тела". В таких случаях это относится к экспериментальной процедуре, при которой контролируется влечение или потребность организма посредством определения (оперативного) уровня депривации.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Депривация
лат. «лишение») – эмоциональное состояние в результате потери, лишения. Типичная реакция – сочувствие, попытки утешения.
Печален я, со мною друга нет (А. Пушкин).
Он уехал не простившись,
Не вернется он назад.
Говорят, весна вернется,
Расцветет природа вновь.
Все воскреснет, оживится…
Не вернется лишь любовь!
И весна мне не на радость,
Коль зима в душе моей!
Он уехал, он уехал!
Слезы льются из очей…
(Романс)
Ср. кубинскую песню «Голубка», итальянскую песню «Вернись в Сорренто».
Ср. печаль, горе, разлука.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

ДЕПРИВАЦИЯ
от лат. deprivatio – потеря, лишения) – чувство недовольства, испытываемое личностью или группой по отношению к своему актуальному состоянию; переживание расхождения между ожиданиями и возможностями удовлетворения. Термин «Д.» введен американским социологом С. Стауффером в конце 40-х гг. ХХ в. Разрыв между ростом уровня ожиданий и актуальными потребностями ведет к усилению Д. как личностного, так и группового уровня, что способствует росту социальной напряженности, возникновению различных форм социально-политических, этнических конфликтов. В ряде исследований установлено, что рост Д. в отдельных социальных группах усиливает тенденции к агрессивному поведению их членов, направленному против политической системы или общественной группы, которую считают виновницей Д.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ДЕПРИВАЦИЯ
лишение человека чего-либо, каких-либо предметов, условий и т. п., необходимых для его нормального существования, удовлетворения основных жизненных потребностей, физического и психологического развития. Есть несколько видов Д.: сенсорная, пищевая, двигательная и др. Сенсорная депривация, например, проявляется в том, что организм человека надолго лишается стимулов, необходимых для его нормальной активности и для поддержания работоспособности органов чувств на должном уровне. Пищевая Д. связана с лишением организма необходимых продуктов питания и веществ, обеспечивающих его рост и развитие. Двигательная Д. представляет собой лишение человека возможности совершать движения, необходимые для нормального функционирования ор ганизма. См. депривация психосоциальная, депривация сенсорная, депривация эмоциональная.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ДЕПРИВАЦИЯ
от лат. deprivatio — лишение, потеря) — сенсорная недостаточность или недогрузка систем анализаторов, наблюдаемая у человека в условиях изоляции или при нарушении работы основных органов чувств. В условиях Д. у человека усиливается потребность в ощущениях и эффективных переживаниях, что осознается в форме сенсорного эмоционального голода. В ответ на это активизируются процессы воображения, которые определенным образом воздействуют на образную память. В условиях Д. нарушается ритм сна и бодрствования, развиваются гипнотические состояния. Чем жестче условия Д., тем быстрее нарушаются условия памяти и мышления, что проявляется в невозможности на чемлибо сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы. Отмечается снижение функции экстраполяции продуктивности при выполнении несложных умственных действий. Состояния, близкие к Д., могут встречаться у операторов при нахождении их в режиме оперативного покоя.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ДЕПРИВАЦИЯ
англ. deprivation - лишение, утрата). В медицине: недостаточность удовлетворения каких-либо потребностей организма.
Д. ДВИГАТЕЛЬНАЯ - недостаточность двигательной активности в связи с ограничением пространства, образом жизни и т.п.
Д. МАТЕРИНСКАЯ - недостаточность контактов с матерью, особенно в раннем детстве. Приводит к аффективным невротическим и психотическим расстройствам - анаклитической депрессии [Spitz R., 1946]; является одним из важных факторов этиологии ранней детской шизофрении [Leonhard K., 1986].
Д. ПОЛОВАЯ - см. Абстиненция половая.
Д. СЕНСОРНАЯ - лишение необходимой для жизнедеятельности информации, часто играющее важную роль в патогенезе психических расстройств, например, галлюциноза типа Шарля Бонне.
Д. СОЦИАЛЬНАЯ - недостаточность контактов с окружающей средой, накладывающая отпечаток на психическое развитие (синдромы Каспара Хаузера, Маугли) или нарушающая сложившиеся ранее механизмы социальной адаптации: например, экзистенциальная депрессия [Haufner H., 1954], тяжелые невротические состояния в связи с уходом на пенсию, потерей близких и т.п.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Депривация
Термин, ставший широко известным благодаря Джону Боулби, который считал, что дети, лишенные материнской заботы и любви в раннем детстве, испытывают задержку в эмоциональном, физическом или интеллектуальном развитии. Термин «депривация» применяется в тех случаях, когда узы привязанности оказываются разорванными. Ранние эксперименты Боулби с участием детей, эвакуированных во время Второй мировой войны, привели его к убеждению, что длительная разлука с матерью является причиной синдрома депривации. Это убеждение укрепилось в результате исследования макак-резусов, проведенного Гарри Харлоу в 1950-х годах. Харлоу доказал, что молодые мартышки, разлученные с матерями вскоре после рождения и воспитанные в изоляции, обнаруживают существенную задержку в развитии. Исследование воспитанников сиротских приютов установило, что они часто выказывают признаки отставания в физическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии. Подобные эффекты являются прямым следствием депривации в раннем возрасте. Работы Боулби во многом способствовали благотворным переменам в обществе, особенно улучшению государственной заботы о маленьких детях и постепенному усилению роли приемных родителей как альтернативы сиротским приютам. Тем не менее, многие его утверждения об опасности ранней разлуки с матерью кажутся преувеличенными, а чувство вины перед детьми, испытываемое работающими матерями, не считается таким сильным, как раньше.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Депривация
состояние, при котором индивид лишен возможности удовлетворить свои потребности.
Различают абсолютную и относительную депривацию. Абсолютная депривация предполагает невозможность удовлетворения потребности, сложившуюся по объективным причинам (нет доступа к благу, обстоятельства не позволяют его удовлетворить). Относительная депривация субъективно воспринимается индивидом как лишение его заслуженных благ, их несправедливая принадлежность другим людям.
Относительная депривация может быть причиной агрессивного поведения в том случае, если индивид (группа людей) имеет: а) меньше того, чем, как ему кажется, он заслуживает; б) меньше того, чем он вправе был бы ожидать; в) меньше, чем другие люди, похожие на него. Депривация приводит к агрессии только в том случае, если установлен ее виновник, который своим существованием и действиями как бы блокирует удовлетворение важной потребности. Агрессия используется в таких случаях как способ а) устранения депривации и б) наказания виновных в ней лиц (мнимых, реальных). Вместе с тем агрессия возможна и со стороны лиц, которым депривация только угрожает с целью ее недопущения или пресечения возможных вредных её последствий.
Следует отличать депривацию от фрустрации. Депривация – это объективное и субъективно расцениваемое лишение чего-либо нужного индивиду. Фрустрация определяется как препятствие на пути к цели и как состояние организма, вызванное таким препятствием. Депривация может рассматриваться и как фрустрация, если представлена в качестве препятствия, которое мешает нормальному развитию и существованию индивида.

Источник: Словарь терминов агрессии и насилия

Депривация
(Deprivatio) (от лат. deprivation - лишение, утрата). В биологии и медицине - лишение или ограничение возможностей удовлетворения какихлибо потребностей организма, соотв. личности.
Д., материнская (от лат. deprivation - лишение, утрата). Депривация в общении с матерью и в материнских заботах о ребенке. Приводит к расстройствам развития, невротическим и эмоциональным расстройствам.
Д., половая (Deprivatio sexualis) -см. Абстиненция, половая.
Д., сенсорная (Deprivatio sensoria)(от лат. sensus - ощущение, чувство). Депривация в необходимой информации, возникающая в условиях изоляции или расстройства функции органов чувств. Син. Сенсорная недостаточность.
Д. сна (Deprivatio somnis). Терапия лишением сна. Применяется главным образом при депрессивных состояниях - в начальных стадиях эндогенных депрессий и при терапевтически резистентных депрессиях. Д. с. может быть тотальной (36-40 часов бодрствования) и частичной (18-20 часов без сна в течение суток). Менее курабельны тревожнодепрессивные состояния, сенестопатически-ипохондрические и деперсонализационные расстройства, лучший терапевтический эффект отмечается при наличии в структуре депрессии вялости, апатии, заторможенности.
Д., социальная (от лат. socius - товарищ). Депривация в окружающей социальной среде, возникающая в результате ухода на пенсию, утраты близких людей и др.
Д. «утраты, корней». Реактивная депрессия, возникающая у военнопленных, заключенных и др. Характеризуется хроническим течением, ипохондрическими и навязчивыми проявлениями, вегетативными расстройствами, понижением активности и работоспособности.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ДЕПРИВАЦИЯ
deprlvation) Опыт недополучения необходимого. Психоанализ интересуется двумя видами деприваций: материнской исексуальной. Оба вида, а в последние годы преимущественно первый из них, приводятся в качестве причин НЕВРОЗА, особенно Bowlby (1951) в Великобритании. Теория невроза, обусловленного материнской депривацией, существует в разных степенях осмысления, в зависимости от того, как определяется недостаточность необходимого. Статистические теории материнской депривации должны, по необходимости, определять депривацию с позиций длительности физического отсутствия МАТЕРИ. Другие теории, например, теория Винникотта, которые базируются как на педиатрических наблюдениях, так и на аналитических КОНСТРУКЦИЯХ, могут определить депривацию с позиции полученной или неполученной любви и могут расчленить понятие материнской заботы на субкатегории, такие как кормление, уход, прижимание к себе, улыбка, теплота, в результате чего мать может не попасть в разряд "достаточно хорошей" или НОРМАЛЬНО ПРЕДАННОЙ МАТЕРИ по одной субкатегории, будучи успешной по другим.
Депривационные теории невроза подразумевают,чтодепривация, перешедшая определенныйПОРОГ,вызывает соответственно необратимые последствия, либо замедляя развитие, либо провоцируя ЗАЩИТЫ. Согласно одной из возможных схем, последовательность такова: депривация - ФРУСТРАЦИЯ - АГРЕССИЯ -ТРЕВОГА - ЗАЩИТА - ТОРМОЖЕНИЕ - возвращение вытесненного - ФОРМИРОВАНИЕ СИМПТОМА; по другой: депривация - ФИКСАЦИЯ - замедленное развитие - устойчивость ИНФАНТИЛЬНОЙ потребности в материнской заботе и РЕГРЕССИВНОЕ поведение. О последствиях массивной материнской депривации см. СЕПАРАЦИЯ, МАТЬ - РЕБЕНОК.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

Депривация
от лат. deprivatio – лишение; от англ. deprivation – лишение, потеря – психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения его основных психических потребностей. Характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Для полноценного развития ребёнка необходимы следующие условия:
1) многообразные стимулы разной модальности (зрительные, слуховые и т.д.); их недостаток вызывает стимульную (сенсорную) депривацию;
2) удовлетворительные условия для учения и приобретения различных навыков; хаотичная структура внешней среды, которая не позволяет понимать, предвосхищать и регулировать происходящее вовне, вызывает когнитивную депривацию;
3) социальные контакты (с взрослыми, прежде всего с матерью), обеспечивающие формирование личности; их недостаточность ведёт к эмоциональной депривации;
4) возможность осуществления общественной самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным нормам и ценностям; ограничение этой возможности вызывает социальную депривацию.
Распространённое ранее мнение о необратимости последствий депривации в раннем возрасте в настоящее время подвергается сомнению. Однако очевидно, что следствием депривации практически всегда является более или менее выраженная задержка в развитии речи, освоении социальных и гигиенических навыков, развитии тонкой моторики, интеллекта. Для ликвидации последствий депривации прежде всего необходимы устранение и компенсация вызвавших её условий (Полонский, 2004);
– явление, которое наступает в результате отделения человека от необходимых источников удовлетворения важных для него потребностей. Главной функциональной сущностью длительной депривации следует признать драматическое переживание человеком этого явления, стойкость и глубокое вмешательство травмирующих переживаний в структуру личности (Бережнова, 2003. С. 199).

Источник: Экологическая психология словарь-справочник 2012.

ДЕПРИВАЦИЯ
(от англ. deprivation - лишение, утрата) - означает ограничения в удовлетворении жизненно важных потребностей. Депривация психическая - это психическое состояние, возникшее в результате жизненных ситуаций, в которых субъекту не представляется возможности удовлетворения некоторых его основных потребностей в достаточной мере в течение длительного времени. Выделяют три основных варианта Д. - эмоциональную (аффективную), сенсорную (стимульную) и социальную (идентичную). Эмоциональная и сенсорная Д. проявляются в ограниченной возможности для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыве подобной связи, когда такая уже была создана. В детстве - это недостаток эмоционального тепла, заботы, внимания, ласки со стороны родителей. Если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития: своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается задержка психического развития в целом (см. Задержанное психическое развитие). Наряду с эмоциональной и сенсорной депривацией выделяют депривацию социальную. Развитие ребенка сильно зависит от общения со взрослыми, которое влияет и на физическое, и на психическое развитие ребенка. Общение со взрослыми у малышей играет как бы пусковую роль в развитии реагирования на важные раздражители. Среди примеров Д.с. - хрестоматийные случаи А.Г. Хаузера - волчьи дети и дети-маугли. Все они плохо говорили, ходили, всего боялись, часто плакали. При их последующем воспитании, несмотря на развитие интеллекта, нарушения личности и социальных связей оставались. Последствия Д.с. в глубоких личностных структурах неустранимы. Чем младше ребенок, тем тяжелее для него социальная изоляция, тем сложнее корректируются ее последствия. Опыт показывает, что дети, испытавшие Д.с. продолжают и в будущем испытывать недоверие к людям, их преследует чувство незащищенности, они трудно устанавливают социальные контакты. Во взрослости им бывает трудно создать свою семью, так как нет опоры на модели семейного поведения. Очень часто их дети также оказываются в приютах и детских домах. Забор детского дома становится для них препятствием, отгораживающим их от социума, навсегда разделившего мир на «МЫ» и «ОНИ».

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

Депривация
позднелат. deprivatio — потеря, лишение] (в психологии) — психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей. Понятие Д. в содержательно психологическом плане является родственным, но не тождественным понятию "фрустрация". По сравнению с последней Д. существенно более тяжелое, болезненное и иногда личностно разрушающее состояние, отличающееся качественно более высоким уровнем жесткости и устойчивости по сравнению с фрустрационной реакцией. В различных обстоятельствах депривированными могут оказаться различные потребности. В этой связи термин Д. традиционно рассматривается как родовое понятие, объединяющее целый класс психических состояний личности, возникающих в результате длительного ее отдаления от источников удовлетворения той или иной потребности. Несмотря на разнообразие видов Д., их проявления в психологическом плане содержательно схожи. Как правило, психическое состояние депривированной личности обнаруживается в ее повышенной тревожности, страхе, чувстве глубокой, нередко необъяснимой для самого человека неудовлетворенности собой, своим окружением, своей жизнью. Эти состояния находят свое выражение в потере жизненной активности, в устойчивой депрессии, прерываемой иногда всплесками неспровоцированной агрессии. В то же время в каждом отдельном случае степень депривационного "поражения" личности различна. Решающее значение здесь имеют выраженность и соотнесенность двух основных групп факторов: 1) уровень устойчивости конкретной личности, ее депривационный опыт, способность противостоять воздействию ситуации, т.е. степень ее психологической "закалки"; 2) степень жесткости, модификационной мощности и мера многоаспектности депривационного воздействия. Частичное ограничение возможностей удовлетворения какой-то одной из потребностей, особенно в случае временной депривационной ситуации, по своим последствиям принципиально менее опасно для личности сравнительно со случаями, когда она попадает в условия длительной и практически полной невозможности удовлетворения этой потребности. И все же однонаправленное депривационное воздействие, каким бы жестким оно ни было, порой может быть в существенной мере ослаблено благодаря полноценному удовлетворению остальных основных потребностей данной личности. В психологии принято выделять следующие виды Д.: двигательная, сенсорная, материнская и социальная. Двигательная Д., является следствием резкого ограничения в движениях, вызванного либо болезнью, увечьем, либо такими специфическими условиями жизни, которые приводят к ярко выраженной хронической гиподинамии. Психологические (собственно личностные) деформации, к которым приводит двигательная Д., по своей глубине и труднопреодолимости ни в чем не уступают, а порой и превосходят те физиологические аномалии, которые являются прямым следствием болезни или травмы. Сенсорная Д. — следствие "сенсорного голода", т.е. психическое состояние, вызванное невозможностью удовлетворить важнейшую для любого индивида потребность во впечатлениях в связи с ограничением зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и др. стимулов. Депривационная ситуация здесь может порождаться, с одной стороны, определенными индивидуальными физическими недостатками, а с другой — комплексом экстремальных обстоятельств жизнедеятельности субъекта, препятствующих адекватному "сенсорному насыщению". В психологии подобные условия описываются с помощью термина "обедненная среда". Психическое состояние, традиционно обозначаемое понятием "социальная Д.", является следствием по тем или иным причинам произошедшего нарушения контактов индивида с социумом. Такие нарушения всегда сопряжены с фактом социальной изоляции, степень жесткости которой может быть различной, что в свою очередь определяет меру жесткости депривационной ситуации. В то же время сама по себе социальная изоляция еще не предопределяет фатально социальную Д. Более того, в ряде случаев, особенно если социальная изоляция носит добровольный характер (например, монахи, отшельники, сектанты, отселяющиеся в глухие, труднодоступные места), подобное "социальное затворничество" внутренне богатой, духовно стойкой, зрелой личности не только не приводит к появлению депривационного синдрома, но и стимулирует качественный личностный рост индивида. Наиболее интенсивно изучаемым в психологии видом Д. является материнская Д. и прежде всего госпитализм — синдром патологии детского психического и личностного развития, являющийся результатом отделения младенца от материи. М.Ю. Кондратьев

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

ДЕПРИВАЦИЯ
(от позднелат. deprivatio – лишение) – психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.
В науке данный термин начал использоваться в 1й половине ХХ в. в своем самом непосредственном, буквальном смысле – в рамках физиологических исследований, связанных с лишением организма возможности удовлетворять те или иные жизненные нужды. Термином «пищевая Д.» обозначалось принудительное голодание, «двигательная Д.» – лишение возможности двигаться, и т. п. Для психологии самым важным (хотя и вполне предсказуемым) выводом из этих исследований явилось заключение о том, что Д. витальных потребностей вызывает не только физический, но и психологический дискомфорт. Особую область исследований составили опыты, связанные с Д. сна. Проведенные на людях, эти опыты продемонстрировали, что принудительное сокращение сна по сравнению с необходимой для данного человека нормой вызывает особые состояния сознания – снижение рационального, волевого контроля за своими мыслительными процессами, утрата критичности по отношению к воспринимаемым внешним стимулам и даже возникновение галлюцинаций (зрительных, слуховых и др.).
В психологии развития термин «Д.» употребляется в несколько ином смысле – как недостаток сенсорных и социальных стимулов, приводящий на определенных этапах онтогенеза к замедлению и искажению эмоционального и интеллектуального развития ребенка. Данный феномен был описан еще А.Я.Коменским, позднее – Ж. Итаром (воспитателем «дикого мальчика из Авейрона»), в ХХ в. – А.Гезеллом, анализировавшим современные попытки воспитания детей, в силу экстремальных обстоятельств долгое время оторванных от социума. Всемирную известность приобрели проведенные в 40х гг. ХХ в. исследования детей в неблагоприятных условиях интернатных учреждений (Дж. Боулби, Р. Спиц); эффект замедления и искажения их развития получил название госпитализма.
Обобщению многочисленных эмпирических данных, касающихся проблемы Д. в указанном смысле, посвящена обстоятельная монография чешских авторов Й. Лангмейера и З. Матейчека «Психическая депривация в детском возрасте». В ней авторы выделяют важнейшие потребности развивающегося ребенка и соответственно – формы Д. при ограничении возможности удовлетворять эти потребности. Согласно Лангмейеру и Матейчеку, для полноценного развития ребенка необходимы: 1) многообразные стимулы разной модальности (зрительные, слуховые и т. д.); их недостаток вызывает стимульную (сенсорную) Д.; 2) удовлетворительные условия для учения и приобретения различных навыков; хаотичная структура внешней среды, которая не позволяет понимать, предвосхищать и регулировать происходящее вовне, вызывает когнитивную Д.; 3) социальные контакты (со взрослыми, и прежде всего матерью), обеспечивающие формирование личности; их недостаточность ведет к эмоциональной Д.; 4) возможность осуществления общественной самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным нормам и ценностям; ограничение этой возможности вызывает социальную Д.
Возникновение Д. обусловлено недостаточным поступлением социальных и сенсорных стимулов, что происходит, когда ребенок изначально живет в ситуации «социальной изоляции» либо в случае прекращения уже создавшейся связи между ребенком и его социальной средой. Критическими в этом отношении являются первые 3–5 лет жизни. Формальные условия жизни при этом не показательны: воспитание в детском учреждении с обеспечением достаточного количества человеческих связей может быть более эффективным, чем воспитание в семье, отягченное неблагоприятными обстоятельствами. К последним относится недостаток социально– эмоциональных стимулов, что имеет место в семье с низким экономическим или культурным уровнем, в случаях, когда жимущий в семье ребенок полностью или частично изолирован от более широкой общественной среды, при постоянном или долгом отсутствии одного из родителей (в случае неполной семьи), при повышенной невротичности родителей или в ситуации их депрессивного состояния, когда отношение к ребенку поверхностно и неадекватно. Отсутствие одного из родителей затрудняет у ребенка усвоение стереотипа поведения своего пола, что может в зрелом возрасте привести к трудностям в собственной семейной жизни. Это не означает, что воспитание в неполной семье всегда дефектно: в условиях нормальных взаимоотношений развитие ребенка в неполной семье может протекать более успешно, чем в формально полной, но фактически нестабильной семье; трудности неполной семьи могут успешно возмещаться повышенным вниманием остающихся ее членов.
Распространенное ранее мнение о необратимости последствий Д. в раннем возрасте в настоящее время подвергается сомнению. Однако очевидно, что следствием Д. практически всегда является более или менее выраженная задержка в развитии речи, освоении социальных и гигиенических навыков, развитии тонкой моторики, интеллекта. Для ликвидации последствий Д. прежде всего необходимы устранение и компенсация вызвавших ее условий: активная стимуляция, усиление эмоциональных контактов, преобразование социальных отношений и т. д.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

Депривация
от лат. deprivatio — потеря, лишение] — психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей. Понятие «депривация» в содержательно психологическом плане является родственным, но не тождественным понятию «фрустрация». По сравнению с последней депривация существенно более тяжелое, болезненное и иногда личностно разрушающее состояние, отличающееся качественно более высоким уровнем жесткости и устойчивости по сравнению с фрустрационной реакцией. В различных обстоятельствах депривированными могут оказаться различные потребности. В связи с этим термин «депривация» традиционно рассматривается как родовое понятие, объединяющее целый класс психических состояний личности, возникающих в результате длительного ее отдаления от источников удовлетворения той или иной потребности. Несмотря на разнообразие видов депривации, их проявления в психологическом плане содержательно схожи. Как правило, психическое состояние депривированной личности обнаруживается в ее повышенной тревоге, страхе, чувстве глубокой, нередко необъяснимой для самого человека неудовлетворенности собой, своим окружением, своей жизнью. Эти состояния находят свое выражение в потере жизненной активности, в устойчивой депрессии, прерываемой иногда всплесками неспровоцированной агрессии. В то же время в каждом отдельном случае степень депривационного «поражения» личности различна. Решающее значение здесь имеют выраженность и соотнесенность двух основных групп факторов: 1) уровень устойчивости конкретной личности, ее депривационный опыт, способность противостоять воздействию ситуации, т. е. степень ее психологической «закалки»; 2) степень жесткости, модификационной мощности и мера многоаспектности депривационного воздействия. Частичное ограничение возможностей удовлетворения какой-то одной из потребностей, особенно в случае временной депривационной ситуации, по своим последствиям принципиально менее опасно для личности сравнительно со случаями, когда она попадает в условия длительной и практически полной невозможности удовлетворения этой потребности. И все же однонаправленное депривационное воздействие, каким бы жестким оно ни было, порой может быть в существенной мере ослаблено благодаря полноценному удовлетворению остальных основных потребностей данной личности. В психологии принято выделять следующие виды депривации: двигательная, сенсорная, материнская и социальная. Двигательная депривация является следствием резкого ограничения в движениях, вызванного либо болезнью, увечьем, либо такими специфическими условиями жизни, которые приводят к ярко выраженной хронической гиподинамии. Психологические (собственно личностные) деформации, к которым приводит двигательная депривация, по своей глубине и труднопреодолимости ни в чем не уступают, а порой и превосходят те физиологические аномалии, которые являются прямым следствием болезни или травмы. Сенсорная депривация — следствие «сенсорного голода», т. е. психическое состояние, вызванное невозможностью удовлетворить важнейшую для любого индивида потребность во впечатлениях в связи с ограничением зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и др. стимулов. Депривационная ситуация здесь может порождаться, с одной стороны, определенными индивидуальными физическими недостатками, а с другой — комплексом экстремальных обстоятельств жизнедеятельности субъекта, препятствующих адекватному «сенсорному насыщению». В психологии подобные условия описываются с помощью термина «обедненная среда». Наиболее интенсивно изучаемым в психологии видом депривации является материнская депривация и, прежде всего, госпитализм — синдром патологии детского психического и личностного развития, являющийся результатом отделения младенца от матери. Психическое состояние, традиционно обозначаемое понятием «социальная депривация», является следствием по тем или иным причинам произошедшего нарушения контактов индивида с социумом. Такие нарушения всегда сопряжены с фактом социальной изоляции, степень жесткости которой может быть различной, что в свою очередь определяет меру жесткости депривационной ситуации. Формы социальной депривации различны не только по степени ее жесткости, но и по тому, кто является ее инициатором, кто именно задает депривационный характер отношений группы с широким социумом — она сама или же общество, целенаправленно создавая для решения определенных задач в той или иной мере закрытое от других человеческих сообществ объединение людей. По этому признаку можно выделить: 1) вынужденную изоляцию, когда группа в целом и каждый ее член в отдельности оказываются оторванными от социального окружения в силу сложившихся обстоятельств вне зависимости от их собственного желания или воли общества (например, попавшая на необитаемый остров команда потерпевшого крушения корабля или заблудившаяся в тайге или в пустыне экспедиция и т. п.); 2) принудительную изоляцию, когда вне зависимости от желания людей, а нередко и вопреки их воле, общество сознательно обособляет их, изолируя в рамках закрытых групп (примерами таких сообществ могут быть: а) группы людей, подвергнутых своеобразному временному остракизму — осужденные в условиях различных исправительных учреждений, подследственные, находящиеся в стенах следственных изоляторов, больные, подвергнутые принудительному лечению от наркомании, токсикомании, алкоголизма, кожно-венерологических заболеваний; б)закрытые группы, членство в которых (во всяком случае официально) не предполагает какое бы то ни было ущемление в правах и не подразумевает низкий социальный статус человека — солдаты срочной службы в условиях всеобщей обязательной воинской повинности, воспитанники домов ребенка, детских домов, школ-интернатов для «социальных» и реальных сирот); 3) добровольно-вынужденную, или добровольно-принудительную изоляцию, когда достижение какой-то значимой для людей цели связано с неприятной, а нередко и тягостной необходимостью резко ограничить свои контакты с привычным окружением (примером тому могут служить разнообразные профессиональные закрытые группы, а также профессионально-специализированные учебные учреждения интернатного типа, но при этом в определенном смысле элитарного характера — интернаты для особо одаренных детей и подростков, спортивные школы-интернаты, нахимовские и суворовские училища и т. п.); 4) добровольную изоляцию, когда люди по собственному желанию сами объединяются в рамках закрытых групп, не будучи напрямую стимулированы к подобному «социальному затворничеству» требованиями социума (примером такого добровольного выхода из социума могут служить монахи, отшельники, сектанты, отселяющиеся в глухие труднодоступные места и т. д., то есть те, для кого именно отчуждение от общества, разрыв связей с ним воспринимаются как обязательное условие сохранения своей личностности). В то же время сама по себе социальная изоляция еще не предопределяет фатально социальную депривацию. Так, нередко в условиях, прежде всего, добровольной и добровольно-вынужденной, или добровольно-принудительной изоляции при наличии подлинно значимой для индивида цели нравственного, интеллектуального, профессионального и т. д. становления и развития нередко происходит бурное и крайне продуктивное формирование зрелой, внутренне богатой и духовно стойкой личности и не проявляется какой бы то ни было депривационный синдром.
Если разрушительные для личности последствия двигательной и сенсорной деприваций во многих случаях могут быть с успехом компенсированы как за счет действия внутриличностных компенсаторных механизмов (например, сублимации жизненных потребностей, ограничиваемых двигательной депривацией, через творчество), так и усилиями современного общества (развитие медицины, социальная работа, распространение интернет-технологий и т. д.), то материнская депривация не только представляет серьезную психолого-социальную проблему сама по себе, но и является мощным патогенным фактором в отношении целого ряда серьезных личностных расстройств. По данным отечественных исследователей, «в условиях полной материнской депривации наблюдаются следующие варианты психической патологии: 1) нарушение формирования личности; 2) нарушение психического и интеллектуального развития; 3) психические расстройства»1. При этом, на практике полная материнская депривация в форме отказа от ребенка, как правило, влечет за собой раннюю социальную депривацию — помещение в закрытое воспитательное учреждение (приют, дом ребенка с последующим перемещением в детский дом и т. п.). Тем самым, значительно усугубляется патогенное воздействие собственно материнской депривации.
Как отмечают Б. Е. Макиртумов, А. Г. Кощавцев и С. В. Гречаный, «чем раньше возникла депривация, тем тяжелее возникающая патология. Для раннего возраста характерными являются преобладания расстройств эмоционально-волевой сферы, неравномерность отставания интеллектуального развития с преимущественным нарушением развития речи (особенно экспрессивной). Значительно чаще, чем у семейных детей, выявляются патологические привычные действия... признаки депривационной (апатической или маскированной) депрессии, явление депривационного псевдоаутизма. После 3 лет психическая патология представлена в основном характерологическими нарушениями и задержками интеллектуального развития. Во всех возрастных группах у депривированных детей отмечается малая дифференцированность и поверхностность в общении с окружающими, недостаточность развития высших эмоций — чувства жалости, сочувствия, соучастия, способности сознавать свою вину, испытовать чувства стыда, а также низкая работоспособность, расстройства внимания, памяти...
Характерный для депривированных детей симптомокомплекс в виде недостаточности развития аффективной стороны личности, задержки или искажения формирования психических функций, парааутических проявлений и др. называется синдромом «сиротства»1.
Из сказанного ясно, что материнская депривация существенно повышает риск социальной депривации в зрелом возрасте. Это обусловлено как выраженной тенденцией к самоизоляции, неспособностью устанавливать полноценные социальные отношения, так и тем, что у депривированных детей наблюдается повышенная склонность к агрессивному и криминальному поведению: «Ранняя эмоциональная депривация закладывает основы будущего социального и психического неприятия окружающей среды и ее ценностей, ожидание угрозы со стороны окружающего мира»2. Существенно важно, что подобные деструктивные установки личности по отношению к внешнему миру, в основе которых лежит дефицит базисного доверия, могут быть следствием не только полной, но и частичной материнской депривации, поскольку, как отмечал Э. Эриксон, «...степень доверия, определяемая самым ранним детским опытом, по-видимому, не зависит от абсолютного количества еды или демонстраций любви, а зависит от качества связей ребенка с матерью. Матери формируют у своих детей доверие при таком типе отношения к ребенку, который сочетает тонкую реакцию на индивидуальные запросы младенца и твердое чувство собственной уверенности в контексте взаимного доверия их совместного стиля жизни»3. В противном случае имеет место частичное, а иногда и полномасштабное патогенное развитие, характерное для ситуации полной материнской депривации.
В то же время практическому социальному психологу, в рамках своей профессиональной деятельности сталкивающемуся с отдельными личностями и с целыми группами и организациями, оказавшимися в депривационных условиях, следует, во-первых, диагностировать характер и степень депривационного давления, во-вторых, попытаться выявить социально-психологические последствия подобной ситуации личностного и группового развития, в-третьих, выстроить коррекционную программу и программу дальнейшего психологического сопровождения активности отдельных членов сообщества и жизнедеятельности в целом группы их членства.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.12 мб

Депривация в семье как фактор делинквентного поведения подростков

Антилогова Л. Н., Федорова Н. В.
В статье раскрывается актуальная проблема депривации в семье и ее влияние на делинквентное поведение подростков.
Читать PDF
436.89 кб

Психическая депривация: причины, проявления и механизм развития

Ярославцева Ирина Владиленовна
С позиций этиопатогенетического и симптоматического подходов рассмотрены причины и условия формирования психической депривации.
Читать PDF
342.99 кб

Депривация потребностей как условие дисгармоничности отношений субъектов образовательного процесса

Духновский Сергей Витальевич
В статье с привлечением эмпирического материала, полученного с помощью авторских психодиагностических методик, обсуждаются результаты исследования депривации потребностей как условия дисгармоничности отношений субъектов образовате
Читать PDF
256.75 кб

Психическая депривация как фактор, обусловливающий отклонения в аффективной и когнитивной сферах раз

Иванова Н. Н., Исаева С. Н.
В статье раскрыты особенности проявления «депривационного синдромы» у ребенка от легких особенностей психического реагирования до грубых нарушений развития интеллекта и характера.
Читать PDF
101.82 кб

Депривация у студентов-первокурсников в условиях смены культурно-образовательной среды

Крылова А. В., Дубовицкая Т. Д.
Рассмотрена проблема депривации и особенности ее возникновения у студентов-первокурсников в условиях смены культурно-образовательной среды. Предложено понятие «культурно-образовательная среда вуза».
Читать PDF
291.30 кб

Экономическая и социальная депривация в аспекте девиантного поведения

Иванов А.Н., Хабибова Н.Е.
Статья посвящена актуальной для российской действительности проблеме, связанной с феноменом экономической и социальной депривации.
Читать PDF
767.97 кб

Духовная (персональная) депривация: феноменологическое содержание, последствия, особенности диагност

Баранников Александр
Понятие депривации отражает недополучение ребенком или взрослым человеком необходимых для развития и жизни условий. Современный экзистенциальный анализ обращает внимание на значение духовного измерения человека.
Читать PDF
485.22 кб

Депривация как причина нарушений психического развития в детском возрасте

Буторин Геннадий Геннадьевич, Бенько Лариса Александровна
Анализируются особенности формирования психического дизонтогенеза в условиях депривации и его роль в адаптации к школе.
Читать PDF
1.64 мб

Детская депривация и формирование аномалий психического развития: состояние проблемы

Уласень Татьяна Валентиновна, Бобров Алексей Евгеньевич
Имеющиеся научные публикации свидетельствуют о специфических для детского возраста особенностях переживаний и преодоления травматических ситуаций.
Читать PDF
211.90 кб

Эмоциональная депривация и адаптационные ресурсы мужчин и женщин с онкологическими заболеваниями

Русина Н.А.
Приводятся результаты гендерных исследований адаптационных ресурсов пациентов онкологической клиники.
Читать PDF
4.14 мб

ЦИФРОВАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

Вершинская О. Н.
Читать PDF
343.21 кб

Частичная световая депривация в коррекции дисфункциональных нарушений во время перименопаузы

Заводнов Олег Павлович, Боташева Татьяна Леонидовна, Линде Виктор Анатольевич, Авруцкая Валерия Викторовна, Александрова Екатерина Михайловна, Марченко Алла Владимировна
Приведены данные о профилактическом и лечебном эффекте световой депривации у женщин с климактерическими нарушениями в перименопаузальном периоде.
Читать PDF
142.35 кб

Депривация глутатионовой системы в цитозоле и митохондриях головного мозга крыс с хронической алкого

Беленичев И. Ф., Кучер Т. В.
У статті висвітлено проблему пошуку нових методів корекції депривації глутатіонової системи головного мозку при хронічній алкогольній інтоксикації (ХАІ) шляхом застосування тіольних антиоксидантів гептралу, N-ацетилцистеїну і тіоц
Читать PDF
823.78 кб

Тюремная депривация как фактор пенитенциарного стресса

Пономарёв С.Б., Бурт А.А., Бухтояров О.В.
Заболеваемость среди заключённых в учреждениях уголовно-исполнительной системы в десятки раз выше, чем в среднем по России, а ведущими заболеваниями являются психические расстройства.
Читать PDF
1.76 мб

Водная депривация влияет на экстранейрональный медиаторный пул почек белых крыс и почечную популяцию

Козлов В.А., Глазырина О.С., Толмачева А.Ю.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Выяснение роли почечных экстранейрональных медиаторов в реализации ответа почки на водное лишение.

Похожие термины:

  • АБСТИНЕНЦИЯ ПОЛОВАЯ (СИН.- ДЕПРИВАЦИЯ СЕКСУАЛЬНАЯ)

    периоды вынужденного полового воздержания; комплекс тягостных невротических переживаний, ощущение психофизиологического дискомфорта, возникающие при снижении уровня половой активности ниже и
  • БРАТСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

    Тип относительной депривации, причина которой не в том, что нам не хватает какого-то ресурса, а в том, что этого ресурса недостаточно в той группе, к которой мы принадлежим (например банда или этниче
  • ДЕПРИВАЦИЯ СЕНСОРНАЯ, СНИЖЕНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

    sensory deprivation) - состояние, характеризующееся значительным снижением восприятия поступающей сенсорной информации. Длительная сенсорная депривация может нанести значительный вред здоровью человек
  • ДЕПРИВАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ

    лишение человека активных движений в течение длительного времени, обусловленное различными причинами (пеленание, запреты, ограничение пространств и др.)
  • ЭГОИСТИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

    Форма относительной деприва-ции, когда мы считаем, что другим досталась большая доля ресурса, чем нам.
  • ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

    лат. deprivatio — лишение) — продолжительное более или менее полное лишение человека эмоциональных впечатлений.
  • Относительная депривация или удовлетворенность

    relative deprivation) – обобщение, согласно которому награда, поощрение или результат, которые индивид получает от своей деятельности, оценивается им не в абсолютном их выражении, а относительно собственн
  • Депривация интеллектуальная

    1. утрата источников информации, необходимых для умственного развития и полноценного интеллектуального функционирования; 2. бессознательные или отчасти намеренные самоограничения в плане интелл
  • Культурная депривация

    cultural deprivation) - отсутствие или лишение необходимых для развития личности культурных ресурсов, например, образования, знания, воспитания. На настоящем этапе развития цивилизации культурная депривац
  • Материнская депривация

    продолжительное, более или менее полное лишение родительской заботы ребенка, возникающее как естественный результат при раздельном проживании с ребенком матери. Может иметь и скрытый характер, к
  • Монокулярная депривация

    Экспериментальный метод, при котором один глаз полностью выключается из зрения.
  • Депривация мысли

    расстройство умственной деятельности в виде внезапного и не связанного с определенными внешними причинами пресечения, обрыва, утраты нити мысли таким образом, что забывается ее начало, продолжен
  • Относительная депривация

    ощущение неудовлетворенности, если индивид получил нечто меньше ожидаемого.
  • Депривация пищи

    лишение питания (например, в блокадном городе, в голодающем регионе). Способна повлечь серьезные соматические и психические нарушения, а также расстройства поведения, нередко длительное время сох
  • ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

    англ. deprivation - утрата, лишение) - состояние психической дезадаптации, при котором человек представляет невозможным удовлетворение основных личностных потребностей в течение длительного времени (ф
  • ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

    недостаточность психологического и социального взаимодействия, контактов, опыта и др., которая может повлечь у детей клинически значимое отставание умственного, эмоционального и личностного раз
  • ДЕПРИВАЦИЯ СЕКСУАЛЬНАЯ

    то же, что Абстиненция половая.
  • Сенсорная депривация

    ситуация, в которой резко сокращается сенсорная стимуляция организма.
  • ДЕПРИВАЦИЯ СНА

    Терапия лишением сна. Применяется главным образом при депрессивных состояниях - в начальных стадиях эндогенных депрессий и при терапевтически резистентных депрессиях. Д.с. может быть тотальной (36
  • Депривация социальная

    лишение возможности общаться с людьми, функционировать в обществе людей. Последствия ранней социальной депривации иллюстрируют широко известные факты воспитания детей человека животными. Дефиц