Дегуманизация

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ДЕГУМАНИЗАЦИЯ
социально-психологический термин, означающий такое отношение одних людей к другим, при котором эти люди не считают других людей личностями или полноценными людьми. Д. является частью идеологии национализма и фашизма, порождает и оправдывает агрессивные действия в отношении тех, кого считают неполноценными людьми. См. деиндивидуализация, национализм, обезличивание, фашизм.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Дегуманизация
(Dehumanisatio) (от лат. de и humanus - человечный). Букв. обесчеловечивание. Потеря всех или некоторых психических качеств, характерных для психически здоровой личности. Д. чаще всего наступает после психических заболеваний, которые приводят к деградации личности, но ее можно наблюдать и при психопатии. Это понятие употребляется также и в более широком смысле слова для обозначения замены человеческой деятельности машинами, аппаратами и пр., например, говорят о Д. в медицине.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Дегуманизация
лат. de – приставка, означает а) удаление, отмену, отделение и б) движение вниз, снижение; humanus – человечный) – тенденция к дискредитации и игнорированию подлинно человеческих взаимоотношений, доминирование таких ценностей, как выгода, конкуренция, насилие, обман, секс, потребительство. Такая тенденция существовала всегда, но наиболее отчетливой и угрожающей она стала в эпоху капитализма, породив в итоге весьма пессимистические умонастроения и даже ожидания конца света. Эта тенденция противоречит человеческой сущности, основу которой, согласно А.Маслоу, составляют привязанности, сотрудничество, солидарность, альтруизм. А.Маслоу утверждает, что даже в мире животных отношения привязанности и взаимозависимости являются основными в плане выживаемости биологических видов, нежели соперничество, враждебность и агрессивность.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Дегуманизация
1. действия, которые затрудняют идентификацию жертвы насилия, например, уродование лица жертвы побоями до неузнваемости или отношение к своим жертвам, как к объектам, а не людям (Бартол, 2004); 2.) обезличивание, обесценивание образа человека, собственной или чужой жизни. Выражается утверждениями об отсутствии или утрате ценности человеческой личности, создании своеобразного «антиидеала» человека. Яркой иллюстрацией этому выражение историка В.Ключевского «человек - это величайшая скотина в мире», такая максима человека из подполья у Ф.М.Достоевского, как «человек – не свинья, он ко всему привыкает», или известный афоризм «человек человеку - волк» древнеримского комедиографа Плавта. При этом личности отказывается в уникальности, отрицаются ее неповторимые особенности, осуществляется импульсивная или продуманная дискредитация высокого образа человека, как рационального и гуманного существа. «Что есть человек, когда он занят только сном и едой? Животное, не больше», - изрекает один из персонажей У. Шекспира. Дегуманизацией пронизаны некоторые психологические теории, к которым А.Маслоу относит психоанализ З.Фрейда и бихекиоризм Уотсона, а также определённые философские системы. Для дегуманизации характерны: 1. пренебрежение к личности как таковой или отдельным общностям людей (нациям, расам, группам по половому и религиозному признаку), 2. обесценивание человеческой жизни, 3. лояльное, порой позитивное отношение к насилию, 4. категоричность мышления в том, что касается отрицания высших проявлений человечности. Психологическую основу дегуманизации образует, повидимому, уязвлённое чувство самолюбия, неспособность преодолеть комплекс неполноценности на путях подлинно созидательной активности, на что указывает, в частности, А.Адлер.
Дегуманизация предполагает лишение всех представителей аутгруппы подлинно человеческих качеств. Люди, ставшие объектами дегуманизации, сравниваются с нечеловеческими существами: с животными, насекомыми, грязью, вирусами, крысами, тараканами24, недостойными людского облика. Эти сомнительные аналогии прочно закрепляется на относительно высоком социальном уровне в виде сложившейся системы нигилистических принципов, взглядов и убеждений, иногда подкрепляемой официальными властями в виде определённой социальной политики.
Очевидно, что дегуманизация – это многоуровневое явление, которое характерно как для индивидуального, так и коллективного сознания. В первом случае, дегуманизация может проявляться, например, в форме обезличивания женщины потенциальным насильником, который руководствуется убеждением в том, что «все женщины одинаково порочны», «все они неверные и хотят только одного» и т.п. На уровне коллективного сознания дегуманизация становится идеологией или же относительно стихийным массовым явлением. В качестве примера можно привести мысль А. Тойнби, который усмотривает в историческом процессе одну неизменную закономерность – вневременную «дегуманизацию господствующего меньшинства», т.е. спесивое отношение ко всем тем, кто находится за пределами правящего элитарного класса, когда большая часть человечества заносится в разряд «скотов», «низших», на которых смотрят как на само собою разумеющийся объект подавления и глумления25.
Таким образом, явления дегуманизации можно рассматривать в 2-х диалектически взаимосвязанных ракурсах:
1. в качестве детерминирующего фактора, обусловливающего агрессию. Влияние дегуманизации, облегчающее осуществление агрессии, было продемонстрировано Бандурой, Ундервудом и Фромсоном в одном из экспериментальных исследований (A. Bandura, В. Underwood, М.Е. Fromson, 1975). Ныне с высокой долей вероятности можно утверждать, что индивид будет более агрессивен по отношению к тем людям, с которыми он себя не идентифицирует, не считает их достойными сострадания и не причисляет к себе подобным ни в ментальном, ни социальном отношении. При этом ряд зарубежных исследователей подчеркивают, что дегуманизация является лишь одной из стадий социально-психологического обусловливания агрессивности. Таких стадий, предполагают, существует несколько26:
Стадия 1 - Деплюрализация: потеря индивидом всех иных групповых идентичностей или потенциала их приобретения, кроме своей (в этом случае, эффект эмпатии, т.е. возможность поставить себя «на место» угнетаемого отсутствует).
Стадия 2 - Деиндивидуализация других: полное лишение аутгруппы (угнетаемых) их личных идентичностей.
Стадия 3 - Дегуманизация других: приписывание негативных характеристик аутгруппе, идентифицирование угнетаемых как недочеловеков или нелюдей.
Стадия 4 - Демонизация других: идентифицирование аутгруппы как зла, единственного источника всех личных и общественных проблем.
Таким образом, дегуманизация осознается как еще один шаг во всевозрастающей агрессивности, она делает насилие в отношении аутгруппы более вероятным. В своей знаменитой лекции по дегуманизации один из классиков современной психологии Ф. Зимбардо подчеркивет, что человеческая агрессия (особенно коллективная) имеет тенденцию резко усиливаться по мере роста возможности ее применения. Такую возможность как раз обеспечивает дегуманизация, поскольку она, в той или иной степени рационализируя агрессию, психологически защищет человека от раскаяния после акта агрессии.
С другой стороны, некоторые исследователи приходят к выводу относительно того, что дегуманизация, кроме обезличивания других людей, рано или поздно приводит и к самообезличиванию, т.е. утрате осознания собственной идентичности (Дж. Рубин, 2002).
2. в качестве последствия тотального насилия, агрессии и прочих форм социальной нестабильности. В этом случае дегуманизация возникает в кризисном социуме как реакция на увеличившиеся риски и угрозы, с которыми каждый день неизбежно сталкиваются люди. Так, возросший уровень социальной тревожности и страхов, восприятие социальной среды как угрожающей и агрессивной в значительной степени обусловливают и дегуманизацию общественных отношений в социуме. По своему существу, брутальность становится негативным адаптационным ресурсом, инструментом приспособления к стрессогенной и рискогенной среде27.

Источник: Словарь терминов агрессии и насилия



Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
270.39 кб

Десоциализация и дегуманизация личности в ситуации социальной турбулентности: психолого-девиантологи

Клейберг Юрий Александрович
Автор исследует психолого-девиантологический дискурс десоциализации и дегуманизации личности в ситуации социальной турбулентности и риска, используя триединство взаимосвязанных методологических оснований: десоциализация личности в
Читать PDF
445.29 кб

Дегуманизация как технология формирования образа Другого/Чужого в политике

Морозова Елена Васильевна
Автор рассматривает толерантную и интолерантную модели формирования образа Другого, без которого невозможна политическая идентификация.
Читать PDF
357.06 кб

95. 04. 012. Линстед С. Объективность, рефлексивность и вымысел: гуманизация, дегуманизация и общест

Али-заде А. А.
Читать PDF
207.62 кб

ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ЗАПАДНОГО МИРА

Ильин А.Н.
Предметом исследования выступает совокупность новых западных ценностей, которая преподносится как толерантность.
Читать PDF
342.82 кб

Дегуманизация науки и гуманистическая рациональность как фактор ее преодоления

Корниенко Алла Александровна, Корниенко Анна Анатольевна
В статье обсуждается проблема кризиса современной цивилизации, обусловленного дегуманизирующей ролью научно-технического прогресса, и пути формирования нового, гуманистического мироотношения и гуманистически ориентированной науки.
Читать PDF
1.50 мб

Природное и рукотворное в условиях дегуманизации повседневной среды

Баркова Екатерина Валериевна
В данной статье рассматривается актуальная проблема современной культуры повседневности роль экологического осмысления оппозиции природы и цивилизации, естественного и искусственного.
Читать PDF
380.00 кб

Проблема дегуманизации образования в современной культуре

Левицкая Ирина Александровна
В статье рассматривается древнегреческий идеал пайдейи и дается обоснование его актуальности в современной философской и педагогической мысли.
Читать PDF
344.82 кб

ЧЕЛОВЕК В ЦИФРОВОМ МИРЕ: ПРОБЛЕМА ДЕГУМАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Крюкова О. С.
Читать PDF
358.27 кб

Социальные факторы дегуманизации современного городского пространства

Ковалева Татьяна Николаевна
В статье рассматривается актуальная для современной философии науки и техники проблема влияния факторов детерминации на процессы урбанизации и изменения современного города в условиях глобальной мировой торговли.
Читать PDF
59.79 кб

Истоки дегуманизации научного знания

Макиенко Марина Алексеевна
Поставлена проблема дегуманизации научного знания. Показаны противоречия в интерпретации явления дегуманизации в сфере гуманитарного и естественнонаучного знания.
Читать PDF
481.85 кб

Проблема дегуманизации в творчестве Х. Ортеги-и-Гассета и Н. А. Бердяева

Нурмухаметова Виктория Васильевна
Статья содержит анализ сущности дегуманизации, впервые рассмотренной в творчестве Х. Ортеги-и-Гассета и Н. А. Бердяева. Определены формы проявления дегуманизации в современном обществе и в пространстве субъекта.
Читать PDF
259.38 кб

Взгляд клинициста на дегуманизацию отношений «Врач — пациент»

Яковлев М. В., Ягода А. В.
В настоящее время в медицинской литературе редко обсуждаются вопросы врачебной морали (этики). Мы не касаемся причин утраты интереса к столь важному положению социального гуманизма современной медицины, т.к.