Деликатность
ДЕЛИКАТНОСТЬ
черта характера, проявляющаяся в уважении человеческого достоинства, тактичности во взаимоотношениях, понимании субъективного состояния других людей. Обладая этой чертой характера, педагог находит наиболее правильные способы воздействия на обучаемых, проявляет сдержанность в оценках их ошибочного поведения, пытаясь найти его внутренние причины.
Деликатность
от лат. delicatus «нежный, тонкий, изысканный, изнеженный») – внимательность к чувствам других, тонкое сочувствие и соответствующее благожелательное поведение по отношению к ним. Оценивается положительно как редкое качество, если замечается партнерами по общению.
Красивая Пелагея, такая деликатная и на вид такая мягкая, принесла простыни и мыло, и Алехин с гостями пошел в купальню (А. Чехов, Крыжовник).
Ср. образ Великатова в «Талантах и поклонниках» А. Островского.
Красивая Пелагея, такая деликатная и на вид такая мягкая, принесла простыни и мыло, и Алехин с гостями пошел в купальню (А. Чехов, Крыжовник).
Ср. образ Великатова в «Талантах и поклонниках» А. Островского.
ДЕЛИКАТНОСТЬ
ДАЛІКАТНАСЦЬ / DELICACY– духовно-нравственное качество, означающее внимательное, бережное и доброжелательное отношение человека к другим людям, обусловлено уважением к окружающим, чуткостью к ним, пониманием особенностей их характера, желаний, психо-эмоционального состояния, умение учесть эти аспекты в процессе взаимодействия, зачастую в ущерб собственным интересам. Д.– умение избегать при общении с людьми неприятных для них моментов, что требует высокого уровня эмпатии, умения улавливать в разговоре нюансы настроения собеседника, анализировать его речь, невербальные коммуникативные аспекты, т. е. высокой коммуникативной компетентности. В ряде профессий Д. приобретает характер профессионально важной черты. Д. необходима представителям всех профессий группы «человек– человек», в первую очередь врачам, психологам, педагогам, консультантам, специалистам сферы услуг. К сожалению, пока исследованиям данной черты в психологии уделяется недостаточно внимания. Есть отдельные исследования педагогической Д., которая достигается за счет того, что учитель дает справедливую оценку каждой ситуации в процессе обучения и воспитания, воспринимает адекватно поведение учащихся, воплощает в себе такие черты, как самообладание, терпение, чувствительность, совесть, порядочность. Обладая этой чертой характера, педагог находит наиболее правильные способы воздействия на обучаемых, проявляет сдержанность в оценках их ошибочного поведения, пытаясь найти его внутренние причины. Отдельные аспекты Д. изучаются в лингвистике и психолингвистике и в психологии рекламы в связи с исследованием прямых и косвенных значений слова и их воздействия на человека при обсуждении/презентации различных вопросов, являющихся табуироваными или социально неодобряемыми, нежелательными, негативно эмоционально окрашенными. Т. В. Разина