ДЕЙСТВИЕ ОШИБОЧНОЕ
ОШИБОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ
действие, не достигающее цели. О.д. различают: по степени выраженности в зависимости от величины отклонения от норматива; степени стойкости (т.е. повторяемости); степени грубости в зависимости от этапа обучения, на к–ром оно совершено; связи с другими О.д. в синдром неуспеваемости. Наиболее общие причины О.д. (определяющие или способствующие): недостаточный уровень подготовки; недостаточные способности; недисциплинированность и нерадивость, обусловленные недостатками воспитания.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
ОШИБОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ
– результат неадекватного или неполного распознания стимульного материала, воздействующих, неизвестных или чрезвычайно быстро меняющихся признаков объекта или процесса. Повышение интенсивности и скорости воздействия повреждающих факторов, например, в экстремальных ситуациях, ведёт к потенциальному росту количества О.д. Источником их возникновения, по данным исследований З. Фрейда, выступает столкновение противоречащих друг другу намерений индивида. Вследствие психической напряжённости, имеющейся у него в экстремальной обстановке, некоторые намерения (тенденции) вытесняются из сознания в подсознание и проявляют себя в форме О.д.
ОШИБОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ
общее название для целого класса действий «с дефектом», при выполнении которых обнаруживаются ошибки различного характера (см., напр., Ошибки оператора). К О. д. относятся оговорки, описки, ошибки при слушании или чтении, «закладывание» и «затеривание» вещей, ошибки памяти и др. Возникновение О. д. объясняется столкновением противоречащих друг другу намерений индивида и проявлением в столь своеобразной форме — против воли субъекта — намерения, которые он старается скрыть или которое является для него в данный момент бессознательным. Родственными О. д. являются т. н. симптоматические действия, кажущиеся случайными, бесцельными (напр., напевание про себя мелодий, «перебирание» вещей и др.), которые, согласно теории психоанализа, имеют скрытый смысл.
ОШИБОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ
действие, не достигающее цели. О. д. различают: по степени выраженности в зависимости от величины отклонения от норматива; степени стойкости (т. е. повторяемости); степени грубости в зависимости от этапа обучения, на котором оно совершено; связи с другими О. д. в синдром неуспеваемости; причине.
Наиболее общие причины О. д. (определяющие или способствующие): недостаточный уровень подготовки; недостаточные способности] недисциплинированность и нерадивость, обусловленные недостатками идейно-политического и трудового воспитания.
Результат О. д.— ошибка (отклонение автомашины, выбор режима, не соответствующего цели, искажение смысла перевода, непонятая команда и т. д.).
О. д.— один из существенных объектов психологии труда, педагогической психологии и психологии управления.
Наиболее общие причины О. д. (определяющие или способствующие): недостаточный уровень подготовки; недостаточные способности] недисциплинированность и нерадивость, обусловленные недостатками идейно-политического и трудового воспитания.
Результат О. д.— ошибка (отклонение автомашины, выбор режима, не соответствующего цели, искажение смысла перевода, непонятая команда и т. д.).
О. д.— один из существенных объектов психологии труда, педагогической психологии и психологии управления.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
ДЕЙСТВИЕ ОШИБОЧНОЕ
общее название для целого класса действий "с дефектом", при выполнении коих обнаруживаются ошибки различного характера. Сюда относятся оговорки, описки, очитки, ослышки, забывание, затеривание, запрятывание, ошибки памяти и ошибки-заблуждения - выражение борьбы двух несовместимых бессознательных стремлений (намерений и сопротивлений), в результате коей нарушается задуманное действие и возникает ошибочный поступок. Появление действий ошибочных объясняется:
1) столкновением взаимно противоречащих намерений индивида;
2) проявлением в столь своеобразной форме - против воли субъекта - намерения, которое он старается скрыть, или которое для него в данный момент бессознательно. Родственны действиям ошибочным так называемые действия симптоматические, кажущиеся случайными, бесцельными (напевание про себя мелодий, "перебирание" вещей и пр.); согласно З. Фрейду, они имеют скрытый смысл. В психоанализе как особенно существенные выделяются две группы действий ошибочных: повторяющиеся и комбинированные. Согласно З. Фрейду, основной мотив действий ошибочных - тенденция избегать неприятные чувства в связи с воспоминаниями или иными психическими актами - психическое бегство от неприятного. Эти действия - полноценные и полноправные психические акты, в коих открывается и смысл и намерение; при столкновении двух различных намерений одно из них оттесняется, выполнение его не допускается, однако оно все же проявляется как нарушение другого намерения (=> действие случайное | симптоматическое).
1) столкновением взаимно противоречащих намерений индивида;
2) проявлением в столь своеобразной форме - против воли субъекта - намерения, которое он старается скрыть, или которое для него в данный момент бессознательно. Родственны действиям ошибочным так называемые действия симптоматические, кажущиеся случайными, бесцельными (напевание про себя мелодий, "перебирание" вещей и пр.); согласно З. Фрейду, они имеют скрытый смысл. В психоанализе как особенно существенные выделяются две группы действий ошибочных: повторяющиеся и комбинированные. Согласно З. Фрейду, основной мотив действий ошибочных - тенденция избегать неприятные чувства в связи с воспоминаниями или иными психическими актами - психическое бегство от неприятного. Эти действия - полноценные и полноправные психические акты, в коих открывается и смысл и намерение; при столкновении двух различных намерений одно из них оттесняется, выполнение его не допускается, однако оно все же проявляется как нарушение другого намерения (=> действие случайное | симптоматическое).
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998