ЧУВСТВО

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЧУВСТВО
высшая, культурно обусловленная, эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

ЧУВСТВО
высшая человеческая эмоция, связанная с теми людьми, событиями, предметами, которые для данного человека являются значимыми.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

ЧУВСТВО
sense) - способность воспринимать и различать любые внешние раздражители, такие как свет, звук, запах или прикосновение.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

чувство

особая форма отражения психикой окружающего мира, отношения личности к окружающему, проявляющаяся в социально обусловленных переживаниях, активизирующих (стенические) или тормозящих (астенические) деятельность.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Чувство
Форма эмоциональных отношений и переживаний, носящих предметный характер и имеющих относительную устойчивость. Чувство связано с представлением об определенных людях, предметах и явлениях. Оно может не совпадать с сиюминутной эмоциональной реакцией на них, так как имеет более устойчивый, стабильный характер.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

ЧУВСТВО
sentiment) "Организованная система эмоциональных диспозиций, собранных вокруг идеи о неком объекте" - McDougall (1908). Он полагал, что существует три чувства: любовь, ненависть и эгоизм. Относительно некоторых выводов, следующих из положения психоанализа о том, что любовь и ненависть есть инстинкты, а не "организованные системы эмоциональных диспозиций", см. ЛЮБОВЬ; НЕНАВИСТЬ; АФФЕКТ и ЭМОЦИЯ.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

ЧУВСТВО
Хотя этимологически этот термин связан с ощущением, он имеет тенденцию употребляться в значительно более широком смысле. 1. Сложная диспозиция, основанная на чувствах к некоторому человеку, ситуации, идее и т.д. Чувство более общее и более сложное понятие, чем установка или суждение, и здесь обычно подразумевается поведение. То есть данное чувство – нечто большее, чем просто сложное эмоциональное состояние, оно подразумевает действие; например, человек с сильным чувством патриотизма, вероятно, будет активно защищать свою страну. 2. Термин Р.Б. Кэттелла для обозначения приобретенной, динамичной структуры черты, которая сосредоточивает на себе и опосредствует внимание и реакции на классы объектов характерными способами.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ЧУВСТВО
особая форма психического отражения, свойственная только человеку, при которой отражаемым являются объективные отношения феноменов к нуждам личности. В психологическую структуру Ч. входят эмоции и понятия. Так, чтобы у человека возникло Ч. любви к Родине, ему должно быть близко понятие Родины, без этого ностальгия — только эмоция. Понятийный компонент Ч. превращает эмоции в них в отношения.
Если эмоции в структуре личности более связаны с темпераментом, то Ч.— с характером. Различают ряд видов чувств: интеллектуальные, моральные, практические, эстетические. Слова В. И. Ленина «...без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины» (т. 25, с. 112) относятся к Ч. и должны учитываться при воспитании и перевоспитании.
Синонимы — эмоции человеческие, эмоция социальные, эмоции высшие.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ЧУВСТВО
Особенно трудно выделить точные модели использования этого термина, так как даже к специальным примешиваются популярные коннотации. 1. В общем смысле "чувство" относится к переживанию, ощущению или наличию осознанного процесса. Более конкретные значения: 2. Сенсорное впечатление, в связи с которым упоминаются такие чувства, как тепло или боль. 3. Эмоциональные состояния, такие как чувство благополучия, чувство депрессии, чувство желания и т.д. 4. Одно из измерений эмоции, особенно когда упоминаются гипотетические элементарные эмоциональные континуумы, такие как Вундтовские три измерения чувства. 5. Вера, как при смутном чувстве относительно чего-то, не подтверждающегося каким-либо реальным свидетельством. Трудность, связанная с этим термином, состоит в том, что его использование почти всегда метафорично, и так или иначе все мы, кажется, совершенно убеждены, что знаем, что мы имеем в виду, когда употребляем его. Более подробно о терминологии в этой области психологии см. эмоция и следующие статьи, особенно теории эмоций.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ЧУВСТВО
1. Высшая эмоция, свойственная только человеку и связанная у него с людьми, предметами, явлениями, событиями и многим другим, что окружает человека в современном обществе и составляет культурные условия его жизни. Все Ч. являются не только эмоциями, но также и мотивами поведения. Ч. воспитываются у человека и могут изменяться в течение его жизни. Они делятся на классы, среди которых выделяются: моральные Ч., интеллектуальные Ч., эстетические Ч., предметные Ч., межличностные Ч., низменные Ч., возвышенные Ч. и др. 2. Сенсорные переживания, сгруппированные на основе их общих особенностей. 3. Неопределенные субъективные переживания человека, не связанные очевидным образом с каким-либо из органов чувств. Например, Ч. времени, Ч. пространства. 4. Форма осознания человеком некоторого абстрактного понятия или качества, например, Ч. юмора, Ч. справедливости. 5. Краткий, обобщенный способ выражения значения некоторой вещи, события и т. п. для человека, например, Ч. значимости. 6. Хорошо развитая способность, например, Ч. здравого смысла. См. выжившего чувство вины, нереальности чувство, преграды чувство, равновесия чувство, статическое чувство, шестое чувство, чувство неполноценности и компенсация (по А. Адлеру), эмоции (виды).

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Чувство
точные модели использования этого термина выявить достаточно трудно, так как он используется в самых разных контекстах - 1. любое переживание или явление психического (ощущение, наглядный образ, представление, феномен сознания и др.). В данном случае явно имеется в виду факт осознавания нейропсихологических актов, которые только после этого предстают как психологические феномены; 2. эмоциональное состояние, устойчивое эмоциональное отношение к какому-либо человеку, объекту, явлению (любовь, благодарность, глубокая неприязнь, чувство долга, чувство ответственности и др.). Чувство в таком его понимании предполагает определенные действия со стороны испытывающего их человека; 3. категория высших эмоций, связанных с познанием, нравственностью, религиозностью, эстетическим восприятием; 4. в теории Вундта – одно из трех измерений эмоции, особенно когда упоминаются гипотетические элементарные эмоциональные континуумы; 5. вера во что-то, не подтверждающаяся опытом, реальным свидетельством существования чего-либо; 6. интуиция («шестое чувство»); 6. в теории Р.Б.Кэттела – приобретенная структура, черта, которая сосредоточивает на себе и опосредует внимание и реакции на классы объектов тем или иным характерным образом; 7. в психоанализе – «организованная система эмоциональных диспозиций, собранных вокруг идеи о некоем субъекте» (McDougall, 1908). Автор этого определения полагает, что у человека существует только три чувства: это любовь, ненависть и эгоизм.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЧУВСТВО
Feeling; Geffihl) - психологическая функция, которая информирует субъекта о ценности для него тех или иных вещей; об их значимости.
"Чувство есть прежде всего процесс, происходящий между эго и каким-нибудь данным содержанием, притом процесс, придающий содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его ("удовольствие" или "неудовольствие") - но далее, это есть также процесс, который помимо определенного содержания сознания или ощущений данного момента может возникнуть, так сказать, изолированно, в качестве настроения. Этот последний процесс может стоять в причинной связи с более ранними содержаниями сознания, хотя необходимости в этом нет, ибо он столь же легко возникает и из бессознательных содержаний, что вполне доказывается психопатологией. Однако и настроение - будь оно общим или же лишь частичным чувством, - свидетельствует об оценке, но об оценке не определенного, единичного содержания сознания, а всего наличного в настоящий момент состояния сознания, и притом опять-таки в смысле принятия или отвержения его. Поэтому чувство есть прежде всего вполне субъективный процесс, который может быть во всех отношениях независим от внешнего раздражения, хотя он пристегивается к каждому ощущению. Даже "безразличное" ощущение имеет "чувственную окраску", а именно окраску безразличия, что опять-таки выражает известную оценку. Поэтому чувство есть также разновидность суждения, отличающаяся, однако, от интеллектуального суждения постольку, поскольку оно состаивается не для установления логической связи, а для установления прежде всего субъективного принятия или отвержения. Оценка при помощи чувства распространяется на всякое содержание сознания, какого бы рода оно ни было. Если интенсивность чувства повышается, то возникает аффект, который есть состояние чувства с заметными телесными иннервациями. Чувство отличается от аффекта тем, что оно не вызывает заметных телесных иннервации, т. е. вызывает их не больше и не меньше, чем обычный мыслительный процесс" (ПТ, пар. 835).
Человек, чья повседневная установка ориентируется чувствующей функцией, принадлежит к чувствующему типу.

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

ЧУВСТВО
одна из основных форм переживания своего отношения к предметам и явлениям действительности, - эмоциональные переживания, в коих отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам внешнего мира. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих субъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Открывая личности предметы, отвечающие ее потребностям, и побуждая к деятельности по их удовлетворению; они представляют собой конкретно-субъективную форму существования потребностей. Формирование чувств - необходимое условие развития человека как личности. Само по себе знание мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы ими руководиться; только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями к деятельности. Чувства общественно обусловлены и историчны, как и сама личность. В онтогенезе чувства появляются позже, чем эмоции ситуативные; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и других общественных институтов. Предметами чувств становятся прежде всего явления и условия, от коих зависит развитие событий, значимых для личности и потому воспринимаемых эмоционально. Возникая как результат обобщения опыта эмоционального, сформированные чувства становятся ведущими образованиями сферы эмоциональной и начинают сами определять динамику и содержание эмоций ситуативных: так, из чувства любви к близкому человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него; горе при разлуке, радость при встрече; гнев, если любимый человек не оправдал надежд, и пр. Такие эмоции ситуативные уточняют содержание чувств в сложившихся условиях и, побуждая к определенным действиям, способствуют развитию вызываемой чувствами деятельности. Иногда чувства и сопряженные с ними эмоции могут вызывать противоречивые отношения к их объекту (-> чувство: амбивалентность). В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, где одни чувства занимают ведущее положение, другие - остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих чувства определяет одну из важнейших характеристик направленности личности. Самая распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды по сферам деятельности, где они проявляются:
1) особую группу составляют чувства высшие, в коих заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности; а) среди них важное место занимают чувства практические, связанные с деятельностью - трудом, учением, спортом; b) сюда относятся также чувства эстетические, предполагающие осознанную или неосознанную способность руководствоваться понятиями прекрасного при восприятии явлений действительности;
2) к области чувств нравственных относится все то, что определяет отношение человека к социальным учреждениям, к государству, к другим людям, к самому себе, и пр.;
3) деятельность познавательная порождает чувства познавательные, или интеллектуальные; их предмет - как сам процесс приобретения знаний, так и его результат; их вершина - обобщенное чувства любви к истине;
4) чувства интеллектуальные, практические, эстетические чувства возникают в единстве с чувства нравственными и обогащаются в связи с ними. По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются так:
1) конкретные - например, чувства к ребенку, произведению искусства;
2) обобщенные - чувства к детям вообще, к музыке;
3) абстрактные - чувства справедливости, трагического. Отсутствие исчерпывающей классификации чувства объясняется их большим разнообразием и исторической изменчивостью.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Чувство
Сложное аффективное состояние, комбинация эмотивных элементов и элементов воображения, более или менее ясное, стабильное и устойчивое, при отсутствии какого-либо стимула. По мнению некоторых специалистов, не существует разницы между чувстом и эмоциями. По мнению других, Ч. является более прочным, чем эмоция, состоянием и не выражается бурно, как страсть (эмоция). Чувства можно определять интеллектуальными, моральными или аффективными причинами. Говорят об эстетических и религиозных чувствах, о симпатии, восхищении, неприязни, горделивости, стыде. Все эти чувственные проявления являются психическими состояниями, которые аффективно «окрашивают» восприятия и поведение человека. Чувства связаны с глубокими влечениями индивидуума, с его наклонностями, с удовлетворенными или фрустрационными желаниями. Психоаналитики принимают (несмотря на то, что это в некоторой степени противоречит ряду основных определений) неосознаваемыми чувства вины, агрессии, малоценности и др. Проявления чувств во многих случаях изменяются (нарушаются) во время невротических, в особенности психических, расстройств - при т. н. аффективных психозах и других состояниях с наличием эмоциональных изменений.
Ч., беспредметное. В психиатрии - общее название эмоциональных состояний (страха, внутреннего беспокойства, тревоги, грусти, веселья, счастья и др.), возникающих у психически больного без причинной связи с ситуацией и не имеющих определенного содержания.
Ч. долга. Свойство личности, которое делает общественные, в особенности моральные, нормативные системы побудительного характера в высшей степени обязательными для собственного поведения. Ч. д. делает возможной, сообразно с нормами, саморегуляцию поведения, что имеет место и при изменяющихся, затрудняющих или противодействующих внешних и внутренних обстоятельствах, представляя собой одну из сторон совести. При некоторых психических расстройствах обнаруживается изменение в степени выраженности этого человеческого качества - в направлении уменьшения, а в некоторых случаях - и усиления (из-за болезненных мотивов).
Ч. локализации (от лат. Localisatio - сосредоточение, ограничение определенного участка, 1осш - место). Разновидность чувствительности, заключающаяся в способности определять точно место раздражения. При некоторых неврологических, а также при невротических и психических расстройствах можно наблюдать смущение в возможностях точной чувствительности.
Ч. малоценности. Отсутствие (или уменьшение) чувства собственной ценности; обычно это признак невротического развития. Пациент ощущает себя психически или телесно несовершенным, неполноценным. В малой степени и в отдельных аспектах каждый человек переживает иногда Ч. м. Однако когда оно достигнет значительной силы, тогда говорят о комплексе малоценности. Ч. м. при невротическом развитии подлежит лечению посредством психотерапии. При тяжелом чувстве малоценности, которое, напр., наблюдается при реактивных или эндогенных депрессиях, существует опасность самоубийства.
Ч. неполноценности. В психиатрии - переживание психически больным своей физической, интеллектуальной или моральной неполноценности, имеющее характер навязчивого состояния, сверхценной идеи, депрессии и(или) бреда. Ср. Адлера, индивидуальная психология.
Ч. «овладения». Проявление бреда преследования - в плане психического автоматизма: больные уверены, что они не принадлежат самим себе; все их поступки, движения совершаются помимо воли и желания; мысли, чувства, желания, стремления возникают под влиянием вмешательства извне, по воле преследующих их людей и самим больным не контролируются.
Ч. ответственности. Свойство характера, обусловленное в своей сущности моралью. Ч. о. предполагает идентификацию с нравственными ценностями, с моральными и политическими принципами и проявляется как отношение к долгу и увязке. Оно тесно связано с совестливостью, углубленностью, озабоченностью о других и верностью, противоположно равнодушию и безответственности. При разных психических болезненных расстройствах можно наблюдать изменения в диапазоне чувства ответственности - в некоторых случаях оно показывает ослабление, а в других (также по болезненным мотивам) может проявиться как усиление.
Ч. - потери чувств. Утрата способности реагировать на происходящие события, мучительное бесчувствие, напр. при психогенном «эмоциональном параличе».
Ч., пространственное. Разновидность чувствительности, заключающаяся в способности определять местонахождение источника раздражения в пространстве. Расстройства Ч. п. наблюдаются при неврозах и некоторых органических мозговых повреждениях.
Ч. сделанности. Частый признак псевдогаллюцинаций, один из этапов формирования возникающего в связи с псевдогаллюцинациями бреда. Ч. с. - это осмысление больным причины появления псевдогаллюцинаций. Оно само еще не имеет сюжета, но предшествует бреду, обладающему сюжетом, фабулой. Предполагается, что между ощущением сделанности псевдогаллюцинаций и появлением их бредовой интерпретации проходит какое-то время.
Ч. «Я» - см. Сознание идентичности «Я».

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Чувство
См. также подчиненная функция. Я причисляю чувство к четырем основным психологическим функциям. Я не могу примкнуть к тому психологическому направлению, которое рассматривает чувство как вторичное явление, зависящее от "представлений" или ощущений; напротив, я считаю вместе с Гефдингом, Вундтом, Леманом, Кюльпе, Балдвином и другими, что чувство есть самостоятельная функция sui generis (особого рода). [К истории понятия чувства и к теории чувства ср. /78; 94; 127/]
Чувство есть прежде всего процесс, происходящий между эго и каким-нибудь данным содержанием, притом процесс, придающий содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его ("удовольствие" или "неудовольствие"), но далее это также процесс, который помимо определенного содержания сознания или ощущений данного момента может возникнуть, так сказать, изолированно, в качестве настроения. Этот последний процесс может стоять в причинной связи с более ранними содержаниями сознания, хотя необходимости в этом нет, ибо он столь же легко возникает и из бессознательных содержаний, что вполне доказывается психопатологией. Однако и настроение - будь оно общим или же лишь частичным чувством - свидетельствует об оценке, но об оценке не определенного, единичного содержания сознания, а всего наличного в настоящий момент состояния сознания, притом опять-таки в смысле принятия или отвержения его.
Поэтому чувство есть прежде всего вполне субъективный процесс, который может быть во всех отношениях независим от внешнего раздражения, хотя он пристегивается к каждому ощущению. [К вопросу о различии чувства и ощущения см. /78- Bd.1. S.350 ff/] Даже "безразличное" ощущение имеет "чувственную окраску", а именно окраску безразличия, что опять-таки выражает известную оценку. Поэтому чувство есть также разновидность суждения, отличающаяся, однако, от интеллектуального суждения постольку, поскольку оно составляется не для установления логической связи, а для установления прежде всего субъективного принятия или отвержения. Оценка при помощи чувства распространяется на всякое содержание сознания, какого бы рода оно ни было. Если интенсивность чувства повышается, то возникает аффект (см.), который есть состояние чувства с заметными телесными иннервациями. Чувство отличается от аффекта тем, что оно не вызывает заметных телесных иннервации, то есть вызывает их не больше и не меньше, чем обычный мыслительный процесс.
Обычно "простое" чувство конкретно (см.), то есть смешано с элементами других функций, например очень часто с ощущениями. В таком, специальном случае чувство можно обозначить как аффективное или же (как в настоящей работе) чувство-ощущение, причем под этим понятием я разумею прежде всего нераздельное слияние чувства с элементами ощущения. Такое характерное смешение находится везде, где чувство оказывается недифференцированной функцией, яснее всего в психике невротика с дифференцированным мышлением. Хотя чувство само по себе есть функция самостоятельная, однако оно может оказаться в зависимости от другой функции, например от мышления, вследствие чего возникает такое чувство, которое сопровождает мышление и лишь постольку не вытесняется из сознания, поскольку оно укладывается в интеллектуальные сочетания.
От обыкновенного конкретного чувства следует отличать чувство абстрактное; как абстрактное понятие (см. мышление) отбрасывает отличительные черты охватываемых им вещей, так и абстрактное чувство поднимается над различиями отдельных, оцененных им содержаний и создает "настроение" или такое состояние чувства, которое охватывает все отдельные различные оценки и тем самым снимает их. Как мышление упорядочивает содержания сознания, подводя их под понятия, так чувство упорядочивает сознательные содержания по их ценности для своего носителя. Чем конкретнее чувство, тем субъективнее и персональнее установленная им ценность; напротив, чем чувство абстрактнее, тем более общей и объективной становится устанавливаемая им ценность. Как совершенно абстрактное понятие уже не покрывает единичности и особенности вещей, а лишь их всеобщность и неразличность, так и совершенно абстрактное чувство не покрывается уже единичным моментом и его чувствующей окраской, но лишь совокупностью всех моментов и их неразличностью. Согласно этому, чувство, подобно мышлению, есть функция рациональная, ибо, по свидетельству опыта, ценности, в общем, устанавливаются по законам разума точно так же, как понятия, в общем, образуются по законам разума.
Понятно, что вышеприведенные определения вовсе еще не характеризуют сущности чувства, а дают лишь внешнее описание его. Интеллектуальная способность понятий оказывается неспособной формулировать на языке понятий сущность чувства, потому что мышление принадлежит к категории несоизмеримой с чувством, как и вообще ни одна из основных психологических функций не может быть сполна выражена через другую. Этому обстоятельству надо приписать и то, что никакое интеллектуальное определение не сможет когда-нибудь передать сколько-нибудь удовлетворительно специфические особенности чувства. Классификация чувств ничего еще не дает для постижения их сущности, потому что даже самая точная классификация сможет передать лишь то интеллектуально постигаемое содержание, с которым или в связи с которым чувства появляются, но не сможет ухватить специфические особенности чувства. Сколько есть различных, интеллектуально постигаемых классов содержаний, столько можно установить и различных чувств, но сами чувства этим отнюдь еще не классифицируются исчерпывающим образом, потому что кроме всех возможных интеллектуально постигаемых классов содержаний существуют еще чувства, не укладывающиеся ни в какие интеллектуальные рубрики. Уже сама мысль о классификации интеллектуальна и поэтому несоизмерима с сущностью чувства. Поэтому мы должны удовлетвориться указанием на границы данного понятия.
Способ оценки при помощи чувства можно сопоставить с интеллектуальной апперцепцией как апперцепцию ценности. Можно различать активную и пассивную апперцепцию при помощи чувства. Пассивный акт чувства характеризуется тем, что какое-нибудь содержание возбуждает или привлекает чувство, оно вынуждает у субъекта чувствующее участие. Активный же акт чувства, напротив, распределяет ценности от лица субъекта, он оценивает содержания по интенции, притом почувствующей, а не интеллектуальной интенции. Поэтому активное чувство есть направленная функция, волевой акт, например любовь в противоположность к влюбленности, тогда как влюбленость была бы не направленным, пассивным чувством, как на то указывает и само словоупотребление, характеризующее первое как деятельность, а второе - как состояние. Ненаправленное чувство есть чувствующая интуиция. Это означает, что, строго говоря, только активное, направленное чувство можно обозначать как рациональное; напротив, пассивное чувство иррационально, поскольку оно создает ценности без содействия субъекта, а может быть, даже против его намерения. Когда общая установка индивида ориентируется чувствующей функцией, то мы говорим о чувствующем типе (см. тип).

Источник: Юнг К. Словарь терминов. 2001

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
310.49 кб

Оперативное чувство времени у спортсменов в зависимости от биомеханики вида спорта

Тихомиров А. И.
Читать PDF
257.44 кб

Чувство юмора как фактор педагогического мастерства тренеров

Гультяева Елена Геннадьевна
В статье отражен характер влияния трех компонентов чувства юмора (создание и понимание комического, а также его использования) на показатели выраженности педагогических знаний, умелости тренеров и их удовлетворенности своим трудом
Читать PDF
224.90 кб

Эстетическое чувство как естественная основа социальной личности

Бондарева Алла Ивановна
В статье исследуются психофизиологические и социальные истоки развития эстетического чувства в связи со способностью социальной личности в условиях противоречий окружающего мира развивать в себе гармоничные основы духовности и тво
Читать PDF
980.09 кб

Сравнительный анализ концептов «Эмоция», «Чувство», «Переживание» у студентов

Левченко Елена Васильевна, Федосина Светлана Сергеевна
Концепт рассматривается как сложное когнитивное образование, включающее в себя два компонента: понятийный компонент, представленный в виде дефиниции, и образный компонент, основу которого составляет прототип.
Читать PDF
1.14 мб

Чувство страха как эмоциональный компонент интереса молодежи к фильмам ужасов и мистики

Черняновская Т. В.
Читать PDF
193.46 кб

Чувство неполноценности и психологические комплексы в генезе конфликтов у сотрудников организации

Голянич В. М.
Читать PDF
0.00 байт

Профессиональное чувство

Герасимова И. А.
Читать PDF
0.00 байт

Смертельное чувство

Зубарев С.М.
Читать PDF
168.91 кб

Миф и чувство истории. К парадоксу девы Марии

Р. Г. Назиров
Читать PDF
153.48 кб

Чувство собственного достоинства в структуре личности

Зайцева Юлия Евгеньевна
В настоящей статье представлены результаты двухгодичного эмпирического исследования чувства собственного достоинства как черты личности, поддержанного грантом Президента РФ. Проанализированы методы психодиагностики.
Читать PDF
202.57 кб

Чувство ответственности как условие развития духовно-нравственных ценностей в психологической подгот

Харькова Наталия Анатольевна
В статье обсуждаются вопросы актуальности подготовки школьников к предстоящему браку и будущей семейной жизни.
Читать PDF
261.51 кб

Чувство вины и стили межличностного поведения у заключенных, отбывающих наказание в исправительных у

Манхаева Ольга Михайловна, Кадыров Руслан Васитович
Представлен анализ результатов проведенной работы по исследованию соотношения переживания чувства вины со стилями межличностного поведения у заключенных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.
Читать PDF
255.37 кб

Чувство времени у больных героиновой наркоманией в раннем постабстинентном периоде

Базаева А. В.
Читать PDF
163.80 кб

Чувство родины

Антонов Евгений Борисович
Читать PDF
131.21 кб

2004. 02. 031. Пакстон П. , Муди Дж. Структура и чувство: объяснение эмоциональной привязанности к г

Соколова М. Е.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • АУТЕНТИЧНОЕ ЧУВСТВО/ПОДЛИННОЕ ЧУВСТВО

    первоначальное нецензурированное чувство, которое человек в детстве научился прикрывать рэкетным чувством.
  • Чувство бесчувствия

    Категория. Патопсихологическое нарушение. Специфика. Субъективное впечатление о собственной внутренней пустоте, смерти чувств, чувство, что больше нет чувств. Больные жалуются на то, что они не чу
  • ЧУВСТВО БЕСПРЕДМЕТНОЕ

    в психиатрии). Общее название аффективных состояний, возникающих беспричинно, без связи с ситуацией и не имеющих определенного содержания.
  • ЧУВСТВО ПОТЕРИ ЧУВСТВ

    См. Анестезия психическая болезненная.
  • ЧУВСТВО ЛОКАЛИЗАЦИИ

    См. Топогнозия.
  • Чувство бессилия

    растерянность и сильная досада при сознании невозможности поправить тяжелое положение дел, выйти из опасного или трудного положения. Возможное проявление – скрежет зубов, сжимание рук в кулаки.
  • ЧУВСТВО ВИНЫ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

    согласно З. Фрейду - неосознаваемое переживание некой виновности, играющее в большинстве неврозов решающую роль и создающее сильнейшее препятствие к выздоровлению.
  • Чувство бессознательного

    субъективное ощущение того, что сознательное Я базируется на неком источнике психической энергии, динамизирующей субстанции собственного Я, в сознании последняя представлена чувством собственн
  • Безотчетное чувство

    чувство, которое не поддается осмыслению. Философ вздрогнул по какому-то безотчетному чувству, которого он сам не мог растолковать себе… Сам не зная почему, объявил он напрямик, что не поедет (Н. Го
  • Чувство дискриминации

    способность больного воспринимать несколько (обычно два) одновременно наносимых раздражения тела. Проверять его можно с помощью циркуля Вебера, состоящего из двух заканчивающихся иглами браншей
  • Чувство положения

    См. Чувство мышечно-суставное.
  • Чувство позы

    См. Чувство мышечно-суставное.
  • Чувство социальной дистанции

    ощущение индивидом своего неравенства с людьми определенной социальной группы, части общества. …Он [князь] с первого разу дал почувствовать всю необъятную разницу между им и его гаерами, назначен
  • Чувство собственного достоинства

    уважение к себе, видение в себе положительных качеств и в связи с этим нежелание индивида быть униженным, совершать что-л. постыдное. Возможное проявление – поднятая (неопущенная) голова. Может соч
  • Чувство двухмерно-пространственное

    Син.: Дермолексия. Поверяется путем выяснения способности больного определять характер элементарных геометрических фигур (круг, крест, треугольник и т.п.), цифр или букв, которые обследующий вычер
  • ЧУВСТВО ПРЕВОСХОДСТВА

    См. комплекс превосходства.
  • ЧУВСТВО ГОЛОДА

    органическое ощущение, связанное с возбуждением центра пищевого в мозге головном, представленного клетками, расположенными в вентромедиальной части среднего отдела гипоталамуса, кои реагируют
  • КОЖНОЕ ЧУВСТВО

    англ. cutaneous sense, dermal sense) - совокупность сенсорных способностей, связанных с рецепторами кожи. К. ч. включает чувство прикосновения, давления, вибрации, термическое чувство (ощущения тепла и холода), ч
  • ЧУВСТВО АСТЕНИЧЕСКОЕ

    Устаревший термин, использовавшийся для обозначения чувства депрессии, отчаяния, огорчения. См. астенический тип.
  • ЧУВСТВО СТЕНИЧЕСКОЕ

    положительные эмоциональные состояния, связанные с повышением уровня жизнедеятельности. Характерны ощущением возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости; дыхание становится более часты