ДЕЙСТВИЕ УМСТВЕННОЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

УМСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ
интеллектуальное действие достигшее в своем развитии такой стадии, когда оно может выполняться «в уме», т.е. во внутренней речи без непосредственных практических действий.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Умственное действие
совершаемое во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь. Может быть направлено на решение как познавательных, мнемических, так и эмоциональных задач. Совокупность конкретных У. д. рассматривается в качестве умственных операций. К основным их видам относятся сравнение, анализ и синтез, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ДЕЙСТВИЕ УМСТВЕННОЕ
система операций интеллектуальных, направленных на выявление признаков предметов, не данных в перцептивном плане, - от математических преобразований до оценки поведения другого человека, выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе речь слышимую. Этим действия умственные отличаются от других видов действий - например, речевых, физических. Основаны на использовании определенных познавательных орудий, выработанных в ходе общественного развития. Действия умственные могут направляться на решение и задач познавательных - мыслительных {-> мышление), мнестических (-> память) и прочих, и задач эмоциональных (-> эмоция). В отечественной психологии действия умственные исследованы применительно проблематики психологии общей, возрастной и педагогической: механизмы конкретных явлений психических, возрастные возможности ребенка, соотношение обучения и рад-вития умственного, и пр. Управление процессом формирования действий умственных (-> концепция формирования поэтапного действий умственных) открывает некие перспективы совершенствования обучения и целенаправленного влияния на ход развития умственного ребенка. Результаты исследований по планомерному формированию действий умственных все шире применяются в обучении дошкольном, школьном, вузовском и профессиональном.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
256.75 кб

Формирование умственных действий курсантов

Надежин Н.Н., Андриенко Ю.И.
Статья посвящена рассмотрению формирования психологических условий и содержания процесса развития умственных действий и интеллектуальных качеств у курсантов.
Читать PDF
572.18 кб

Опыт изучения формирования умственных действий

Гальперин Петр Яковлевич
Публикуется текст доклада П.Я. Гальперина на Всесоюзном совещании по психологии, проходившем в Академии педагогических наук РСФСР в 1953 г.
Читать PDF
740.69 кб

Разгаданные и неразгаданные тайны формирования умственных действий

Шабельников Виталий Константинович
Метод планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина предполагает раскрытие внутренней структуры действий, скрытой от прямого наблюдения, но существующей как объективная реальность.
Читать PDF
145.03 кб

Младший школьный возраст: развитие умственного действия систематизации

Купцова Наталья Вадимовна
В статье на основе эмпирического исследования изучается связь между возрастом младшего школьника и успешностью решения им задач на систематизацию многоугольных геометрических фигур.
Читать PDF
349.17 кб

Обучение моделированию как умственному действию при решении физических задач

Молдавский Д. Ф.
Предлагается метод обучения действию моделирования при решении физически задач. Подход к моделированию как умственному действию и обучение ему основаны на теории развития интеллекта Ж. Пиаже, учении Л.С.
Читать PDF
352.14 кб

Универсальные учебные действия как основа формирования культуры умственного труда

Субботкина Марина Игоревна
Культура умственного труда представлена как сложный педагогический феномен, в котором выделены внешняя и внутренние составляющие, которые в итоге позволяют рационально и качественно с наименьшими затратами времени и сил человека в
Читать PDF
279.31 кб

Универсальные учебные действия как основа формирования культуры умственного труда

Субботкина Марина Игоревна
Культура умственного труда представлена как интегративное качество личности, которое в совокупности личностного, мотивационно-потребностного, интеллектуально-творческого и организационно-деятельностного компонентов определяет эффе
Читать PDF
370.63 кб

Применение технологии поэтапного формирования умственных действий в начальной школе

Соколова И.А.
Педагог обращает внимание детей на возможность перехода от действий внешнеречевого плана к действиям внутреннего плана, на необходимость пошажного представления каждого действия, то есть учит делить действие на шагикусочки.
Читать PDF
112.07 кб

Теория планомерного формирования умственных действий и развитие креативности ребенка

Бакланова Наталья Константиновна, Потапов Дмитрий Александрович
Статья посвящена проблеме развития креативности личности ребенка в процессе сочинения им музыки.
Читать PDF
21.21 мб

Принципы управляемого формирования умственных действий в практике подготовки психологов

Захарова Елена Игоревна
В статье рассматривается возможность использования принципов планомерно-поэтапного формирования действий при подготовке специалистов в области психологии развития.
Читать PDF
119.50 кб

Теория поэтапного формирования умственных действий в методической подготовке учителя физики

Прояненкова Лидия Алексеевна
В статье раскрыты причины, обусловливающие отсутствие в вузовской подготовке методик обучения, основанных на теории поэтапного формирования ум ственных действий (ТПФУД).
Читать PDF
97.43 кб

Формирование умственных действий - путь к познанию самоорганизующихся функциональных систем

Шабельников Виталий Константинович
Проблема основ субъектности людей изначально противопоставила психологию «естественным наукам».
Читать PDF
237.00 кб

Развитие умственных действий планирования и прогнозирования как условие совершенствования прогностич

Ионова М. С.
В статье исследуются возможности совершенствования прогностической способности студентов-психологов посредством развития умственных действий планирования и прогнозирования в ходе учебного процесса.
Читать PDF
286.36 кб

Развитие математической речи школьников в контексте теории поэтапного формирования умственных действ

Горчаков Александр Сергеевич
Раскрывается суть технологии, позволяющей развивать математическую речь школьников, основанной на теории поэтапного формирования умственных действий при изучении основных дидактических единиц.
Читать PDF
1.79 мб

Компьютеризированная модификация методики планомерно-поэтапного формирования умственных действий для

Иванова Наталия Николаевна
Представлено описание двух интерактивных компьютерных программ для диагностики и развития фонематических процессов (Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2015612484 от 19 февраля 2015 г.