ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВМЕСТНАЯ

Найдено 3 определения термина ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВМЕСТНАЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВМЕСТНАЯ

в психологии социальной - организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство, воспроизводство объектов материальной и духовной культуры. Отличительные признаки деятельности совместной:

1) пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними - обмена действиями, информацией, а также перцепции взаимной;

2) наличие единой цели - предвосхищаемого результата деятельности, отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из участников; как прообраз результата и вместе начальный момент деятельности, цель тоже относится к конституирующим признакам;

3) наличие органов организации и руководства, воплощенных либо в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями, либо распределенных;

4) разделение процесса деятельности между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей; это предполагает взаимозависимость индивидов, проявляемую: а) либо в конечном продукте деятельности - в этом случае индивидуальные операции выполняются параллельно и не зависят от последовательности действий окружающих; b) либо в самом процессе его производства - в этом случае индивидуальные операции взаимообусловлены (специализованы и иерархизованы), ибо должны выполняться одновременно как функционально различные компоненты комплексной операции, или же - в строгой последовательности, когда итог одной операции служит условием начала другой;

5) появление в ходе деятельности отношений межличностных - на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий и обретающих со временем относительно самостоятельный характер; обусловленные исходно содержанием деятельности, они сами воздействуют на ее процесс и результаты. В отечественной психологии социальной деятельность совместная рассматривалась как главное условие социально-психологической интеграции ее участников, как первооснова формирования и развития межиндивидуальных связей. Как необходимый момент выполнения деятельности совместной, эти связи нельзя полностью понять в отрыве от ее содержательных и структурно-функциональных характеристик. Целостная система активности взаимодействующих индивидов выступает как способ реализации деятельности совместной, а сама группа - как совокупный субъект ее определенного вида, в контексте исторически конкретных отношений общественных. Социально обусловленные закономерности выполнения и воспроизводства деятельности совместной и приводят к появлению группы как социально-психологической общности. Социально-деятельностная природа процесса группообразования особенно отчетливо обнаруживается при анализе коллективной деятельности трудовой - генетически исходной формы всякой деятельности совместной. Совместная деятельность трудовая во всех проявлениях имеет общественный характер. Носитель порождающей ее потребности - не столько реализующая эту деятельность группа, сколько интересы развития более широкой общности социальной. Предмет совместной деятельности трудовой, направляющий активность отдельных индивидов, становится для них побудительной силой не в результате экстериоризации их собственных актуальных потребностей, а вследствие интериоризации заключенной в нем общественной значимости. Это предопределяет изменение психологического строения деятельности индивидуальной - разделение ее цели и мотива, связь коих начинает выступать в виде деятельности совместной и осознаваться ее участниками через взаимоотношения. Деятельность совместная имеет многоцелевой характер, что обусловлено ее внутрисистемными и межсистемными связями. Тот факт, что акты деятельности индивидуальной есть условие существования и воспроизводства и самого индивида, и процессов активности групповой в целом, свидетельствует о взаимопроникновении а взаимообогащении деятельности индивидуальной и совместной, о взаимодействии индивидуально-мотивационных и социально-нормативных условий деятельности совместной.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Совместная деятельность

деятельность двух или более людей, имеющих общую цель.

Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г. Словарь основных терминов

Деятельность совместная

в социальной психологии) — организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Отличительными признаками Д. с. являются: 1) пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними, в том числе обмена действиями, обмена информацией, а также взаимной перцепции; 2) наличие единой цели — предвосхищаемого результата Д. с., отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из включенных в Д. с. индивидов. Как прообраз результата Д. с. и вместе с тем ее начальный момент цель является конституирующим признаком Д. с.; 3) наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями, либо распределены между ними; 4) разделение процесса Д. с. между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей. Это предполагает взаимозависимость индивидов, проявляющуюся либо в конечном продукте Д. с., либо в самом процессе его производства. Если в первом случае индивидуальные операции осуществляются параллельно и не зависят от последовательности действий окружающих, то во втором они взаимообусловлены (специализированы и иерархизированы), поскольку должны реализовываться одновременно как функционально различные компоненты комплексной операции или же в строгой последовательности, когда итог одной операции служит условием начала другой. Примером высокоспециализированной Д. с. является коллективная научная деятельность, предполагающая разветвленную систему социальных ролей ее участников; 5) возникновение в процессе Д. с. межличностных отношений, образующихся на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий и приобретающих со временем относительно самостоятельный характер. Будучи исходно обусловлены содержанием Д. с., межличностные отношения в свою очередь оказывают воздействие на ее процесс и результаты. В отечественной социальной психологии Д. с. рассматривается как главное условие социально-психологической интеграции включенных в нее индивидов, как первооснова формирования и развития межиндивидуальных связей. Являясь необходимым моментом осуществления Д. с., эти связи не могут быть полностью поняты в отрыве от ее содержательных и структурно-функциональных характеристик. Целостная система активности взаимодействующих индивидов выступает как способ реализации Д. с., а сама группа — как совокупный субъект определенного вида Д. с. в контексте исторически конкретных общественных отношений. Социально обусловленные закономерности осуществления и воспроизводства Д. с. и приводят к возникновению группы как социально-психологической общности. Акты индивидуальной деятельности являются условием существования и воспроизводства как самого индивида, так и процессов групповой активности в целом, что свидетельствует о взаимопроникновении и взаимообогащении индивидуальной и Д. с., о взаимодействии индивидуально-мотивационных и социально-нормативных условий Д. с. А.И. Донцов

Источник: Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психологическая готовность учителя к использованию форм совместной продуктивной деятельности

Ершова В.В.
Скачать PDF

Совместная деятельность коллективного психолого-педагогического субъекта по коррекции агрессивного п

Заостровцева М.Н.
Скачать PDF

Интегративная структура совместной деятельности психолого-педагогической кафедры вуза и психологичес

Володько Наталия Валерьевна
Рассматривается интегративный подход к организации совместной деятельности выпускающей психологопедагогической кафедры вуза и психологического центра, обеспечивающий развитие особой профессиональной компетенции психологов образования. Определены особенности профессионального общения преподавателей на интегративном уровне. Автором выделены психологические аспекты и уровни развития единого интегрированного профессионального пространства кафедры и психологического центра.
Скачать PDF

Развитие смысловой теории мышления в концепции совместно-диалогической познавательной деятельности

Джакупов Сатыбалды Мукатаевич
В статье рассмотрены актуальные и потенциальные возможности понятийного аппарата концепции совместно-диалогической познавательной деятельности, разработанной на основе смысловой теории мышления. Приведены результаты использования метода экспериментально-диагностического моделирования виртуальных моноэтнических групп в условиях исследования этнопсихологических явлений.
Скачать PDF

Исследование взаимосвязи успешности совместной деятельности детей младшего школьного возраста с инди

Смирнов Николай Валерьевич
Представлены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение взаимосвязи успешности совместной деятельности младших школьников с их индивидуально-личностными особенностями, такими как характер самооценки, уровень тревожности, устойчивость неустойчивость к неопределенности, при организации совместной деятельности в ситуации неопределенности.
Скачать PDF

Ориентировка как условие результативности совместной деятельности малых молодежных групп

Гамова Е. И.
В статье рассматриваются историко-психологические, методологические и эмпирические проблемы социально-психологического исследования ориентировки (ориентировочной части деятельности) малой группы в совместной деятельности. В рамках субъектно-деятельностного подхода к психологии малой группы и концепции организованности группы обсуждаются результаты эмпирического исследования влияния ориентировки на эффективность совместной деятельности.
Скачать PDF

Социально-психологические механизмы влияния молодежных лидеров на совместную деятельность учебной гр

Аль-Гафри Салех Обейд Саид
В статье рассматриваются направления и способы взаимодействия личности и группы в рамках лидерства. В качестве ведущего основания успешного влияния лидерства на эффективность совместной деятельности группы определена социальнопсихологическая структура группы и один из ее ведущих параметров организованность. Представлены социально-психологические механизмы воздействия на группу лидеров различной ориентации.
Скачать PDF

Ориентировка в структуре совместной деятельности и ее влияние на результативность совместной деятель

Гамова Екатерина Ивановна
Статья посвящена актуальной проблеме социальной психологии совместной деятельности малых молодежных групп и условиям ее результативности. В работе проанализированы историко-психологические, методологические и эмпирические проблемы социально-психологического исследования ориентировки (ориентировочной части совместной деятельности), обеспечивающей результативность совместной деятельности. Ориентировка рассматривается как компонент структуры совместной деятельности. В результате эмпирического исследования была установлена общая задача ориентировки, доказано ее влияние на эффективность совместной деятельности
Скачать PDF

Технология повышения качества взаимоотношений, срабатываемости и успешности совместной деятельности

Мусхаджиева Тамара Абдуллаевна
В статье приводится теоретический анализ значения психологической однородности в процессе совместной деятельности, в результате чего обосновывается актуальность разработки и эмпирической апробации технологии повышения этой однородности. В статье приводится краткое описание такой технологии: ее цели¸ задачи, этапы и средства. И главное, в статье отражены результаты апробации этой технологии с использованием экспериментальной и контрольной группы пар «тренер спортсмен». В результате применения технологии произошло возрастание не только уровня однородности, но и качества взаимоотношений, срабатываемости и, главное, успешность совместной деятельности. В контрольной группе таких изменений не произошло.
Скачать PDF

Познавательная активность дошкольников в совместной мыслительной деятельности

Павлова Татьяна Васильевна
В данной статье рассматривается познавательная активность дошкольников, выраженная в форме вопросов, задаваемых в процессе совместной мыслительной деятельности. В результате эмпирического исследования выявлено, что в процессе совместного решения дошкольниками головоломки познавательная активность чаще направлена на решение поставленной перед ними задачи. Процент непоисковых вопросов, направленных, например, на отношения между дошкольниками незначителен.
Скачать PDF

К проблеме изучения влияния уровня развития малой группы на эффективность совместной деятельности

Зыбина Л.С., Столярова Е.С.
Скачать PDF

Психологическая совместимость в совместно выполняемой деятельности

Г.Д.Бабушкин, Е.В.Ратушина
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: