Категория. Нарушение общения.
Специфика. Снижение интенсивности и качества общения ребенка с другими людьми. Обычно это связано с нахождением ребенка в детских учреждениях закрытого типа (больницах, детских домах, интернатах) или в семьях, в которых родителями не уделяется ребенку достаточного внимания. Дефицит общения, особенно в младенческом и раннем возрасте, приводит, как правило, к задержкам и отклонениям в психическом развитии.
Синоним. Госпитализм.
ДЕФИЦИТ ОБЩЕНИЯ
Дефицит общения
Дефицит общения
недостаточность общения с другими людьми, в частности, общения ребенка. Отражается на чертах характера: развивается замкнутость, ксенофобия 1, неумение общаться.
Я обернулся и увидел маленькую крестьянскую девочку… Она, вероятно, никак не ожидала нас встретить; как говорится, наткнулась на нас и стояла неподвижно в зеленой роще, на тенистой лужайке, пугливо посматривая на меня своими черными глазами. Я едва успел разглядеть ее; она тотчас нырнула за дерево. «Аннушка! Аннушка! Поди сюда, не бойся», – крикнул старик ласково. «Боюсь», – раздался тонкий голосок (И. Тургенев, Касьян с Красивой Мечи).
Ср. одиночество.
Я обернулся и увидел маленькую крестьянскую девочку… Она, вероятно, никак не ожидала нас встретить; как говорится, наткнулась на нас и стояла неподвижно в зеленой роще, на тенистой лужайке, пугливо посматривая на меня своими черными глазами. Я едва успел разглядеть ее; она тотчас нырнула за дерево. «Аннушка! Аннушка! Поди сюда, не бойся», – крикнул старик ласково. «Боюсь», – раздался тонкий голосок (И. Тургенев, Касьян с Красивой Мечи).
Ср. одиночество.
ДЕФИЦИТ ОБЩЕНИЯ
от лат. deficit - не достает) - недостаточное по количеству и качеству общение ребенка с окружающими людьми. Д. о. обычно имеет место в детских учреждениях закрытого типа (больницах, домах ребенка, детских домах, интернатах), в неблагополучных семьях, где родители не уделяют ребенку достаточного внимания, или в семьях, где родители страдают различного рода заболеваниями, в силу которых не обеспечивают детям полноценного общения.
Д. о. - одна из важнейших причин задержек и отклонений в психическом развитии ребенка, особенно в младенческом и раннем возрасте. При проведении коррекционной работы недостаточно восполнять количественный Д. о., необходимо организовывать адекватное по качеству общение, учитывая как возрастные особенности ребенка, так и его прошлый коммуникативный опыт. Для этого проводится диагностика уровня развития общения и восполняются отмеченные пробелы. См. Анаклитическая депрессия, Госпитализм. (С. Ю. Мещерякова.)
Д. о. - одна из важнейших причин задержек и отклонений в психическом развитии ребенка, особенно в младенческом и раннем возрасте. При проведении коррекционной работы недостаточно восполнять количественный Д. о., необходимо организовывать адекватное по качеству общение, учитывая как возрастные особенности ребенка, так и его прошлый коммуникативный опыт. Для этого проводится диагностика уровня развития общения и восполняются отмеченные пробелы. См. Анаклитическая депрессия, Госпитализм. (С. Ю. Мещерякова.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
ДЕФИЦИТ ОБЩЕНИЯ
ДЭФІЦЫТ ЗНОСІН / LACK OF COMMUNICATION– расхождение между силой потребности в общении у человека и степенью ее удовлетворения, т. е. количеством и качеством общения. Д. о. негативно сказывается на эмоциональном фоне человека, может приводить к возникновению чувства одиночества. Д. о. может проявляться в любом возрасте. Д. о. обычно имеет место в детских учреждениях закрытого типа (госпитализм), в неблагополучных семьях, где родители не уделяют ребенку достаточного внимания. Д. о. является одной из важнейших причин задержек и отклонений в психическом развитии ребенка, особенно в младенческом и раннем возрасте. При проведении коррекционной работы недостаточно восполнить количественный Д. о., необходимо организовать адекватное по качеству общение, учитывая как возрастные особенности ребенка, так и его прошлый коммуникативный опыт. В подростковом возрасте Д. о. может быть вызван социальной изоляцией подростка, его низким социометрическим статусом, отсутствием необходимых коммуникативных навыков. Также значимым фактором возникновения Д. о. является погруженность подростков, юношей и лиц взрослого возраста в информационную, виртуальную среду посредством сети Интернет, компьютеров, мобильных телефонов. При этом посредством социальных сетей сегодня человек имеет возможность взаимодействовать дистанционно с большим количеством людей, однако вопрос о том, удовлетворяет ли такое общение потребность в нем, пока остается открытым. В этом аспекте можно говорить о квазиобщении– общении в социальных сетях, когда формально все признаки общения имеют место, но удовлетворения потребности в общении не происходит. Д. о. у взрослого человека также может привести к психическим расстройствам (как правило, не очень тяжелым). В пожилом возрасте проблема Д. о. также становится очень острой, одной из причин одиночества является низкая самооценка, сопровождающаяся системой установок в поведении, осложняющей социальное взаимодействие в старости. Также наблюдаются явления госпитализма в стационарах и в семьях, в обыденной жизни. Т. В. Разина