Ральф Дарендорф (1929-2009) - немецкий социолог и идеолог либеральной ориентации. Его перу принадлежит целый работ по проблемам конфликта: «Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе», «Элементы теории социального конфликта», «Конфликт после класса», «Конфликт и свобода», «Жизненные шансы», «Современный социальный конфликт».
Под конфликтом Дарендорф понимает “все структурно произведенные отношения противоположности норм и ожиданий, институтов и групп”[1].
Р. Дарендорф так формулирует свой основной методологический подход к пониманию феномена конфликта: «Намерение социологической теории конфликта состоит в том, чтобы преодолеть господствующую произвольную природу необъясненных исторических событий, выводя эти события из структурных элементов, другими словами, объясняя определенный процесс его предвидимыми связями. Конечно, важно описать конфликт между рабочими и хозяевами как таковой, но гораздо важнее открыть, что такой конфликт основан на определенных социальных структурах, и, следовательно, будет существовать всегда, пока эти структуры существуют. Задачей социологии является выведение конфликта из особых социальных структур, а не объяснение конфликта психологическими переменными (агрессивность) или историческими описаниями (ввоз негров в США) или случаем».
Обоснование конфликта, как основы общественной жизни, Р. Дарендорф начинает с интерпретации работ К. Маркса и М. Вебера, которая должна доказать, по его мнению, соответствие этих двух классиков теории конфликта. После чего делается утверждение о невозможности использования чисто марксистской интерпретации в особых условиях послевоенного общества. Поэтому классовый конфликт рассматривается как частный случай группового, а тот, в свою очередь, конфликта вообще. Класс определяется не по отношению к производству и собственности, а по отношению к распределению и господству.
Разделяя допущение Т. Парсонса (см.) относительно неадекватности непосредственного опыта и необходимости теории для его организации, он считает, что невозможно существование одной систематической теории, приложимой ко всей реальности. Различные теории организуют мир различными способами в соответствии с типом проблем, которые они предполагают разрешить. Одним из таких способов и является конфликтная модель, обращающая свое внимание, прежде всего, на проблемы дисфункции и насилия в противовес функции и согласию.
Конфликт, по Р. Дарендорфу, - любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные (латентные) или субъективные (явные) противоположности [3]. Структурные конфликты - один из типов социальных конфликтов. Путь от устойчивого состояния социальной структуры к развертывающимся социальным конфликтам проходит в три этапа.
Первый этап связан с возникновением каузального фона (под «фоном» понимается исходное состояние структуры) латентных, но реально противоположных между собой и потому конфликтных интересов, представляемых двумя агрегатами социальных позиций в виде квазигрупп.
Второй этап развития конфликта состоит в осознании латентных интересов и организации квазигрупп в фактические группы (групп интересов). Конфликты всегда стремятся к кристаллизации и артикуляции.
Третий этап заключается в развертывании сформировавшегося конфликта, т.е. в столкновении между сторонами, отличающимися ярко выраженной идентичностью (нации, политические организации и т.д.) Если такая идентичность еще отсутствует, конфликты в некоторой степени являются неполными.
Формы социальных конфликтов изменяются в зависимости от действия переменных и факторов вариабельности. Выделяется переменная насильственности, под которой подразумеваются средства, которые выбирают борющиеся стороны, чтобы осуществить свои интересы. На одном полюсе шкалы насильственности находятся война, гражданская война, вообще вооруженная борьба с угрозой для жизни участников, на другом - беседа, дискуссия и переговоры в соответствии с правилами вежливости и с открытой аргументацией. Между ними находится большое количество полива- риантных форм взаимодействия: забастовки, конкуренция, ожесточенно проходящие дебаты, драка, попытка взаимного обмана, угроза, ультиматум и т.д.
Переменная интенсивности относится к степени участия сторон в данных конфликтах. Она определяется значимостью предмета столкновения. Р. Дарендорф поясняет данное положение следующим примером: борьба за председательство в футбольном клубе может проходить бурно и даже с применением насилия, но она, как правило, не означает для участников так много, как в случае конфликта между предпринимателями и профсоюзами по поводу заработной платы.
Многие латентные конфликты приобретают высокую степень интенсивности и насильственности тогда, когда одна из участвующих сторон способна к организации, имеет для этого соответствующие технические и социальные условия, но при этом не располагает политическими условиями по причине запрета на свое существование со стороны властей. Историческими примерами являются конфликты как в области международных отношений (партизанские войны), так и внутренние социальные конфликты (например, индустриальные - до момента признания профсоюза, и т.д.). Признание конфликта позволяет начать поиск вариантов его регулирования, предупреждающих эскалацию.
Не менее важным является фактор социальной мобильности, особенно применительно к интенсивности конфликтов. Уровень мобильности между конфликтующими сторонами обратно пропорционален интенсивности конфликта. Чем больше индивид идентифицирует себя с определенной социальной позицией, тем выше его приверженность групповым интересам и тем интенсивнее возможное развитие конфликта. Поэтому конфликты на основе возрастных и половых различий, или межконфессиональные столкновения, как правило, интенсивнее, чем региональные. В то же время вертикальная и горизонтальная мобильность, переход в другой слой и миграция, как правило, способствуют снижению интенсивности конфликта.
Еще одним важным параметром, влияющим на уровень интенсивности конфликта, является социальный плюрализм, т.е. напластование или разделение социальных структур. Для сложных обществ характерно сочетание множества интересов и конфликтов, представляющих собой некий уравновешивающий механизм, предотвращающий нестабильность. Интенсивность конфликта снижается по мере того, как структура общества становится плюралистичной. Пересечение интересов разнообразных социальных институтов порождает множество автономных конфликтов, за счет чего снижается их интенсивность.
Разновидностью подавления конфликта является метод отмены конфликта, под которым понимается радикальная попытка ликвидации противоречий путем вмешательства в соответствующие социальные структуры. Но социальные противоречия объективно невозможно разрешить в смысле окончательного устранения. Тезисы о «единстве советского народа» и «бесклассовом обществе» - это только два примера подавления конфликтов под видом их разрешения.
Наконец, метод регулирования конфликтов предполагает контролирование динамики их развития, понижение уровня насилия и постепенный перевод их на службу развития социальных структур. Успешное регулирование конфликта предполагает следующие условия:
• осознание конфликта;
• регулирование конфликта;
• организация конфликтных групп, как условие для его возможного успешного урегулирования;
• соглашение участников на определенные «правила игры», в соответствии с которыми они хотят решить возникшую проблему. «Правила игры», типовые соглашения, конституции, уставы и т.п. могут быть эффективны только в том случае, если они не отдают предпочтения одному из участников в ущерб другому.
«Правила игры» касаются способов, которыми социальные субъекты намереваются решать свои противоречия. Дарендорф предлагает ряд способов, которые могут применяться последовательно в диапазоне от ненасильственных до принудительных вариантов решения проблем: Переговоры, Посредничество, Арбитраж.
Переговоры. Данный способ предполагает создание органа, в рамках которого конфликтующие стороны регулярно встречаются с целью обсуждения проблем конфликта и принятия решений установленными способами (большинством, квалифицированным большинством, большинством с правом вето, единогласно).
Посредничество. Наиболее мягкая форма участия третьей стороны в регулировании конфликта на основе добровольного соглашения его непосредственных участников.
Арбитраж представляет собой обращение субъектов конфликта к третьей стороне, решения которой носят для него либо рекомендательный, либо обязательный характер Последний вариант практикуется в тех ситуациях, когда необходимо сохранение формы государственного правления и обеспечения мира в области международных отношений.
Конфликт приходится «отцом всех вещей», т.е. движущей силой изменений, но он не должен быть войной или гражданской войной. В рациональном обуздании социальных конфликтов заключается одна из центральных задач политики [3].
Дарендорф обращает внимание на два методологических подхода в рассмотрении проблем общественного устройства: равновесный (консенсусный) и конфликтный. Консенсусный, характерный для структурно-функционального анализа, им отвергается как подход, вызывающий наибольшее количество нареканий и критики. Он полагает, что «необходима как равновесная, так и конфликтная модель общества; и может быть, в философском анализе у человеческого общества всегда два лица, наделенных одинаковой реальностью: одно лицо - стабильности, гармонии и консенсуса, а другое - изменения, конфликта и принуждения» [4].
Социальные конфликты, по мнению Р. Дарендорфа, случаются чаще по поводу жизненных шансов или по поводу отстаивания того уровня, которого они достигли. Жизненные шансы - это возможности для индивидуального развития, предоставляемые социальными структурами. Жизненные шансы - это своего рода «матрицы», позволяющие с одной стороны реализовать столь ценимые принципы свободного выбора для индивидуума, а с другой - учесть правила игры, формулируемые обществом.
По мнению Дарендорфа, в современных обществах (Европы и Америки) нет классового конфликта в его классическом понимании. Сегодня в этих обществах формируются новые социальные группы имущих и неимущих, новые линии конфронтационного размежевания, пока не проявившихся в виде крупных организованных столкновений.
Современные конфликты не являются неким совершенно новым классом явлений. В них еще присутствуют элементы предшествующих конфликтов, проявляющиеся, прежде всего, как борьба класса большинства за перераспределение богатства и власти. Однако, по Р. Дарендорфу, отношения между классом большинства и низшим классом не могут вызывать и не вызовут организованных конфликтов, которые бы напоминали конфликты между буржуазией и рабочим классом.
Это утверждение основывается на том, что, во-первых, класс большинства имеет больший вес в обществе во всех аспектах, а низший класс не является социально сплоченной и организованной группой, а во-вторых, происходит индивидуализация социального конфликта. Понятие «индивидуализация социального конфликта» означает социальный конфликт без классов. Если и наблюдаются действия организованных групп, то это группы особых интересов или социальные движения, а не классовые партии. К тому же они дифференцированы и сегментированы в результате социальных изменений.
Почему же низший класс не создает партии, чтобы решить свои социальные проблемы? По мнению Р. Дарендорфа, причина кроется в господствующей идеологии индивидуализма. Ее распространение вынуждает людей продвигаться по социальной лестнице, опираясь на собственные силы, и отказываться от реализации личных интересов путем организованного рабочего движения, поскольку этот путь требует большего количества времени и сил. В итоге способом предотвращения классовой борьбы становится индивидуальная мобильность. Еще одна причина того, почему низший класс не способен к организованной защите своих интересов, связана с феноменом отчуждения.
Ученый приходит к выводу о том, что особенностью современного социального конфликта (по сравнению с классовой борьбой Х1Х века) является его многоликость и вариативность форм проявления (войны, демонстрации, забастовки с применением насилия, терроризм, «разборки» между теневиками и мафиозными структурами и т. п.), а также его повсеместность.
Оппонируя К. Марксу, Р. Дарендорф считает принципиально важным учитывать то, что слово «революция» уже давно используется для обозначения двух совершенно различных форм коренных преобразований. Первая обозначает глубокие преобразования стержневых структур общества, требующие определенного времени. Вторая - смену носителей власти в течение короткого промежутка времени. Первую можно назвать социальной революцией. Вторую - политической. В этом смысле промышленная революция была социальной, а Французская - политической.
Промышленная революция в первую очередь была революцией обеспечения, вызвавшей существенный рост национального благосостояния. Французская революция была революцией прав, ознаменовав собой новый этап на пути прогресса прав человека и гражданина. Партии обеспечения и партии прав, - политика экономического роста и политика гражданских прав, - ведут друг с другом борьбу вплоть до сегодняшнего дня. Проблема прав и их обеспечения и составляет, по его мнению, суть современного социального конфликта [5].
В качестве альтернативы теории классовой борьбы, исторически ограниченной, им предлагается уже упомянутая концепция жизненных шансов, основывающейся на том, что конфликты и даже классовая борьба могут быть переведены в индивидуальную мобильность и, наоборот, ограничения мобильности - привести к групповым конфликтам.
Литература
1. Dahrendorf R. Gesellschaft und Freiheit. Munch., 1961. S. 125.
2. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта// Социологические исследования.1994. № 5. С. 141. Печатается по: Dahrendorf R. Elementr eines Theorie des Sozialen Konfliktus// Dahrendorf R. Gesellschaft und Freiheit. Munchen, 1965 (Перевод В.М. Степаненковой).
3. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования.1994. № 5. С. 142-147.
4. Там же. С.358.
5. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. М., РОССПЭН, 2002.С. 12-26.
Дарендорф Ральф: обоснование конфликтной модели общества
Дарендорф Ральф: обоснование конфликтной модели общества
Источник: Словарь по конфликтологии. Справ. изд. -Красноярск. Сиб. федер. ун-т 2012.-234 с.