Цветовое зрение это что такое Цветовое зрение: определение — Психология.НЭС
ЦВЕТОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТОВОЕ КОДИРОВАНИЕ

Цветовое зрение

Найдено 5 определений термина Цветовое зрение

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Цветовое зрение

color vision) Зрительный опыт большинства позвоночных отличается чувствительностью к интенсивности электромагнитного излучения в границах свойственного им диапазона видимых длин волн, от примерно 380 до 760 нм. Помимо этой ахроматической (бесцветной) чувствительности, некоторые виды рыб, птиц, рептилий и млекопитающих (прежде всего чел. и остальные приматы) тж обладают чувствительностью к цвету (цветовому тону) длины волны и видимой чистоте или интенсивности (насыщенности) цвета. Большинство людей начинают видеть коротковолновую часть видимого спектра как голубоватый цвет (около 480 нм), средневолновую - как зеленоватый (около 510 нм) и желтоватый (ок. 580 нм), а длинноволновую - как красноватый цвет (около 700 нм). Наряду с этими различиями в цветовом тоне цвет может восприниматься как сильно насыщенный (напр., темно-красный) или слабонасыщенный (напр., розовый). Типы цветового зрения. По определению, Ц. з. предполагает дифференциацию между по крайней мере одной частотой видимого монохроматического света и белым светом сравнимой интенсивности, Сверх этой минимальной способности существуют значительные межвидовые и внутривидовые различия в степени возможностей цветоразличения. Для индивидов с нормальным или трихроматическим зрением (трихроматов) любая длина волны видимого спектра отличима от белого. Кроме того, для субъективного попарного сравнения всех видимых длин волн трихроматам требуется комбинация трех др. монохроматических источников света (обычно, коротковолнового, средневолнового и длинноволнового). Однако, не все трихроматы обязательно имеют сопоставимое Ц. з. Как показано в табл. 1, им присущи различные типы аномалий Ц. з. Хотя трихроматы с аномалиями способны видеть полный спектр цветов, воспринимаемых обладателями нормального трихроматического зрения, для распознавания цветов в границах диапазона их сниженной чувствительности цветоаномалам могут требоваться световые раздражители повышенной интенсивности. Кроме того, в границах этого аномального диапазона цвета видятся как бы выцветшими или менее насыщенными, а иногда обнаруживается еще и сниженная способность различать соседние цвета спектра. Полное описание каждой аномалии крайне сложно, по нек-рым вопросам ученые пока не пришли к общему мнению. Говоря коротко, в классификации может учитываться чувствительность к яркости, рез-ты теста нейтральной точки, теста подбора цветов Рэлея, способность цветоразличения и воспринимаемая насыщенность. (Данные взяты из G. Wyszecki & W. S. Stiles, Color science: Concepts and methods, quantitative data and formulas, и F. A. Gelrad, The human senses.) Дифференциальная диагностика различных типов аномального трихроматизма - напр., протаномального или дейтераномального - может проводиться с помощью теста Рэлея, или аномалоскопа. При нормальном трихроматическом зрении существует единственная (подбираемая на аномалоскопе) смесь зеленого света (535 нм, желтовато-зеленый) с красным (670 нм, желтовато-красный), к-рую невозможно отличить на глаз от желтого света (589 нм, красновато-желтый). У лиц с аномальным трихроматизмом подбираемая ими на аномалоскопе смесь красного и зеленого для получения требуемого желтого цвета отличается от таковой у лиц с нормальным трихроматическим зрением. Наблюдателям с протаномальным трихроматизмом для получения желтого цвета требуется добавить в смесь больше красного, тогда как наблюдателям с дейтераномальным трихроматизмом для получения того же цвета требуется смесь с большим содержанием зеленого цвета. Дихроматы обнаруживают более серьезное ограничение Ц. з. по сравнению с аномальными трихроматами: не все видимые длины волн они способны отличить от белого света, и, кроме того, любые длины волн видимого спектра могут попарно подбираться посредством смешивания только двух других длин волн. Классиф. дихроматического зрения в противоположность трихроматическому основывается на тесте нейтральной точки (neutral point test), к-рый проверяет способность к различению множества отдельных монохроматических длин волн и белого света. Если трихроматы способны отличить каждую отдельную длину волны от белого света в условиях уравненной яркости, у дихроматов обнаруживается узкий участок видимого спектра, в к-ром они не могут этого сделать. Эта узкая полоса длин волн, неотличимых от белого света, называется нейтральной точкой, а ее местоположение в спектре определяет конкретный тип дихроматизма. Как показано в табл. 1, протанопия и дейтеранопия связаны с возможностью видеть голубой и желтый, но не красный или зеленый цвета. Наоборот, тританопия и тетартанопия позволяют видеть красный и зеленый, но не голубой или желтый. Монохроматы способны подобрать пару любой волне видимого спектра только регулирую интенсивность единственной волны другой длины. За возможным исключением ограниченного цветового зрения, связанного с монохроматизмом синих колбочек, монохроматы не видят цвета. Насыщенность цветового спектра. Субъективную насыщенность можно оценить путем определения того, до какой степени монохроматический свет можно разбавлять добавлением; белого света, чтобы эта смесь стала неотличимой от белого света равнозначной яркости. Чем больше белого света можно добавить в такую смесь (до достижения точки, в к-рой эту комбинацию невозможно отличить от белого), тем выше субъективная насыщенность цветового тона. Способность к цветоразличению. О богатстве Ц. з. можно отчасти судить по числу отдельных цветов, к-рые индивид способен видеть. Степень такой уникальности оценивается способностью различать соседние цвета спектра, измеряемой отношениями Вебера ?? / ? для цветоразличения. Теории цветового зрения. Для современных теорет. представлений о механизмах, лежащих в основе Ц з., характерно слияние двух объяснений, первоначально считавшихся несовместимыми. Одно объяснение - трихроматическая теория - было выдвинуто Томасом Юнгом и Германом фон Гельмгольцем, к-рые подчеркивали корреспондирующую активность колбочек, максимально чувствительных к красному, зеленому или синему цвету. Др. объяснение - теория процесса-оппонента - было предложено Эвальдом Герингом и развито Лео Гурвичем и Доротеей Джеймсон. Согласно их подходу, ощущения красного-зеленого, так же как и синего-желтого, яв-ся антагонистическими процессами. Разногласия между этими двумя подходами в настоящее время устранены: трихроматическая теория описывает рецепторную активность, а теория процесса-оппонента применяется для описания интегративных процессов высшего порядка на уровне зрительного нерва и коры головного мозга. См. также Зрительное восприятие, Нейрохимия, Теории зрения Дж. Л. Фоубс
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

ЗРЕНИЕ ЦВЕТОВОЕ

способность различать отдельные поддиапазоны электромагнитного излучения в диапазоне видимого спектра (369-760 нм.). Для ее объяснения была предложена теория зрения цветового трехкомпонентная, согласно коей предполагается, что в зрительной сетчатке существуют три вида рецепторов, избирательно реагирующих соответственно на цвет красный, зеленый и синий. Сигналы, поступающие от периферических отделов системы зрительной, в ее высших отделах принимаются спектрально чувствительными нервными клетками, кои возбуждаются при действии одного из цветов спектра и тормозятся при действии другого.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ЦВЕТОВОЕ ЗРЕНИЕ

англ. color vision) -зрительная способность, связанная с анализом электромагнитного излучения (в спектральном диапазоне 400-700 нм) специализированным сенсорным механизмом - цветовым анализатором. У большинства живых организмов зрение анализирует только 2 физические характеристики излучения: спектральный состав и интенсивность, но зрение некоторых животных может анализировать и др. характеристики излучения (напр., поляризацию света). Спектральный состав излучения преобразуется Ц. з. в цветоощущение, а интенсивность - в ощущение светлоты (субъективной яркости).

Функционально Ц. з. осуществляется в 3 этапа. На 1-м этапе фоторецепторы и нервные клетки сетчатки преобразуют энергию излучения в электрические импульсы, которые кодируют информацию о спектральном составе и интенсивности излучения. На 2-м этапе эта информация преобразуется в коды 2 цветооппонентных каналов, которые формируют основную хроматическую составляющую цвета - цветовой тон, и в коды 2-х неоппонентных каналов, которые формируют ахроматическую составляющую цвета. Эта информация через нейроны латерального коленчатого тела поступает к нейронам зрительной коры, где ахроматический и хроматический коды преобразуются уже в 3 базисные сенсорные характеристики цвета: тон, насыщенность, светлоту.

Ц. з. разделяют на 3 типа - трихроматическое, дихроматическое и монохроматическое - в зависимости от наличия 3, 2 или 1 типа фотопигментов (колбочек) в сетчатке. Два первых типа подразделяются далее каждый на 3 класса: протано-малы, дейтероаномалы, тританомалы; протанопы, дейтеранопы, тританопы. Некоторые авторы выделяют еще один класс дихроматов - тетартанопы. У людей наиболее часто встречаются дейтаны (дейтеранопы и дейтероаномалы) - 6-7 % мужчин и 0,5-0,6% женщин, реже протаны (протанопы и протаномалы) 2-3% мужчин и 0,05% женщин, и крайне редко тританы (тританопы и тританомалы). Среди животных, причем на самом разном уровне эволюционного развития, встречаются эти же варианты цветового зрения, но в т. ч. и очень отличающиеся от человеческого. См. Ахроматическое зрение, Дейтеранопия, Протанопия, Тританопия, Теории цветового зрения, Цвет, Цветовое восприятие. (Ч. А. Измайлов.)

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Цветовое зрение

Категория. Форма зрительных ощущений.

Специфика. Способность различать отдельные поддиапазоны электромагнитного излучения в диапазоне видимого спектра (369-760 нм.). Для объяснения этой способности была предложена трехкомпонентная теория цветового зрения, в соответствии с которой предполагается, что в зрительной сетчатке существуют три вида рецепторов (колбочки), избирательно реагирующих соответственно на красный цвет, зеленый и синий. Сигналы, поступающие от периферических отделов зрительного аппарата, в его высших отделах принимаются спектрально чувствительными нервными клетками, которые возбуждаются при действии одного из цветов спектра и тормозятся при действии другого (голубой - желтый, голубой - зеленый, зеленый - красный).

Источник: Психологический словарь

ЦВЕТОВОЕ ЗРЕНИЕ

способность человека различать электромагнитные излучения разных длин волн т. н. видимого цвета (370 — 760 нм). Наш орган зрения (глаз) не обладает способностью вычленять из общего светового потока отдельные его составляющие, а видит один результирующий цвет, что отражается в законах смешения цветов. Большинство закономерностей Ц. з. объясняет т. н. трехкомпонентная теория цвета. Она исходит из того, что любой цвет можно получить при смешении трех цветов (красного, синего, зеленого), взятых в качестве основных. Аппаратом Ц. з. в сетчатке являются колбочки, которые и играют роль фоторецепторов. В ней имеются три вида колбочек, каждый из которых избирательно реагирует на один из основных цветовых раздражителей. Аппаратом Ц. з. в высших отделах зрительного анализатора являются спектрально чувствительные нервные клетки, называемые оппонентными, потому что они возбуждаются при действии одного из цветов и тормозятся при действии других. Поэтому в настоящее время принята т. н. стадийная теория Ц. з., которая предполагает две стадии кодирования цветовой информации: трехкомпонентную на периферии (в рецепторах) и оппонентную в центральных отделах зрительного анализатора, находящихся в коре головного мозга.

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Найдено рефератов по теме Цветовое зрение — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Социально-психологические и личностные факторы толерантности к инвалидам по зрению в современном общ

Волкова Ирина Павловна
Рассматривается одна из актуальных проблем теории и практики социального взаимодействия проблема личностных детерминант толерантного взаимодействия людей с глубокими нарушениями зрения и нормально видящих людей. Приведены данные эмпирического исследования (с помощью комплекса психодиагностических методик и методов многомерного статистического анализа) взаимосвязи компонентов коммуникативной толерантности (установок толерантного поведения) с личностными особенностями на различных уровнях ее структурной организации. Полученные данные позволили выявить основные личностные механизмы толерантного интолерантного взаимодействия зрячих и незрячих людей.
Скачать PDF

Взгляд на конфликты и их решение с христианской точки зрения

Архипов В.
Скачать PDF

Изучение представлений об экспрессивном компоненте эмоций у детей с нарушением зрения

Зубкова Вера Петровна
В статье на основе результатов экспериментального исследования рассматриваются представления об экспрессивном компоненте эмоций у детей с нарушением зрения.
Скачать PDF

Художественный потенциал инвалидов по зрению как проблема реабилитационной тифлопедагогики и тифлопс

Кантор Виталий Зорахович
В статье в контексте представлений о художественном потен-циале как воплощении реабилитационного потенциала слепых и слабо-видящих применительно к социально-культурной сфере выстраивается его структурная модель, на базе этого дается методологически значимая для психолого-педагогической реабилитации инвалидов по зрению системная аналитическая оценка масштабов и характера влияния зрительной депривации на подструктуры художественного отражения, художественного опыта и художественной направленности личности, а также на художественно-творческий, художественно-гносеологический, художественно-аксиологический и художественно-коммуникативный субпотенциалы.
Скачать PDF

Психологический феномен влияния тендера на позицию ребенка с нарушениями зрения в игровой деятельнос

Гаджиева Д. П.
Статья посвящена актуальной проблеме исследования влияния тендерных различий на игровую деятельность детей с нарушениями зрения. Выявляются особенности проявления полоролевой идентификации, доказывается необходимость гендерно-ориентированного воспитания детей с нарушениями зрения.
Скачать PDF

О детерминации совладающего с трудностями поведения у лиц с нарушением зрения

Иванова Екатерина Александровна, Куфтяк Елена Владимировна
Данная статья направлена на изучение факторов, детерминирующих совладающее с трудностями поведение у лиц с нарушением зрения. В статье проаначизирован характер влияния нарушения зрения на социачьное и личностное развитие индивида, а также представлены эмпирические данные по проблеме взаимосвязи выбора стилей и стратегий совпадающего поведения лиц с патологией зрения с их личностными свойствами и качествами.
Скачать PDF

Травма потери зрения и ее влияние на личность

Дороднев Антон Борисович
В статье приводятся результаты исследования того, как травма потери зрения проявляется в ответах на личностные опросники и в содержании автобиографических рассказов. Основное внимание уделяется механизмам совладания с травмой, как они могут быть зафиксированы в речевой продукции и ответах на личностные опросники.
Скачать PDF

Проблема экологического сознания с точки зрения этнопсихологии

Трефилова Е.Г.
Скачать PDF

Человек, переживающий кризис «Потери зрения»

Шульмин М.П.
Представлена интерпретация понятия Бубера о связи «Я и Ты» применительно к проблеме человека, переживающего «кризис потери зрения». Рассматривается модель поведения человека, переживающего данный кризис (спиральная модель фаз Шухард). Через диалог «Я и Ты» он находит смысл существования в пределах физической слепоты.
Скачать PDF

Психологические процессы становления одаренности с точки зрения педагога

Кулемзина А.В.
В статье рассматриваются вероятные причины потери детской одаренности через анализ становления, созревания одаренности в процессе роста и взросления одаренного человека в норме и при невротических отклонениях
Скачать PDF

Феномен качества жизни с точки зрения субъектно-средового подхода

Кондрашенкова Светлана Владимировна
Дана общая характеристика существующим подходам к изучению качества жизни. Обоснована целесообразность использования субъектно-средового подхода в исследованиях качества жизни. Представлена классификация показателей качества жизни с позиции субъектно-средового подхода. Описаны типы взаимодействия в системе «человек — среда» и возможные характеристики качества жизни при разных типах взаимодействия.
Скачать PDF

Оценка реализуемости базисных ценностей в условиях г. Томска с точки зрения гуманитарно-ориентирован

Каракулова Ольга Викторовна, Богомаз Сергей Александрович
Представлены результаты исследования субъективной оценки потенциала городской среды с использованием методики «Реализуемость базисных ценностей». Установлено, что магистранты и аспиранты, обучающиеся по специальностям гуманитарного профиля, более высоко оценивают реализуемость базисных ценностей в условиях г. Томска по сравнению с магистрантами и аспирантами, обучающимися по специальностям негуманитарного профиля. Обсуждаются взаимосвязи оценки реализуемости базисных ценностей с целеустремленностью, настойчивостью, склонностью к планированию и ценностными ориентация-ми вузовской молодежи.
Скачать PDF