Чувство юмора
ЧУВСТВО ЮМОРА
это способность субъекта подмечать-усматривать-обнаруживать в других индивидах дифференциально-комические аспекты или же детектороизировать-устанавливать комическое в явлениях социума-онтоса-экзистенции и реверсивно-чувственно-эмотивно, а также ментально-интеллектуально реагировать на них; часто делают выводы о наличии у субъекта, или же элиминировании-исключении Ч.ю. по тому, как той или иной индивид реагирует воспринимает-осмысливает различные притчи, анекдоты, шутки, карикатуры, аллюзии, эпиграммы, сентенции и способен ли он, подобно другим, без всяких личных обид смеяться над собой и чутко фиксировать комизм обстоятельств, эпизодов.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
Чувство юмора
способность человека подмечать в явлениях их комические стороны, реагируя на них смехом или улыбкой. При этом реакция происходит на фоне дружелюбного отношения к объекту юмора. Ч. ю. связано с умением обнаруживать противоречия в окружающей действительности, с пониманием шуток, анекдотов, карикатур. На Ч. ю. влияет интеллектуальное развитие человека. С. Л. Рубинштейн писал, что суть юмора не в том, чтобы видеть и понимать комическое (смешное, забавное) там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным.
Литература
Розов А. И. Переживание комического в свете некоторых более общих закономерностей психической деятельности // Вопросы психологии. 1979. № 2.
Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб.; М., 1997.
Литература
Розов А. И. Переживание комического в свете некоторых более общих закономерностей психической деятельности // Вопросы психологии. 1979. № 2.
Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб.; М., 1997.
ЧУВСТВО ЮМОРА
в обычном словоупотреблении - способность подмечать в явлениях комические стороны, эмоционально откликаясь на них. Неразрывно связано с умением обнаруживать противоречия в окружении - например, замечать, а иногда и утрировать противоположность положительных и отрицательных черт в каком-то человеке, чью-то кажущуюся значительность и несоответственное ей поведение и пр. По отношению к объекту юмора, как бы подвергаемому своеобразной эмоциональной критике, сохраняется дружелюбие. Чувство юмора предполагает наличие у его субъекта положительного идеала, без коего оно вырождается в негативные явления - пошлость, цинизм и пр. Судить о наличии или отсутствии чувства юмора можно по тому, как человек понимает шутки, анекдоты, шаржи, карикатуры, улавливает ли комизм ситуации, способен ли смеяться не только над другими, но и тогда, когда сам становится объектом шутки. Отсутствие или недостаточная выраженность чувства юмора свидетельствуют как о сниженном уровне эмоциональном, так и о недостаточном развитии интеллектуальном.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ЧУВСТВО ЮМОРА
способность человека подмечать в явлениях их комические стороны, эмоционально на них откликаясь. Ч. ю. неразрывно связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающей действительности, напр. замечать, а иногда и утрировать противоположность положительных и отрицательных черт в каком-л. человеке, кажущуюся значительность кого-л. и не соответствующее ей поведение и т. п. По отношению к объекту юмора, который как бы подвергается своеобразной эмоциональной критике, сохраняется дружелюбие. Ч. ю. предполагает наличие у его субъекта положительного идеала, без которого оно вырождается в негативные явления (пошлость, цинизм и т. д.). Отсутствие или недостаточная выраженность Ч. ю. свидетельствует как о сниженном эмоциональном уровне, так и о недостаточном интеллектуальном развитии личности. Ч. ю., с одной стороны, способствует профилактике конфликтов, поскольку человек, им обладающий, видит комическую сторону возникающих противоречий и может позволить себе не относиться к ним всерьез. С др. стороны, Ч. ю. м. б. конфликтогенным, если оно выражается в основном в подшучивании над окружающими. Ч. ю. безопаснее, если оно направлено, прежде всего, на себя и свое восприятие действительности. Заметно снижает конфликтогенность Ч. ю. его уместность, т. е. соответствие особенностям конкретной ситуации социального взаимодействия.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Чувство юмора
сложное креативное свойство личности, «эстетический симбиоз» эмоциональных, интеллектуальных, экзистенциальных качеств, своеобразная «модель творческого акта» (А. Н. Лук, Ю. Борев и другие). Проявление Ч.ю. связано с такими качествами, как: интуиция, диалектичность, метафоричность, парадоксальность мышления, проявляющиеся в неожиданных сопоставлениях, отдаленных ассоциациях, реконструкции стереотипных моделей; способность видеть противоречия; импровизационность; амбивалентность чувств; способность к децентрации и эмпатии.
Проблемой изучения Ч.ю. занимались психологи, философы, этнологи и выдвигали различные объяснения природы этого явления. Одно из самых лаконичных определений принадлежит В. И. Далю: «Юмор (англ.) — веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко выставлять странность обычаев, порядков, нравов». В этом определении отмечена существенная креативная характеристика чувства юмора, связанная с умением «подмечать странности». З. Фрейд отличал юмор, остроумие и комизм. Общее в этих проявлениях — реакция смеха и экономия психической энергии. Ч.ю. связано с инверсивностью психических процессов (эмоций, мышления) и позволяет увидеть смешную сторону неприятного явления, преобразует боль и гнев в улыбку и смех. Таким образом, З. Фрейд отметил специфическую характеристику Ч.ю. — инверсивность, функцию «преобразования в противоположность». Ю. Борев относит юмор к эстетическому чувству, связывая с творчеством, интуицией. Выделяют следующие креативные характеристики Ч.ю.:
– реакция на смешное связана с бессознательными процессами психики и возникает стремительно и непроизвольно. Юмор, как функция сверхсознания, прокладывает путь в будущее, разрушает и реконструирует стереотипы и привычные ожидания, исчерпавшие себя нормы. Вновь поступившая информация не просто повышает вероятность разгадки, понимания сложившейся ситуации, но отменяет, перечеркивает ранее сложившийся прогноз. Такой юмор связан с творчеством, интуицией, с остроумным решением научных и художественных задач;
– развитое Ч.ю. свидетельствует о высоком уровне эстетического развития, о широте интересов его обладателя, разнообразии потребностей.
В Ч.ю. присутствует потребность экономии энергии. Смешно все избыточное, нерациональное, т. е. соответствующее новым прогрессивным нормам удовлетворения потребностей. (Барышева Т. А.)
Проблемой изучения Ч.ю. занимались психологи, философы, этнологи и выдвигали различные объяснения природы этого явления. Одно из самых лаконичных определений принадлежит В. И. Далю: «Юмор (англ.) — веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко выставлять странность обычаев, порядков, нравов». В этом определении отмечена существенная креативная характеристика чувства юмора, связанная с умением «подмечать странности». З. Фрейд отличал юмор, остроумие и комизм. Общее в этих проявлениях — реакция смеха и экономия психической энергии. Ч.ю. связано с инверсивностью психических процессов (эмоций, мышления) и позволяет увидеть смешную сторону неприятного явления, преобразует боль и гнев в улыбку и смех. Таким образом, З. Фрейд отметил специфическую характеристику Ч.ю. — инверсивность, функцию «преобразования в противоположность». Ю. Борев относит юмор к эстетическому чувству, связывая с творчеством, интуицией. Выделяют следующие креативные характеристики Ч.ю.:
– реакция на смешное связана с бессознательными процессами психики и возникает стремительно и непроизвольно. Юмор, как функция сверхсознания, прокладывает путь в будущее, разрушает и реконструирует стереотипы и привычные ожидания, исчерпавшие себя нормы. Вновь поступившая информация не просто повышает вероятность разгадки, понимания сложившейся ситуации, но отменяет, перечеркивает ранее сложившийся прогноз. Такой юмор связан с творчеством, интуицией, с остроумным решением научных и художественных задач;
– развитое Ч.ю. свидетельствует о высоком уровне эстетического развития, о широте интересов его обладателя, разнообразии потребностей.
В Ч.ю. присутствует потребность экономии энергии. Смешно все избыточное, нерациональное, т. е. соответствующее новым прогрессивным нормам удовлетворения потребностей. (Барышева Т. А.)
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
Чувство юмора
humor) В психологии найдется немного понятий, способных сравниться по сложности с понятием Ч. ю. К изучению Ч. ю. подходили со стороны структуры вызывающего его стимула. Яв-ся ли Ч. ю. обычной реакцией, и если да, то оценивается ли оно по внутренним или внешним изменениям? Каковы взаимосвязи между физиолог. реакциями, способностью понимать, продуцированием и простой оценкой? Можно ли разложить Ч. ю. на различные типы, мотивированные различными намерениями и, следовательно, отражающие разные степени зрелости и патологии? Если предполагается оценивать реакцию, то как это сделать и кто будет производить оценку: сам испытуемый, беспристрастные наблюдатели, лица одного круга с испытуемым или его друзья? Как физиолог. реакции с их разницей в латентных периодах, частоте возникновения и амплитуде соотносятся с соц. суждениями при различных степенях стресса? Те немногие теорет. знания, к-рыми мы располагаем, берут начало из попыток проверить в лаборатории то, что вряд ли возможно где-либо измерить. Клиницист - чаще тех, кто не имеет отношения к психотер., - составляет интеллектуальную карту путем поиска сходств и различий в рез-тах лечения пациентов с различной степенью нечасто проявляющегося Ч. ю. Труды наиболее влиятельных терапевтов изобиловали ссылками на целительные свойства юмора и часто тем самым превращали процесс в предполагаемую цель лечения. Однако явные ссылки на это состояние в их разборах историй болезни и теорет. рассуждениях являются редкостью. Тремя психологами, к-рые больше других говорили о тактике и целях юмора, яв-ся Альберт Эллис, Гарольд Гринвальд и Уолтер О"Коннелл. Эллис использует внутреннее противоречие, несовместимость и преувеличение, чтобы оспорить негативные предположения пациента по мере их обнаружения. Гринвальд рассматривает терапию как благоприятную возможность игры с событиями, к-рые прежде расценивались как "травмирующие"; согласно его позиции, следует найти способ использовать мучительное прошлое, чтобы наслаждаться жизнью в будущем. Юмористическая позиция яв-ся критерием зрелости в естественной интенсивной терапии (natural high therapy) О"Коннелла, в к-рой привычные попытки клиентов уцепиться за вину и упадок духа ради бесполезного соц. влияния (власти) вызывают реакцию шутливого испуга терапевта, а ошибочные убеждения пациентов подвергаются комической пере- и недооценке. Юмористы-как-терапевты обычно видят себя в роли активных проводников, опровергающих словом и делом зачастую лелеемую "реальность" пациентов, к-рые считают себя никчемными, одинокими и не имеющими ценности в эволюции мироздания людьми. Терапевт, проводящий юмористическую психотер., относится с уважением к личности клиента, хотя и с пренебрежением к болезненной и парадоксальной власти его актуального подавленного состояния. Креативность, к-рая связана со всеми выходками и ухищрениями, даже теми, что подвергаются высмеиванию, яв-ся центром игры. В серьезных (но не мрачных) интеракциях юмористической психотер. нет пассивных жертв. Это согласуется с холистической медициной, где т. н. пациенты становятся учениками, изучающими теорию и практику самоконтроля и самосовершенствования, одновременно способствуя развитию аналогичных качеств у др. людей. Не так уж много первоисточников, благодаря к-рым любознательные могут составить для себя б. или м. полную картину исслед. чувства юмора. Две работы Зигмунда Фрейда - "Остроумие и его отношение к бессознательному" и "Юмор" - задают тему, развить к-рую предстоит будущим ученым. К сожалению, большинство исследователей прошли мимо разграничения, к-рое Фрейд проводил между юмором как зрелой способностью чел. отказаться от собственного страдания и остроумием как высвобождением подавленных влечений или возможной бесцельной игрой. В теориях личности, как правило, о юморе не упоминается. Дэниел Берлайн изучал воздействия общего возбуждения, любопытства и исследовательского поведения на понимание юмора. Пол Мак-Ги расширил изучение юмора до отношения между когнитивной способностью и поведением, в частности, у детей. Джерри Сулс исследовал взаимосвязи восприятия с разрешением несоответствия и юмористическими реакциями. Соц. функциями юмора интересовались Уильям Мартино, Жаклин Гудчайлдз и Лоренс ЛаФейв. Джеффри Голдстейн изучал заметность стимулов, задействованных в "юморе", к-рые, по его мнению, важнее подавленных влечений. Здесь мы наблюдаем пример общей тенденции к смешению представлений Фрейда о юморе с представлениями об остроумии и последующему пониманию того, что остроумие - это нечто более сложное, чем признак существования вытесненного из сознания материала. Еще раз напомним, что к обобщениям рез-тов исслед. следует подходить с осторожностью из-за различных определений Ч. ю. и связанных с этим различий в его измерении. Уолтер О"Коннелл провел разграничение между измерениями остроумия и Ч. ю. и исследовал переменные, характеризующие стимулы, опосредующее состояние и соц. условия. О"Коннелл нашел доказательство личностных различий между агрессивным, соперничающим остряком и оптимистическим юмористом, не склонным к оценочным суждениям. Затем он обратился к клиническим гипотезам, касающимся развития Ч. ю. О"Коннелл считает, что Ч. ю. состоит из убежденности в своей безусловной ценности как чел. Вдобавок к этому чел. с Ч. ю. ощущает себя универсальной, незаменимой силой в об-ве, разделяющей сходство с др. людьми. Профессиональный интерес к этому вопросу стремительно растет. К ранее пренебрегаемой динамике юмора как терапевтического фактора привлекла внимание хорошо известная история самоисцеления Нормана Казинса, к-рый излечился от почти смертельной болезни при помощи солидных порций юмора (и витамина С). Клинический инсайт, позволивший Фрейду проникнуть в суть юмора, обретает вторую жизнь, находя себе место в новых теориях. В качестве стимула к росту самооценки и оптимистического чувства принадлежности, а тж в качестве отражения этих внутренних свойств юмор имеет многообещающее будущее. Обезболивание и предупреждение насилия по отношению к себе и окружающим благодаря юмору поднимает вопросы о взаимодействии эндорфинов, факторов иммунной системы и юмора. Сообщения об успешном применении юмора в воспитании и лечении детей и для снижения соц. напряженности открывают возможности использования юмора для оптимизации функционирования семей, школ, церквей и др. соц. институтов. У. И. О"Коннелл
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006