ЦИФРОВОЕ СЛАБОУМИЕ
ЦИФРОВОЕ СЛАБОУМИЕ
ЛІЧБАВАЯ ДЭМЕНЦЫЯ / DIGITAL DEMENTIA– термин, предложенный немецким нейробиологом и психиатром М. Шпитцером для описания чрезмерного использования цифровых технологий, приводящего к нарушению когнитивных способностей. Сторонники идеи Ц. с. исходят из того, что мозг, подобно любому органу и функции, развивается исключительно в процессе его работы. Неиспользуемые связи между нейронами в мозге ослабевают. Нефункционирующий орган отмирает. Детям для нормального развития необходимы мелкая моторика, «ощупывание» окружающего мира, опыт пространственных отношений объектов друг с другом, богатая социальность. При отсутствии таких условий у ребенка формируется неспособность сосредоточиваться и удерживать внимание, понимать подтекст и последовательно, логически рассуждать, возникают трудности при самоконтроле, гиперактивность и т. д. Это происходит потому, что потребление информации и мышление реализуются с помощью разных функциональных систем. Существование в условиях гиперинформационной среды оставляет человеку все меньше времени для мышления. В результате у него утрачивается навык построения сложных интеллектуальных объектов, преобладает поверхностное мышление, «на автоматизмах», без проникновения в суть дела. Американские исследователи Д. Вегнер и А. Уорд, исследуя влияние Интернета на когнитивные функции человека, выяснили, что в присутствии компьютера люди существенно хуже запоминают информацию и свои мысли. Поисковые системы они считают частью своих когнитивных возможностей, а выдаваемые ими результаты воспринимают как результаты собственной интеллектуальной деятельности. Их знания об окружающем мире существенно сужаются, а желание отслеживать и запоминать важную информацию ослабевает. Вегнер назвал этот феномен Google-эффектом, а Б. Сторм и коллеги– когнитивной разгрузкой (cognitive offloading). Б. Спар роу и соавт. в ходе серии экспериментов показали, что трансактивная память (запоминание алгоритма получения информации из внешних источников, а не самой информации) в эпоху цифровых технологий вытесняет персональную память и познавательные способности человека. Разница между внутренней и внешней памятью стирается. Используемые человеком цифровые гаджеты, выступая в роли своеобразных аут сорсиноговых систем, берут на себя значительную часть интеллектуальной деятельности мозга (память, ориентировка в пространстве, решение задач и др.). При этом авторы допускают, что выявленные тенденции могут отражать процесс когнитивной адаптации людей к цифровому миру. М. Маклюэн рассматривает технологии как внешнее расширение (ex tension) органов, функций или чувств человека в ответ на «информационный взрыв». Шпитцер приводит данные исследований, показывающих, что цифровые медиа малопригодны в качестве средства обучения. Объясняя причины игнорирования в обществе этого факта, он утверждает, что многие сторонники широкой цифровизации образовательной деятельности спонсируются медиакомпаниями. Идеи о Ц. с. подвергаются серьезной критике. Их противники указывают на то, что они носят недостаточно научный характер, вырывают процесс взаимодействия ребенка с компьютером из целостного процесса обучения и культурной среды. Так, медиапсихологи М. Аппель и К. Шрайнер сопоставили тезисы М. Шпитцера о Ц. с. с метаанализом влияния цифровых медиа и показали, что интенсивное использование Интернета не сопровождается ухудшением социального обмена и взаимодействия, не является фактором одиночества интернет-пользователей. Также они установили, что ни обучение на компьютере, ни использование компьютерных образовательных игр не оказывают негативного влияния на успех обучения, в том числе навыкам письма. Проблема Ц. с. очевидно требует дальнейших исследований. А. Г. Караяни