Чужие рисунки это что такое Чужие рисунки: определение — Психология.НЭС
Чужие группы ЧУКЧИ

Чужие рисунки

Найдено 1 определение:

Чужие рисунки

проективная методика исследования личности. Разработана Г. Е. Романовой и опубликована в 1993 г. Предназначена для обследования лиц в возрасте от 5 до 80 лет. Стимульный материал Ч. р. — черно-белые фотокопии (18?24) непрофессионально выполненных рисунков, которые предлагаются испытуемому под видом "семейного альбома", собранного неким лицом в течение всей его жизни. Рисунки подобраны с опорой на возрастные особенности так называемого наивного рисунка на базе оригинальной изопродукции по результатам пилотажного исследования. Затем эксперты оценивали эти рисунки по следующим критериям: (1) вероятный проективный потенциал изображения; (2) опознаваемость изопродукции как реальной, соответствующей приписываемому возрасту; (3) вероятность тематического соответствия изображения значимым переживаниям соответствующего возраста; (4) частота присвоения данного изображения совокупно с другими одному и тому же автору; (5) общая композиция стимульного ряда. Всего предлагается 7 готовых рисунков и два монотонно окрашенных листа, не имеющих изображений ("белый" и "черный"). Содержательно рисунки соответствуют определенному возрасту "исполнителя" и имеют диагностическая направленность: 1. Два "головоногих" существа. 2,5 года. "Первые воспоминания". 2. Рисунок семьи. 5 лет. "Детство", "праздник", "отношения с родителями", "отношения со сверстниками". 3. Бытовая сцена, фигуры детей, взрослых. 7 лет. "Школа", "отношения с авторитетом", "отношения со сверстниками". 4. Портрет подростка с бритой головой. 14 лет. "Созревание", "внешность", "познание внутреннего мира", "значимые отношения". 5. Женский портрет (подобный графике Пикассо или Матисса). 16 лет. "Взросление", "внешность", "познание внутреннего мира", "значимые отношения". 6. Два профиля, набросок. 22 года. "Значимые отношения", "отношения полов", "брак", "конфликт", "сомнение", "познание внутреннего мира". 7-б. Белая. Воображаемый рисунок. Возраст и любые подробности об авторе на усмотрение обследуемого. 7-ч. Черная. Аналогично 7-б. Рисунки 7-б и 7-ч занимают онтогенетическую нишу взрослого человека. 8. Надгробие, набросок. 75 лет. "Итог жизненного пути", "потеря близких", "страх смерти", "мистика и оккультизм". Испытуемому предлагается реконструировать предполагаемую ситуацию создания рисунка от имени анонимного "автора" и составить рассказ по картине в виде биографической ремарки устно или письменно. Возможна вариация процедуры обследования в зависимости от его целей. В структуре процедуры обследования с помощью Ч. р. выделяется содержательно-диагностический блок (интерпретация) и поведенческий блок. Последний включает различные спонтанно возникающие и поддерживаемые экспериментатором формы "отреагирования" на возникающие в ходе обследования ситуации. Предусмотрены специальные варианты процедуры с привлечением дополнительных методических средств. К ним относятся: 1) "Автор" — углубленная проработка образа "автора" рисунков как самостоятельная проективная процедура, например, описание личности "автора" с помощью стандартных личностных опросников; 2) "Настроение" — уточнение коннотативного значения для обследуемого экспериментальной ситуации и отдельных ее параметров, например, описание настроения "автора" с помощью теста Люшера; 3) "Мои рисунки" — прямая инструкция представить себя рисовальщиком, рассказать о рисунках как о своих, реконструировать ситуации, в которых они могли быть созданы; 4) "Пасьянс" — построение условной модели человеческой жизни (например, жизни "автора") с помощью уменьшенных копий (7?10) стимульного материала, раскладываемых испытуемым в произвольных комбинациях с последующим рассказом-комментарием. Ч. р. создавались по подобию известных проективных техник (Гудинаф "Нарисуй человека" тест, Рисунок несуществующего животного, Тематический апперцептивный тест). Согласно концепции автора методики "Ч. р.", фантазирование на темы из жизни анонимного автора рисунков, а также "неумелость", нечеткость графики наивного рисунка актуализирует реакции отношения, оценочные суждения. Это способствует возникновению эффекта психологической защищенности у обследуемого и делает его поведение более спонтанным, а диагностическую процедуру открытой диалоговому взаимодействию. При разработке интерпретационных схем рекомендуется выстраивать несколько линий анализа, имеющих автономную диагностическую ценность: близость рассказа собственному опыту, собственным переживаниям испытуемого; адекватность сюжета условно приписанному возрасту "автора" картинки; соответствие действующих персонажей изображенным на рисунке, степень их действительного пересечения, реальности взаимодействия в едином жизненном пространстве, преемственность в развитии сюжетов и персонажей от картинки к картинке и т. д. Допускается групповое обследование с помощью слайдов. С помощью Ч. р. обследовано 254 чел. (студенты, представители разных профессий, пациенты психиатрических клиник) в возрасте от 5 до 80 лет. Отмечается отсутствие каких-либо серьезных ограничений в применении и легкость идентификации рисунков как "своих". Процедура обследования провоцирует эмоциональную включенность обследуемых, возникновение катартического эффекта. Автор считает, что методика "Ч. р." позволяет очертить круг значимых переживаний личности, составить представление об особенностях мотивационно-потребностной сферы, психологическом возрасте и поле обследуемого, выявить предположительные зоны конфликта и психологического комфорта. Данные о валидности и надежности не сообщаются. Ч. р. рекомендуются к применению в клинической и консультативной практике.
Оцените определение:

Источник: Клиническая психология. Словарь.

Найдено рефератов по теме Чужие рисунки — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 9

Признаки развития разных форм опыта в рисунках учащихся

Астахова Армини Аветиковна, Кибальченко Ирина Александровна
Статья посвящена рассмотрению рисунка учащегося как диагностического текста, в котором проявляются субъективная форма «видения» происходящего, признаки разных форм опыта и степень их развития. В статье определено соотношение содержания разных форм опыта учащегося с диагностическими признаками и показателями, распознаваемыми в рисунках.
Скачать PDF

Использование метода рисунка в изучении социальных представлений об индивидуальности близкого челове

Аликина Елена Львовна
. Рассматривается проблема обоснованности использования качественных методов в исследовании индивидуальности. Показано, что в качестве одного из методов познания индивидуальности выступает метод рисунка. Результаты исследования особенностей познания матерей об индивидуальности детей в связи с количеством детей в семье показывают, что существуют общие тенденции и специфические различия по основным категориям контент-анализа
Скачать PDF

Типы рисунков в проективной методике «Нарисуй свою жизнь»

Султанова Зарина Вячеславовна
Автор представляет типы рисунков, которые выделены им при разработке проективной методики «Нарисуй свою жизнь». На основе имплицитного анализа рисунков выделены 14 основных типов и один смешанный. В статье приводятся описание процедуры тестирования; визуальная характеристика каждого из типов рисунка; результаты исследования конструктной валидности, которые впоследствии могут быть основой для интерпретации. Опираясь на итоги количественного анализа, автор приходит к мнению, что типы рисунка собственной жизни диагностируют особенности субъект-объектных ориентаций респондента в значительной степени
Скачать PDF

Особенности изобразительной деятельности у детей с разным уровнем замысла в рисунке

Запуниди Анна Александровна
Целью исследования является выявление качественных своеобразий в развитии изобразительной деятельности и речи у детей с разным уровнем замысла Ц в рисунке. Понятие изобразительного замысла в психологии недостаточно операционализировано, его связывают с такими психическими функциями как планирование,целеполагание, произвольность и волевая регуляция. Были определены следующие задачи исследования: концептуализировать понятие изобразительного замысла у детей в дошкольном возрасте, выделить основные этапы его становления и определить особенности развития изобразительной деятельности на каждом из этапов. Изучение изобразительной деятельности предполагает также анализ речевого сопровождения процесса создания рисунка. В работе выделены этапы развития изобразительного замысла у детей дошкольного возраста: замысел отсутствует, промежуточный замысел, шаблонный замысел, целостный замысел. Эта периодизация развития изобразительного замысла позволила дополнить уже существующую классификацию (О.М. Дьяченко, Ю.А. Полуянов). Выявлено, что от уровня замысла зависит качество рисунка, способность к продуцированию образов, уровень знаково-символического замещения в рисунке. Уровень замысла имеет высокую значимую связь с уровнем знаково-символического замещения при составлении ребенком собственного рассказа. Для анализа изобразительной деятельности детей необходимо обратиться к процессу создания рисунка, аккомпанементом которого является речевое сопровождение. Описана специфика речевого сопровождения процесса создания рисунка у детей с разным уровнем замысла. Выявились различия по показателю речевой активности у детей с разным уровнем замысла.
Скачать PDF

Юмор в рисунках: опыт дискурс-анализа

Кротков Е.А.
Творчество художников-юмористов является разновидностью подлинного искусства, произведения которого доступны многим людям, приносит им не только мгновения «тихой» радости, но и побуждает к серьёзным размышлениям о себе и обществе. Юмористический рисунок - это своеобразная метафора, ненавязчиво, без морализирования намекающая на какие-то важные аспекты жизни людей, их поведения, отношений друг к другу, к культуре и природе. Адекватный эффект от юмористического рисунка связан с возникновением у реципиента положительной эмоции, внешним выражением которой является непринуждённая улыбка. Этот эффект является следствием парадоксальности области и противообласти рисунка (противоположности его альтернативных «прочтений») и решения запрограммированной в рисунке задачи - обнаружить сходство, аналогию, параллель между ними.
Скачать PDF

Что рисуют наши дети? (к истории вопроса изучения детского рисунка как средства отражения социальног

Троицкая И.Ю.
В статье рассматриваются основные этапы изучения детского рисунка как средства отражения социального опыта в работах отечественных педагогов и психологов.
Скачать PDF

Метод серийных рисунков и рассказов в психологических консультациях по разрешению споров между родит

Никольская Ирина Михайловна
Актуальность разработки новых подходов к психологическому консультированию семей в ситуации разрешения споров между родителями по вопросам воспитания ребенка обусловлена возрастающей частотой таких запросов к клиническим психологам. Подобные консультации предполагают необходимость экспресс-оценки психологического состояния, особенностей и системы отношений детей, переживающих развод родителей. Цель статьи — представить описание метода серийных рисунков и рассказов И. М. Никольской; показать возможности его использования в психологической консультации по вопросам разрешения спора между родителями о воспитании и порядке встреч с ребенком на клиническом примере. Метод серийных рисунков и рассказов — интегративная арт-терапевтическая технология, основанная на проективном подходе. Метод одновременно решает задачи психологического исследования и консультирования в конкретной ситуации обращения ребенка и его родителей к психологу. В статье рассмотрены процедура, этапы применения метода и их задачи, очередность предлагаемых ребенку заданий. Акцентированы приемы ведения арт-терапевтической беседы и ее преимущества (конкретность, отстраненность, структурированность, терапевтический эффект). Полученная с помощью метода серийных рисунков и рассказов информация в виде изображений и текстов может служить важным объективным материалом, позволяющим сделать выводы о субъективном представлении семейной ситуации ребенком и его самочувствии в семье. Для иллюстрации возможностей метода серийных рисунков и рассказов проанализирован развернутый пример психологической консультации девочки 7 лет, проведенный по запросу ее матери в связи с судебным пересмотром порядка встреч отца с дочерью после развода.
Скачать PDF

Выражение эмоций детьми дошкольного возраста в рисунках посредством техник педагогической арт-терапи

Крыжановская А.А.
В статье описаны особенности выражения эмоций в рисунках детьми дошкольного возраста. Рассматриваются техники педагогической арт-терапии на занятиях по изобразительной деятельности и ее значение в развитии ребёнка.
Скачать PDF

Создание рисунка объекта, работа с готовым рисунком и условными обозначениями как когнитивные страте

Шимко Зоя Игнатьевна, Подберезный Владимир Васильевич
В статье рассматриваются реализующиеся в школьных учебниках возможности управления формированием образа объекта на уровне представлений путем организации обучающей деятельности посредством дидактических заданий, нацеленных на создание рисунка объекта и на работу с ним.
Скачать PDF