ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВМЕСТНАЯ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Совместная деятельность
деятельность двух или более людей, имеющих общую цель.

Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВМЕСТНАЯ
вид групповой деятельности, в которой одновременно участвуют все члены группы, распределяя между собой обязанности и координируя (в условиях совместной деятельности) свои действия друг с другом. См. деятельность групповая.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
– организованная система активности членов коллектива, осуществляющих индивидуально-мотивированное и социально-нормативное взаимодействие, направленное на получение полезного для всех результата, на достижение общей цели. В экстремальных условиях выполнение задания и достижение цели определяется эффективностью С.Д., которая, в свою очередь, зависит от сплоченности коллектива, согласованности действий его членов и межличностной совместимости.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
процесс группового достижения целей. Группа выступает как совокупный субъект С. д. с определенными мотивами, способами и межличностными отношениями. Общие знания, взгляды и представления образуют групповое сознание, отражающее существенные черты С. д. На достижение положительных результатов С. д. влияют: значимость ее целей, распределение ролей соответственно групповым нормам поведения и притязания личностей, организация самоуправления, этичная регуляция межличностных отношений, психологическая совместимость членов группы. Внутренняя спаянность, согласованность индивидуальных действий, взаимоподдержка, оптимальное управление являются условиями успешного осуществления С. д.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
вид групповой деятельности, в которой действия ее участников подчинены общей цели. С. д.— сознательное взаимодействие двух или нескольких человек в процессе совместного достижения общей цели в труде, игре, спорте, обучении, воспитании, лечении, руководстве и т. д. «Подобно тому как сила нападения эскадрона кавалерии или сила сопротивления полка пехоты существенно отличны от суммы тех сил нападения и сопротивления, которые способны развить отдельные кавалеристы и пехотинцы, точно так же и механическая сумма сил отдельных рабочих отлична от той общественной силы, которая развивается, когда много рук участвует одновременно в выполнении одной и той же нераздельной операции, когда, например, требуется поднять тяжесть, вертеть ворот, убрать с дороги препятствие»,— писал К. Маркс (т. 23, с. 337). И далее: «... так что 12 человек в течение одного совместного рабочего дня в 144 часа произведут гораздо больше продукта, чем двенадцать изолированных рабочих, работающих по 12 часов каждый, или один рабочий в течение следующих подряд двенадцати дней труда» (там же). От С. д. надо отличать деятельность отдельных лиц, которая выполняется только одновременно с другими, а цели и способы ее достижения у них не взаимодействуют (напр., одновременная посадка пассажиров в разные двери вагонов метро). Высший вид С. д.— коллективная деятельность.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Деятельность совместная
в социальной психологии) — организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Отличительными признаками Д. с. являются: 1) пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними, в том числе обмена действиями, обмена информацией, а также взаимной перцепции; 2) наличие единой цели — предвосхищаемого результата Д. с., отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из включенных в Д. с. индивидов. Как прообраз результата Д. с. и вместе с тем ее начальный момент цель является конституирующим признаком Д. с.; 3) наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями, либо распределены между ними; 4) разделение процесса Д. с. между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей. Это предполагает взаимозависимость индивидов, проявляющуюся либо в конечном продукте Д. с., либо в самом процессе его производства. Если в первом случае индивидуальные операции осуществляются параллельно и не зависят от последовательности действий окружающих, то во втором они взаимообусловлены (специализированы и иерархизированы), поскольку должны реализовываться одновременно как функционально различные компоненты комплексной операции или же в строгой последовательности, когда итог одной операции служит условием начала другой. Примером высокоспециализированной Д. с. является коллективная научная деятельность, предполагающая разветвленную систему социальных ролей ее участников; 5) возникновение в процессе Д. с. межличностных отношений, образующихся на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий и приобретающих со временем относительно самостоятельный характер. Будучи исходно обусловлены содержанием Д. с., межличностные отношения в свою очередь оказывают воздействие на ее процесс и результаты. В отечественной социальной психологии Д. с. рассматривается как главное условие социально-психологической интеграции включенных в нее индивидов, как первооснова формирования и развития межиндивидуальных связей. Являясь необходимым моментом осуществления Д. с., эти связи не могут быть полностью поняты в отрыве от ее содержательных и структурно-функциональных характеристик. Целостная система активности взаимодействующих индивидов выступает как способ реализации Д. с., а сама группа — как совокупный субъект определенного вида Д. с. в контексте исторически конкретных общественных отношений. Социально обусловленные закономерности осуществления и воспроизводства Д. с. и приводят к возникновению группы как социально-психологической общности. Акты индивидуальной деятельности являются условием существования и воспроизводства как самого индивида, так и процессов групповой активности в целом, что свидетельствует о взаимопроникновении и взаимообогащении индивидуальной и Д. с., о взаимодействии индивидуально-мотивационных и социально-нормативных условий Д. с. А.И. Донцов

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВМЕСТНАЯ
в психологии социальной - организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство, воспроизводство объектов материальной и духовной культуры. Отличительные признаки деятельности совместной:
1) пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними - обмена действиями, информацией, а также перцепции взаимной;
2) наличие единой цели - предвосхищаемого результата деятельности, отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из участников; как прообраз результата и вместе начальный момент деятельности, цель тоже относится к конституирующим признакам;
3) наличие органов организации и руководства, воплощенных либо в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями, либо распределенных;
4) разделение процесса деятельности между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей; это предполагает взаимозависимость индивидов, проявляемую: а) либо в конечном продукте деятельности - в этом случае индивидуальные операции выполняются параллельно и не зависят от последовательности действий окружающих; b) либо в самом процессе его производства - в этом случае индивидуальные операции взаимообусловлены (специализованы и иерархизованы), ибо должны выполняться одновременно как функционально различные компоненты комплексной операции, или же - в строгой последовательности, когда итог одной операции служит условием начала другой;
5) появление в ходе деятельности отношений межличностных - на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий и обретающих со временем относительно самостоятельный характер; обусловленные исходно содержанием деятельности, они сами воздействуют на ее процесс и результаты. В отечественной психологии социальной деятельность совместная рассматривалась как главное условие социально-психологической интеграции ее участников, как первооснова формирования и развития межиндивидуальных связей. Как необходимый момент выполнения деятельности совместной, эти связи нельзя полностью понять в отрыве от ее содержательных и структурно-функциональных характеристик. Целостная система активности взаимодействующих индивидов выступает как способ реализации деятельности совместной, а сама группа - как совокупный субъект ее определенного вида, в контексте исторически конкретных отношений общественных. Социально обусловленные закономерности выполнения и воспроизводства деятельности совместной и приводят к появлению группы как социально-психологической общности. Социально-деятельностная природа процесса группообразования особенно отчетливо обнаруживается при анализе коллективной деятельности трудовой - генетически исходной формы всякой деятельности совместной. Совместная деятельность трудовая во всех проявлениях имеет общественный характер. Носитель порождающей ее потребности - не столько реализующая эту деятельность группа, сколько интересы развития более широкой общности социальной. Предмет совместной деятельности трудовой, направляющий активность отдельных индивидов, становится для них побудительной силой не в результате экстериоризации их собственных актуальных потребностей, а вследствие интериоризации заключенной в нем общественной значимости. Это предопределяет изменение психологического строения деятельности индивидуальной - разделение ее цели и мотива, связь коих начинает выступать в виде деятельности совместной и осознаваться ее участниками через взаимоотношения. Деятельность совместная имеет многоцелевой характер, что обусловлено ее внутрисистемными и межсистемными связями. Тот факт, что акты деятельности индивидуальной есть условие существования и воспроизводства и самого индивида, и процессов активности групповой в целом, свидетельствует о взаимопроникновении а взаимообогащении деятельности индивидуальной и совместной, о взаимодействии индивидуально-мотивационных и социально-нормативных условий деятельности совместной.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СУМЕСНАЯ ДЗЕЙНАСЦЬ / JOINT ACTIVITY– организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на достижение общей цели. С. д. представляет единство двух сторон: во-первых, совместные воздействия на общий предмет труда; во-вторых, это воздействие участников С. д. друг на друга. Участники С. д. фактически являются активными субъектами воздействия друг на друга для достижения общих целей. Отличительные признаки С. д.: 1) пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного обмена действиями, информацией, а также взаимной перцепции; 2) наличие единой цели, отвечающей общим интересам и способствующей реализации потребностей каждого из включенных в совместную деятельность индивида; 3) наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями, либо распределены между ними; 4) разделение процесса совместной деятельности между участниками, что предполагает взаимозависимость индивидов; 5) возникновение в процессе совместной деятельности межличностных отношений, образующихся на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий и приобретающих со временем относительно самостоятельный характер. В социальной психологии С. д. рассматривается как главное условие социально-психологической интеграции включенных в нее индивидов. С. д. объективно имеет многоцелевой характер, что обусловлено ее внутри- и межсистемными связями. С. д. можно исследовать и оценивать с различных сторон, таких как степень взаимосвя зан ности и взаимозависимости участников, тип взаимодействия, динамические (процессуальные) характеристики С. д. В С. д., как правило, используется несколько наиболее типичных стратегий поведения ее участников по отношению к партнерам: 1) содействие как действенная помощь другим, активное способствование достижению общих целей С. д.; 2) противодействие достижению целей другими участниками С. д., совершение несогласованных с ними действий, идущих вопреки партнерам по взаимодействию; 3) уклонение от взаимодействия, т. е. активный уход, избегание взаимодействия с партнерами даже в тех случаях, когда ситуация и обстоятельства требуют взаимодействия участников для достижения общих целей. Различное соотношение трех выделенных стратегий дает некоторые типичные ситуа ции взаимодействия людей, на основе которых можно выделить ряд социальнопсихологических типов взаимодействия, таких как сотрудничество, противоборство, уклонение, однонаправленное содействие, однонаправленное противодействие, кон - к рет ное взаимодействие, компромиссное взаимодействие, соре вно ва ние и т. д. Динамические (процессуальные) характеристики С. д. имеет смысл рассматривать в связи с ее психологической структурой. По аналогии с индивидуальной деятельностью структура С. д. включает следующие компоненты: 1) общую цель, которая может распадаться на более частные и конкретные задачи; 2) общий мотив; 3) со - вместные действия, т. е. такие элементы, которые направлены на выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач С. д., прежде всего это коммуникативные процессы. В психике человека они представлены и реализуются через навыки и умения выполнения совместных действий. Без наличия у парт неров таких психических образований их взаимодействие невозможно; 4) общий результат, полученный ее участниками. Выделяют внутренние и внешние факторы, определяющие эффективность совместных действий военнослужащих при выполнении какой-либо конкретной деятельности (решении задачи). Первичные факторы (организационные, технические, демографические и др.) выступают как независимые переменные. Вторичные факторы, выступающие как промежуточные переменные, контролируются с помощью социально-психологических диагностических средств и изменяются, формируются с помощью специальных нововведений в структуре деятельности, общения и воздействия на личность. Зависимые переменные охватывают: эффективность деятельности (продуктивность, качество, ресурcозатраты, надежность); удовлетворенность членов группы деятельностью и взаимо от ноше ния ми, а также своим положением в группе (самим собой); профессиональное и со циально-психологическое развитие (рост) отдельных военнослужащих и коллектива в целом. Процесс исследования социально-психологических процессов, определяющих эффективность совместной военно-профессиональной деятельности военнослужащих боевых расчетов, заключается, как правило, в установлении имеющихся эмпирических зависимостей между показателями зависимых переменных, связанных с эффективностью групповых процессов и показателями первичных и вторичных факторов. Е. Г. Баранов

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
248.13 кб

Совместная деятельность

Ганцева Х. Х.
Читать PDF
2.23 мб

Начальная школа пространство совместной деятельности

Поздеева С. И.
The article presents the sight on a modern elementary school from the concept of pedagogics of joint activity and generalizes the author's experience of work with the teach¬ers of elementary school of joint activity.
Читать PDF
140.57 кб

Соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности

Читать PDF
148.82 кб

Аппаратурные методики исследования совместной деятельности

Карицкий И.Н., Зимовщикова Д.Г.
В статье рассмотрено использование аппаратурных методик для определения групповой совместимости при совместной деятельности. Проанализированы существующие подходы применения аппаратурных методик.
Читать PDF
1.02 мб

Ориентировочная основа совместной деятельности дошкольников

Смирнова Яна Константиновна
На примере дошкольного возраста рассматривается феномен ориентировочной основы совместной деятельности как один из механизмов организации и регуляции индивидуальных операций в групповом действии.
Читать PDF
628.87 кб

Характеристика напряженности системы совместной деятельности

Киселев Виктор Ильич
Характеризуется напряженность, возникающая в силу определенной активности усилий различных субъектов организатора и исполнителя, в системе совместной деятельности.
Читать PDF
233.49 кб

Совместная деятельность как субстанциональная основа общества

Киселев Виктор Ильич
В статье показана значимость производства в становлении и развитии как общества в целом, так и человека в частности.
Читать PDF
809.21 кб

Изучение типов совместной деятельности в пластической хирургии

Ганьшин Игорь Борисович, Гагарина Светлана Вячеславовна
В работе рассмотрены типы совместной деятельности при выстраивании траектории профессиональных сатисфакций, в вопросах реализации собственного права, в определении исключительно руководителем медицинской организации характера труд
Читать PDF
424.31 кб

Типология уроков в концепции педагогики совместной деятельности

Поздеева Светлана Ивановна
Рассматривается типология уроков и занятий в общеобразовательной школе с точки зрения моделей организации совместной деятельности педагога и учащихся.
Читать PDF
408.19 кб

Педагогические условия развития диалога в совместной деятельности

Гайворонская Александра Владимировна
Обсуждается позиция педагога в совместной деятельности, выступающая одним из ключевых условий развития диалога.
Читать PDF
1.48 мб

Макроскопический подход к анализу совместной сетевой деятельности

Патаракин Евгений Дмитриевич
В работе представлен макроскопический подход к анализу совместной сетевой деятельности.
Читать PDF
5.96 мб

РОЛЬ ОРИЕНТИРОВКИ В РЕГУЛЯЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Я. К. Смирнова
В исследовании проведена верификация роли ориентировки в организации совместной деятельности дошкольников.
Читать PDF
3.16 мб

Психологическая совместимость в совместно выполняемой деятельности

Г.Д.Бабушкин, Е.В.Ратушина
Читать PDF
739.34 кб

Системы совместной учебной деятельности на основе компьютерных сетей

Морозов М. Н., Герасимов А. В., Курдюмова М. Н.
Эффективное совместное обучение в сетевых виртуальных средах рассматривается как важный элемент новых образовательных стратегий. Лаборатория систем мультимедиа создала несколько коллективных виртуальных сред.
Читать PDF
291.99 кб

Взаимодействие сфер общества как типов совместной деятельности людей

Науменко Т.В.
Статья посвящена актуальной и злободневной теме, связанной с исследованием общества и его составных частей. Этой теме посвящены многочисленные как междисциплинарные, так и узкоспе-циальные исследования.