ДАТЧИК ВРЕМЕНИ, или синхронизатор

Предыдущий термин:
ДАТЧИК

Следующий термин:
Дать понять, давать понять

Содержание:

Найдено 1 определение:

ДАТЧИК ВРЕМЕНИ, или синхронизатор

периодические колебания факторов среды, с ритмом которых согласуются ритмы организма. В настоящее время наиболее изучены Д. в. суточных (циркадианных) ритмов организма (см. Биоритмы организма). Различают физические и социальные Д. в. ..г К физическим Д. в. относятся факторы среды, изменяющие интенсивность в связи с вращением Земли вокруг собственной оси, в первую очередь колебания освещенности и температуры воздуха. Есть достаточные основания причислять к Д. в. суточные колебания барометрического давления, влажности атмосферы, интенсивности электромагнитного поля Земли и космического излучения. К социальным Д. в. относятся многие циклические явления общественной жизни: начало и окончание рабочего дня, теле- и радиопередачи, показания специальных измерителей времени (прежде всего обычных часов). Для человека социальные Д. в. играют значительно большую роль, нежели физические в поддержании суточного ритма жизнедеятельности. Среди социальных Д. в. различают ориентирующие (или оповещающие), т. е. информирующие о фактическом моменте времени; предупреждающие о приближении или начале какого-либо события, имеющего определенное, но не очень важное для человека значение (напр., о времени приема пищи); предписывающие- строго регламентированную форму поведения (сигнал начала работы, дежурства и т. п.). Предписывающие Д. в. очерчивают сравнительно жесткий «каркас» повседневной деятельности человека, поддерживание которого диктуется чисто социальными факторами (соображения нравственности, ситуационные и т. д.). Процесс согласования суточных ритмов организма с ритмами Д. в. получил название затягивания. Суть его состоит в том, что некоторое периодическое изменение внешних факторов (освещенности, температуры, социальных циклов и др.) влияет на ритмы организма. В результате их период меняется и во многих случаях становится, равным периоду затягивающего цикла (периоду Д. в.). Другими словами, ритмы организма синхронизируются внешним сигналом, что способствует также их объединению в иерархическую систему. Некоторые ее звенья исполняют роль внутренних синхронизаторов (Д. в.). Одним из важнейших условий благополучия организма является стабильность циркадианной системы, имеющей огромное значение для держания ритма сна и бодрствования. Отсюда становится ясным значение Д. в. для оптимизации режима жизни в любых ситуациях, особенно экстремальных. Для некоторых видов деятельности (космонавтика, трансконтинентальные перелеты, длительная работа в условиях закрытого пространства и др.) существует опасность нарушения суточных ритмов организма из-за изменения привычной системы земных Д. в. (см. Десинхроноз). Суточные ритмы в этом случае постепенно рассогласуются, что сказывается на функциональном состоянии и здоровье оператора. Для предотвращения этого следует поддерживать четкий, построенный по земному типу режим труда и отдыха. Местная система Д. в. должна систематически оповещать о текущем времени, все проводимые мероприятия должны привязываться к привычному распорядку в обычном ритме сна и бодрствования.

Оцените определение:

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено научных статей по теме — 2

Психологические проблемы синхронизации школьного и пубертатного кризисов.

Рябчук Ю.А.
Кризис подросткового возраста (пубертатный период) в практике школьного образования синхронизирован с переходом из начальной ступени образования в среднее звено, что тоже воспринимается школьниками как стрессовый процесс. Этот комплекс дает очень неблагоприятный фон для дальнейшего становления и развития личности подростков и может провоцировать различные осложнения, вплоть до психических отклонений. Исследования по данной проблеме позволили оценить влияние этих кризисов как по отдельности, так и в комплексе. Результаты экспериментов позволили выделить четыре системных фактора, характеризующих эндогенные (генетические) причины, роль пубертатного, школьного кризисов и их синхронизации в процессах адаптации дезадаптации школьников в этот возрастной период.
Скачать PDF

Пространственная синхронизация биопотенциалов мозга при восприятии мелодического компонента аудио-ст

Кунавин Михаил Алексеевич, Соколова Людмила Владимировна
Современные исследователи процессов восприятия музыки часто используют в качестве стимульного материала полноценные музыкальные композиции различной жанровой принадлежности. Подобный подход не способствует пониманию того, как различные компоненты музыкальных аудио-стимулов взаимодействуют друг с другом, приводит к появлению множества противоречивых теорий восприятия музыки. Музыкальное произведение следует рассматривать в качестве сложно-компонентного аудио-стимула, включающего такие характеристики, как ритм, тональность, мелодия. Настоящее исследование направлено на выявление особенностей функциональной организации головного мозга в процессе восприятия мелодического компонента аудио-стимулов. В исследовании приняли участие студенты Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, не имеющие специального музыкального образования (70 человек, средний возраст 20,4±1,2 лет). Электроэнцефалограмму регистрировали в состоянии спокойного бодрствования и при прослушивании музыкальных аудио-стимулов, сгенерированных на компьютере при помощи программного комплекса TuxGuitar. Изучались особенности пространственно-временной организации биоэлектрической активности мозга обследуемых в процессе восприятия темпо-ритмического и мелодического компонента аудио-стимулов. Используя многофакторную модель дисперсионного анализа (RM MANOVA) удалось выделить паттерны коркового взаимодействия однозначно связанные с анализом мелодий. Показано, что включение в состав аудио-стимулов мелодических паттернов значительно отражалось на структуре пространственно-временных отношений биопотенциалов мозга в диапазоне тетаи бета-ритма. Обнаружено повышение уровня когерентности внутри фронто-таламической модулирующей системы во время прослушивания мелодий. В диапазоне бета-ритма происходило формирование корковой нейронной сети межполушарного взаимодействия с фокусом активности в заднеассоциативных областях правого полушария.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!