Чувство утраты ЧУВСТВОВАТЬ ЗАПАХ

Чувство юмора

Найдено 3 определения термина Чувство юмора

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Чувство юмора

humor) В психологии найдется немного понятий, способных сравниться по сложности с понятием Ч. ю. К изучению Ч. ю. подходили со стороны структуры вызывающего его стимула. Яв-ся ли Ч. ю. обычной реакцией, и если да, то оценивается ли оно по внутренним или внешним изменениям? Каковы взаимосвязи между физиолог. реакциями, способностью понимать, продуцированием и простой оценкой? Можно ли разложить Ч. ю. на различные типы, мотивированные различными намерениями и, следовательно, отражающие разные степени зрелости и патологии? Если предполагается оценивать реакцию, то как это сделать и кто будет производить оценку: сам испытуемый, беспристрастные наблюдатели, лица одного круга с испытуемым или его друзья? Как физиолог. реакции с их разницей в латентных периодах, частоте возникновения и амплитуде соотносятся с соц. суждениями при различных степенях стресса? Те немногие теорет. знания, к-рыми мы располагаем, берут начало из попыток проверить в лаборатории то, что вряд ли возможно где-либо измерить. Клиницист - чаще тех, кто не имеет отношения к психотер., - составляет интеллектуальную карту путем поиска сходств и различий в рез-тах лечения пациентов с различной степенью нечасто проявляющегося Ч. ю. Труды наиболее влиятельных терапевтов изобиловали ссылками на целительные свойства юмора и часто тем самым превращали процесс в предполагаемую цель лечения. Однако явные ссылки на это состояние в их разборах историй болезни и теорет. рассуждениях являются редкостью. Тремя психологами, к-рые больше других говорили о тактике и целях юмора, яв-ся Альберт Эллис, Гарольд Гринвальд и Уолтер О"Коннелл. Эллис использует внутреннее противоречие, несовместимость и преувеличение, чтобы оспорить негативные предположения пациента по мере их обнаружения. Гринвальд рассматривает терапию как благоприятную возможность игры с событиями, к-рые прежде расценивались как "травмирующие"; согласно его позиции, следует найти способ использовать мучительное прошлое, чтобы наслаждаться жизнью в будущем. Юмористическая позиция яв-ся критерием зрелости в естественной интенсивной терапии (natural high therapy) О"Коннелла, в к-рой привычные попытки клиентов уцепиться за вину и упадок духа ради бесполезного соц. влияния (власти) вызывают реакцию шутливого испуга терапевта, а ошибочные убеждения пациентов подвергаются комической пере- и недооценке. Юмористы-как-терапевты обычно видят себя в роли активных проводников, опровергающих словом и делом зачастую лелеемую "реальность" пациентов, к-рые считают себя никчемными, одинокими и не имеющими ценности в эволюции мироздания людьми. Терапевт, проводящий юмористическую психотер., относится с уважением к личности клиента, хотя и с пренебрежением к болезненной и парадоксальной власти его актуального подавленного состояния. Креативность, к-рая связана со всеми выходками и ухищрениями, даже теми, что подвергаются высмеиванию, яв-ся центром игры. В серьезных (но не мрачных) интеракциях юмористической психотер. нет пассивных жертв. Это согласуется с холистической медициной, где т. н. пациенты становятся учениками, изучающими теорию и практику самоконтроля и самосовершенствования, одновременно способствуя развитию аналогичных качеств у др. людей. Не так уж много первоисточников, благодаря к-рым любознательные могут составить для себя б. или м. полную картину исслед. чувства юмора. Две работы Зигмунда Фрейда - "Остроумие и его отношение к бессознательному" и "Юмор" - задают тему, развить к-рую предстоит будущим ученым. К сожалению, большинство исследователей прошли мимо разграничения, к-рое Фрейд проводил между юмором как зрелой способностью чел. отказаться от собственного страдания и остроумием как высвобождением подавленных влечений или возможной бесцельной игрой. В теориях личности, как правило, о юморе не упоминается. Дэниел Берлайн изучал воздействия общего возбуждения, любопытства и исследовательского поведения на понимание юмора. Пол Мак-Ги расширил изучение юмора до отношения между когнитивной способностью и поведением, в частности, у детей. Джерри Сулс исследовал взаимосвязи восприятия с разрешением несоответствия и юмористическими реакциями. Соц. функциями юмора интересовались Уильям Мартино, Жаклин Гудчайлдз и Лоренс ЛаФейв. Джеффри Голдстейн изучал заметность стимулов, задействованных в "юморе", к-рые, по его мнению, важнее подавленных влечений. Здесь мы наблюдаем пример общей тенденции к смешению представлений Фрейда о юморе с представлениями об остроумии и последующему пониманию того, что остроумие - это нечто более сложное, чем признак существования вытесненного из сознания материала. Еще раз напомним, что к обобщениям рез-тов исслед. следует подходить с осторожностью из-за различных определений Ч. ю. и связанных с этим различий в его измерении. Уолтер О"Коннелл провел разграничение между измерениями остроумия и Ч. ю. и исследовал переменные, характеризующие стимулы, опосредующее состояние и соц. условия. О"Коннелл нашел доказательство личностных различий между агрессивным, соперничающим остряком и оптимистическим юмористом, не склонным к оценочным суждениям. Затем он обратился к клиническим гипотезам, касающимся развития Ч. ю. О"Коннелл считает, что Ч. ю. состоит из убежденности в своей безусловной ценности как чел. Вдобавок к этому чел. с Ч. ю. ощущает себя универсальной, незаменимой силой в об-ве, разделяющей сходство с др. людьми. Профессиональный интерес к этому вопросу стремительно растет. К ранее пренебрегаемой динамике юмора как терапевтического фактора привлекла внимание хорошо известная история самоисцеления Нормана Казинса, к-рый излечился от почти смертельной болезни при помощи солидных порций юмора (и витамина С). Клинический инсайт, позволивший Фрейду проникнуть в суть юмора, обретает вторую жизнь, находя себе место в новых теориях. В качестве стимула к росту самооценки и оптимистического чувства принадлежности, а тж в качестве отражения этих внутренних свойств юмор имеет многообещающее будущее. Обезболивание и предупреждение насилия по отношению к себе и окружающим благодаря юмору поднимает вопросы о взаимодействии эндорфинов, факторов иммунной системы и юмора. Сообщения об успешном применении юмора в воспитании и лечении детей и для снижения соц. напряженности открывают возможности использования юмора для оптимизации функционирования семей, школ, церквей и др. соц. институтов. У. И. О"Коннелл
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

ЧУВСТВО ЮМОРА

в обычном словоупотреблении - способность подмечать в явлениях комические стороны, эмоционально откликаясь на них. Неразрывно связано с умением обнаруживать противоречия в окружении - например, замечать, а иногда и утрировать противоположность положительных и отрицательных черт в каком-то человеке, чью-то кажущуюся значительность и несоответственное ей поведение и пр. По отношению к объекту юмора, как бы подвергаемому своеобразной эмоциональной критике, сохраняется дружелюбие. Чувство юмора предполагает наличие у его субъекта положительного идеала, без коего оно вырождается в негативные явления - пошлость, цинизм и пр. Судить о наличии или отсутствии чувства юмора можно по тому, как человек понимает шутки, анекдоты, шаржи, карикатуры, улавливает ли комизм ситуации, способен ли смеяться не только над другими, но и тогда, когда сам становится объектом шутки. Отсутствие или недостаточная выраженность чувства юмора свидетельствуют как о сниженном уровне эмоциональном, так и о недостаточном развитии интеллектуальном.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ЧУВСТВО ЮМОРА

способность человека подмечать в явлениях их комические стороны, эмоционально на них откликаясь. Ч. ю. неразрывно связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающей действительности, напр. замечать, а иногда и утрировать противоположность положительных и отрицательных черт в каком-л. человеке, кажущуюся значительность кого-л. и не соответствующее ей поведение и т. п. По отношению к объекту юмора, который как бы подвергается своеобразной эмоциональной критике, сохраняется дружелюбие. Ч. ю. предполагает наличие у его субъекта положительного идеала, без которого оно вырождается в негативные явления (пошлость, цинизм и т. д.). Отсутствие или недостаточная выраженность Ч. ю. свидетельствует как о сниженном эмоциональном уровне, так и о недостаточном интеллектуальном развитии личности. Ч. ю., с одной стороны, способствует профилактике конфликтов, поскольку человек, им обладающий, видит комическую сторону возникающих противоречий и может позволить себе не относиться к ним всерьез. С др. стороны, Ч. ю. м. б. конфликтогенным, если оно выражается в основном в подшучивании над окружающими. Ч. ю. безопаснее, если оно направлено, прежде всего, на себя и свое восприятие действительности. Заметно снижает конфликтогенность Ч. ю. его уместность, т. е. соответствие особенностям конкретной ситуации социального взаимодействия.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Чувство юмора как фактор педагогического мастерства тренеров

Гультяева Елена Геннадьевна
В статье отражен характер влияния трех компонентов чувства юмора (создание и понимание комического, а также его использования) на показатели выраженности педагогических знаний, умелости тренеров и их удовлетворенности своим трудом (профессией и деятельностью). Показано, какие из компонентов чувства юмора можно считать профессионально важными качествами тренеров.
Скачать PDF

Чувство юмора как маркер одаренности

Иванова Е.М.
В статье представлен обзор отечественных и зарубежных исследований чувства юмора у одаренных людей. По данным ряда исследований, различные параметры чувства юмора коррелируют с креативностью и интеллектом. Делается вывод о том, что чувство юмора может служить маркером одаренности.
Скачать PDF

Чувство юмора и тематические предпочтения шуток в юношеском и зрелом возрасте

Ершова Р.В., Киямова Р.З.
В работе представлен анализ существующих представлений о чувстве юмора, его психологических детерминантах и проявлениях. Обосновывается необходимость его изучения как системного свойства личности с позиций структурно-функционального подхода. Анализируются результаты сравнительного исследования чувства юмора у представителей юношеского и зрелого возраста. Рассмотрены и описаны общие связи компонентов чувства юмора представителей юношеского и зрелого возраста с выбором тематических конструктов направленности юмора. Описаны специфические связи переменных чувства юмора представителей юношеского возраста (социоцентричность, осмысленность, осведомленность, субъектность, энергичность, аэнергичность, стеничность) с выбором тематических конструктов направленности юмора (взаимоотношения полов, пагубные пристрастия, деньги, мода, карьера, социальные неурядицы, человеческая глупость). Раскрыты характерные связи переменных чувства юмора представителей зрелого возраста (эгоцентричность, субъектность, энергичность, экстернальность) с выбором тематических конструктов направленности юмора (взаимоотношения полов, мода, семейные неурядицы, социальные неурядицы, бездарность в искусстве). В конце статьи представлены выводы, описывающие психологические особенности восприятия юмора определенной тематики людьми разного возраста.
Скачать PDF

Основные подходы к научному исследованию индивидуальных особенностей чувства юмора

Ульянова Юлия Ивановна
В статье рассматриваются различные подходы к исследованию чувства юмора как субъективного феномена. Автор установила, что в процессе развития психологической науки сложились два доминирующих подхода в понимании чувства юмора как универсальной человеческой характеристики. Экономический подход, принципы рассмотрения юмора в котором заложены З. Фрейдом, характеризуется пониманием личности как совокупности компонентов управляемой бессознательными процессами, только в малой степени регулируемыми самим человеком. Вторым важным направлением в исследованиях индивидуально психологических предпосылок и особенностей проявления юмора являются разработки на основе когнитивного подхода. В статье приводятся взгляды Г. Айзенка, Р. Кеттела, У. Рача по этому вопросу. Автор также отмечает, что отдельное направление складывается в русле стилевых (функциональных) подходов к исследованию юмора. Делается заключение, что, несмотря на накопленные знания по этой проблеме, остаётся масса вопросов, ответы на которые должна дать современная психологическая наука.
Скачать PDF

Основные подходы к научному исследованию индивидуальных особенностей чувства юмора

Ульянова Ю.И.
Скачать PDF

Исследование чувства юмора как элемента неформальной коммуникации

Сергеев А.А., Макарова Л.С., Одинцова Л.А.
В статье анализируются основные формы неформальной коммуникации и ее роль в социальном взаимодействии, особое внимание уделяется юмору как сатирическому элементу неформальной коммуникации. Приведено описание и освещены основные результаты исследования чувства юмора как элемента неформальной коммуникации в организации.
Скачать PDF

Представления о чувстве юмора в психологии

Ершова Регина Вячеславовна, Шарапова Римма Закариевна
Статья посвящена анализу имеющихся в отечественной и зарубежной психологии точек зрения на проблему юмора. Обосновывается необходимость реализации системно-функционального подхода к исследованию чувства юмора как системного свойства личности.
Скачать PDF

Дихотомическая модель свойств цинизма и чувства юмора врачей

Никишина В. Б.
В статье проблема профессиональной деформации личности врачей рассматривается с точки зрения дихотомии свойств цинизма и чувства юмора. В результате структурно-феноменологического анализа и экспериментального исследования построена дихотомическая модель свойств цинизма и чувства юмора у врачей.
Скачать PDF

Психологический анализ предпочитаемых стилей юмора в управленческой деятельности

Буенок Анастасия Геннадьевна
Анализируются стилевые характеристики юмора руководителей. Результаты проведенного нами исследования показали, что руководители предпочитают адаптивные формы юмора: самоподдерживающий и аффилиативный, что указывает на их способности использовать юмор в качестве способа, разрешающего конфликтные ситуации.
Скачать PDF

Ноэтический смысл юмора в контексте инновационной деятельности

Шмырёва М.А.
Представлены результаты феноменологического исследования опыта самоопределения, центрированного на юморе. В качестве данных взяты смыслы и значения, которые человек придает юмору в своей жизни. Материалом служил текст интервью с молодым человеком, идентифицирующим себя и свою жизнь с проявлениями юмора, считающим, что «юмор это вся моя жизнь».
Скачать PDF

Анализ влияния факторов юмора и фольклора на характер взаимоотношений субъектов учебно-воспитательно

Хромова И.П.
The author considers the interaction of humour and folklore and their influence on interrelation of the subjects of educational process at higher education institutions. Among folklore means, proverbs, sayings, anecdotes and parables used by tutors and students are analyzed. The investigation has been carried out on the base of Psychology Institute and Physical Training and Sport Institute.
Скачать PDF

Роль юмора в развитии синдрома профессионального выгорания менеджеров

Березовская Регина Анатольевна, Буенок Анастасия Геннадьевна
Юмор рассматривается в контексте проблемы совладания с профессиональным стрессом. Описаны выделенные Р. Мартином аффилиативный, самоподдерживающий, агрессивный и самоуничижительный стили юмора. В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования взаимосвязи между проявлениями синдрома «выгорания» и используемыми менеджерами стилями юмора. Показано, что использование агрессивного юмора способствует развитию и большей выраженности профессионального выгорания. Делается вывод о недостаточном количестве работ, направленных на изучение личностных ресурсов профилактики и коррекции проявлений синдрома «выгорания» в управленческой деятельности.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16