ЧУВСТВО ВИНЫ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Чувство вины
угрызения совести - отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является некий поступок субъекта, который кажется ему причиной негативных для других людей, или даже для самого себя, последствий.

Источник: Психология депривации. Словарь специальных терминов и понятий. — 2021 .— 71 с.

ЧУВСТВО ВИНЫ
одно из чувств психических, могущее быть понятым как разногласие между Я и Сверх-Я. Согласно З. Фрейду, большая часть чувства вины нормально бывает бессознательной и являет собой топологическую разновидность страха, коя в более поздней стадии полностью совпадает со страхом перед Сверх-Я.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Чувство вины
см. Вина.
Когда два человека ссорятся – всегда оба виноваты. И своя вина делается вдруг страшно тяжела перед человеком, которого уже нет больше (Л. Толстой, Война и мир).
По рябому круглому лицу девки ползала не то виноватая, не то стыдливая улыбка (С. Сергеев-Ценский, Сад).
Ср. ситуацию в конце рассказа Дж. Голсуорси «Цвет яблони», когда Эшер тяжело переживает свою виновность в смерти Миген.
В чем молодой похвалится, в том старый покается (пословица).
Ср. раскаяние, покаяние.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

Чувство вины
(ответственность) Бессознательность (мыслей, желаний, действий) не является смягчающим обстоятельством. Наоборот, она, несомненно, отягчает вину. У человека, охваченного чувством вины, пылают щеки, глаза опущены, хотя на самом деле он ничего не сделал, он только подумал, нацелился, пожелал… И все это с ним происходит потому, что в бессознательном, там, где царствует фантазм, различия между желанием и действием не существует, мысль о преступлении ничем не отличается от самого преступления. Наказание неминуемо, и оно незамедлительно наступает, начиная с самого простого спотыкания (см. Ошибочное действие ) и заканчивая меланхолической ненавистью к себе, проходя при этом через обсессивные симптомы: вымыть руки намного легче, чем промыть мозги. У бессознательного, его аутоэротизмов, как у фокусника в рукаве, всегда имеется нечто большее, чем козырный туз. Чувство вины безоговорочно подписывает приговор желанию, которое тайно попадает в ее распоряжение: mea maxima culpa [5] , повторение этой формулы как мантры, как молитвы, недостаточно маскирует мазохистическое удовольствие, удовольствие от (само) истязающих мыслей, тлеющих на неугасшем огне невыразимой вины, преследующей день ото дня… Когда пациент путается между психоанализом и исповедью, это является верным «доказательством» предрасположенности к неврозу навязчивых состояний . Здравый смысл требует, чтобы за преступлением последовало чувство вины, хотя случается, что чувство вины предшествует преступлению, даже провоцирует его; люди становятся «преступниками из-за чувства вины» (Айхорн, Фрейд). Взять, к примеру, ребенка, который все время шкодит и ждет шлепка по попе, не получая его, он повторяет свои проказы до тех пор, пока не достигнет цели. Разве может «преступник» выиграть что-то в такой ситуации? Да. Понимание. Он может отдавать себе отчет о преступлении, отнести мучающую его тревожную виновность неизвестного происхождения (фантазм преступления, инцест?) к какому-то конкретному факту. Так, диффузное и непонятное страдание становится предметным, а это всегда успокаивает. Психоанализ ведет к значительному расширению ответственности в совсем ином смысле, чем в психологии сознания или свободной воли. «Я сделал это непреднамеренно», – в этой фразе скорее звучит обещание повторения, нежели извинение. Признание преступника невиновным, объявляя его «безответственным», обычно приводит к психическому разрушению. «Преступник имеет право на наказание» (Гегель).

Источник: 100 слов психоанализа. Когито-Центр. Москва. 2022

ЧУВСТВО ВИНЫ
GUILT)
Как и стыд, чувство вины относится к группе аффектов, включающих в себя страх перед наказанием, как внешним, ток и внутренним, чувство раскаяния, угрызения совести и смирение. Ядро чувства вины составляет тревога со следующим идеационным содержанием: 'Если я обижу еще кого-нибудь, то и мне будет больно'. К страху перед внешним или внутренним наказанием может примешиваться депрессивная убежденность в уже свершенном акте агрессии или нанесении кому-то обиды и неотвратимом возмездии. При этом сохраняется надежда на прощение, уважение и любовь при условии искупления через душевное или физическое страдание.
В процессе развития индивида чувства тревоги и депрессивной вины постепенно интернализируются, 'встраиваясь' в функции Сверх-Я. Одной из основных функций совести является соизмерение желаний и действий с нормами, которым индивид соответствует или не соответствует. Другие функции включают в себя интернализированные процессы самооценки, самокритики и различных форм самонаказония. Перечисленные функции направляют агрессию, вызываемую чувством вины, против собственной персоны в надежде искуплением и смирением получить прощение. Защита в форме обращенная против собственной персоны является одновременно компонентом чувства вины и способом справиться с нею.
Среди механизмов защиты от чувства вины прежде всего отмечают реактивные образования - либо в виде подчеркнутой неагрессивности (чрезмерной благожелательности и добродушия, пассивности и отказа от соперничества, смирения и покорности), либо, наоборот, в виде отсутствия беспокойства по поводу того, что кому-то была нанесена обида и ущемлены чьи-то желания. Другим типом реактивного образования является превращение пассивного поведения в активное ('пусть уж другие чувствуют себя виновными, а не я'). Посредством проекции человек либо обвиняет других в намерениях или действиях, из-за которых он испытывает вину, или воспринимает других кок фигуры немого укора, которые надо устранить или атаковать. Полная интернализация аффекта вины, подобно стыду, требует установления системы Сверх-Я, однако предшественники чувства вины появляются еще задолго до развития структур Сверх-Я. На каком уровне развития индивида возникает связь между агрессивными желаниями или действиями и фантазиями и страхами возмездия, - вопрос спорный.
Агрессия против других, проявляющаяся в разных формах, приводит к характерному страху возмездия и, как следствие, к различным фантазиям о наказании и к различным проявлениям чувства вины. В историческом аспекте особое значение в развитии чувства вины психоанализ придавал страху кастрации.
Одним из основных выражений бессознательного чувства вины является негативная терапевтическая реакция. Мотивы такого парадоксального ухудшения следует искать в '...чувстве вины, которое находит свое удовлетворение в болезни и отказывается избавиться от наказания страданием' (Freud, 1923, с. 49). Еще одну форму негативной терапевтической реакции можно приписать бессознательному чувству стыда; каждый успех должен быть 'оплачен' снижением самооценки, унижением и неудачей.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

ЧУВСТВО ВИНЫ
аффективное состояние, характеризующееся проявлением страха, угрызений совести и самоупреков, ощущением собственного ничтожества, страдания и потребности в раскаянии.
   Представления о чувстве вины содержались в различных работах З. Фрейда. Так, в книге «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913) он соотнес возникновение чувства вины с совершенным на заре становления человечества «великим преступлением» – убийством сыновьями отца первобытной орды. В работе «Некоторые типы характеров из психоаналитической практики» (1916) З. Фрейд не только установил тесную связь между эдиповым комплексом и чувством вины, но и выдвинул положение, согласно которому чувство вины современного человека возникает до проступка и «не оно является его причиной, а, напротив, проступок совершается вследствие чувства вины». Словом, основатель психоанализа исходил из того, что чувство вины, как правило, не осознается, оно возникает из эдипова комплеса и является реакцией на два великих преступных намерения: убить отца и вступить в сексуальные отношения с матерью.
   С введением в психоанализ структурной точки зрения на понимание функционирования психического аппарата, с рассмотрением специфики такой его инстанции, как Сверх-Я, оказалось возможным глубже осмыслить чувство вины. В работе «Я и Оно» (1923) З. Фрейд исходил из того, что чем сильнее эдипов комплекс, тем строже сформированное в психике ребенка Сверх-Я будет позднее царить над Я в качестве бессознательного чувства вины. В процессе аналитической терапии с этим чувством связано одно странное, на первый взгляд, явление, когда успехи лечения ведут к ухудшению состояния пациента. Речь идет о негативной терапевтической реакции, об усилении страдания пациента как раз в тот момент, когда при лечении достигаются определенные успехи. Рассматривая данный феномен, основатель психоанализа пришел к убеждению, что корень негативной терапевтической реакции следует искать в «моральном факторе», «в чувстве вины, которое находит свое удовлетворение в болезни и не хочет отрешиться от наказания в виде страданий».
   Обычно пациент ничего не знает о своем чувстве вины. Оно молчит и не говорит ему, что он виновен. Вместо этого пациент чувствует себя не виновным, а больным. Его чувство вины проявляется только в виде сопротивления собственному излечению. Борьба с сопротивлением оказывается не простой задачей аналитической терапии. В процессе медленного раскрытия перед пациентом вытесненных обоснований происходит постепенное превращение бессознательного чувства вины в сознательное чувство виновности.
   З. Фрейд считал, что при неврозе принуждения и меланхолии чувство вины достигает исключительной силы. Оно является действенным и при истерии. Остается ли чувство вины бессознательным, это зависит от силы Я, хотя именно Сверх-Я проявляет себя как чувство вины.
   С точки зрения основателя психоанализа, выраженной им в работе «Недовольство культурой» (1930), чувство вины является роковым для человека. Причем не имеет значения, произошло ли отцеубийство в действительности или от него отказались. «Чувство вины обнаруживается в обоих случаях, ибо оно есть выражение амбивалентного конфликта, вечной борьбы между Эросом и инстинктом разрушительности или смерти». Из этого конфликта произрастает чувство вины, достигающее подчас таких высот, что делается невыносимым для отдельного человека. Как показал психоанализ, чувство вины вызывают не только совершенные акты насилия, но и замышляемые. Отсюда – бегство человека в болезнь, возникающее в силу развития страха совести перед Сверх-Я и мучительных переживаний, связанных с бессознательным чувством вины и потребностью в наказании. Как заметил З. Фрейд в работе «Экономическая проблема мазохизма» (1924), удовлетворение бессознательного чувства вины есть, наверное, «самая сильная позиция того выигрыша (составного, как правило), который человек получает от своей болезни, – суммы сил, которые восстают против выздоровления и не желают отказываться от болезни».
   Говоря о бессознательном чувстве вины, основатель психоанализа соглашался с некорректностью его наименования с психологической точки зрения. Возможно, более корректным было бы называть это чувство «потребностью в наказании». Тогда более понятным становится потребность ребенка в наказании от рук родителей, имеющиеся у него фантазии о желании быть избитым отцом. Понятным становится и содержание морального мазохизма, когда, с одной стороны, индивид хочет сохранить свою нравственность, а с другой стороны, у него появляется искушение совершить «греховные» поступки, которые затем должны искупаться упреками садистской совести. И хотя сами пациенты нелегко соглашаются с аналитиком в том, что касается бессознательного чувства вины, тем не менее оно остается действенным в них и требует своего рассмотрения при аналитической работе.
   Представления З. Фрейда о чувстве вины получили дальнейшее развитие в исследованиях ряда психоаналитиков. Так, К. Хорни (1885–1952) обратилась к рассмотрению невротического чувства вины, играющего важную роль в картине неврозов. В работе «Невротическая личность нашего времени» (1937) она обратила внимание на неустойчивое различие между латентным чувством вины, готовым проявиться по любому поводу, и явным бессознательным чувством вины, имеющим место в состоянии депрессии. Последние принимают форму самообвинений, часто являющихся фантастическими и преувеличенными. Вместе с тем, как полагала К. Хорни, «многое из того, что кажется чувством вины, является выражением тревожности, либо зажиты от нее». Частично это справедливо и для нормального человека. Однако в отличие от него невротик чаще склонен прикрывать свою тревожность чувством вины.
   К. Хорни считала, что чувство вины является не причиной, а следствием страха неодобрения, осуждения. Этот страх побуждает пациента вести себя так, как будто он преступник, стоящий перед судьей, и подобно преступнику он стремится все отрицать и скрывать. Кроме того, чувство вины и сопровождающие его самообвинения являются защитой от страха неодобрения, формы проявления которой могут быть самыми различными, вплоть до того, что пациент может бросать в лицо аналитика гневные обвинения в тот момент, когда опасается обнаружения какой-то тайны или когда заранее знает, что совершенное им не вызовет одобрения. Из-за страха, обступающего пациента со всех сторон, он может постоянно метаться между самообвинениями и обвинениями. Но невротические самообвинения обходят стороной действительно слабые места пациента. Как заметила К. Хорни в работе «Новые пути в психоанализе» (1939), сама функция самообвинений заключается в том, чтобы «помешать невротику взглянуть в лицо каким-либо реальным недостаткам».
   Одна из терапевтических целей психоанализа состоит в понижении уровня притязаний Сверх-Я и раскрытии функций чувства вины, состоящих в проявлении страха неодобрения, защиты от него и защиты от обвинений. Необходимо сперва показать невротику, что он требует от себя невозможного, а затем помочь ему осознать существо его, самообвинений, обвинений и достижений.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
186.46 кб

Грех, вина и чувство вины

Красицкий Ян
В статье рассматриваются этико-христианское понимание греха, вины, их интерпретация и развитие в рамках современной культуры. Автор обращается к трудам С. Кьеркегора для объяснения чувства вины.
Читать PDF
446.46 кб

Гендерные различия переживания чувства вины

Кадыров Руслан Васитович, Манхаева Ольга Михайловна
Представлен анализ результатов исследования гендерных различий переживания чувства вины.
Читать PDF
392.29 кб

Гендерные различия в переживании чувства вины

Козлова Наталия Сергеевна, Алтухова Любовь Валерьевна
Наше исследование посвящено анализу гендерных различий в специфике переживания чувства вины.
Читать PDF
452.80 кб

Влияние уровня образования на переживание чувства вины

Козлова Наталия Сергеевна, Алтухова Любовь Валерьевна
Введение: раскрываются цели, гипотезы, предмет, объект, а также выборка, на базе которой проводилось исследование.
Читать PDF
3.76 мб

Механизмы формирования психологической проблемы чувства вины

Соколова Э.А.
Проведенное целенаправленное исследование литературы показывает некоторые механизмы формирования психологической проблемы чувства вины, ее динамику и разновидности.
Читать PDF
298.59 кб

Эмпирический анализ переживания чувств вины и стыда: социокультурные особенности

Горнаева Светлана Васильевна
Цель: изучение особенностей переживания вины и стыда представителями различных этнических групп в зависимости от социальных характеристик в различных ситуациях взаимодействия.
Читать PDF
110.47 кб

Психологические особенности чувства вины у лиц, отбывающих наказание, связанное с лишением свободы

Погонина Е. А.
Читать PDF
261.51 кб

Чувство вины и стили межличностного поведения у заключенных, отбывающих наказание в исправительных у

Манхаева Ольга Михайловна, Кадыров Руслан Васитович
Представлен анализ результатов проведенной работы по исследованию соотношения переживания чувства вины со стилями межличностного поведения у заключенных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.
Читать PDF
544.55 кб

Приговорённые к жизни: самооценка агрессивности и чувства вины осуждёнными к пожизненным срокам лише

Узлов Николай Дмитриевич
В статье представлены обзор литературы и результаты эмпирического исследования декларируемой самооценки агрессивности и чувства вины осужденных к пожизненному лишению свободы (ПЛС), в зависимости от срока отбытого наказания до и с
Читать PDF
4.95 мб

Апробация методики измерения чувств вины и стыда (Test of self-conscious Affect-3 - TOSCA-3) tangney

Макогон И.К., Ениколопов С.Н.
Моральные эмоции играют важную роль в нравственном поведении человека, однако в профессиональном сообществе не существует единогласия в определении, дифференциации и измерении базовых моральных переживаний стыда и вины.
Читать PDF
617.07 кб

ПСИХОТЕРАПИЯ ЧУВСТВА ВИНЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ: СТРАТЕГИЧЕСКИЙ И НАРРАТИВНЫЙ ПОДХОДЫ, С

Рыцарева Т.В., Жорняк Е.С., Карамян К.Р., Тимофеева С.В., Ялтонская А.В.
В статье рассмотрены возможности применения различных походов к психотерапии чувства вины. Представлены стратегический и нарративный подходы, системная семейная терапия субличностей, психодрама и схема-терапия.

Похожие термины:

  • ЧУВСТВО ВИНЫ ЗА ОБМАН

    Социально укоренившееся чувство вины, связанное с ложью, которое заставляет человека демонстрировать признаки обмана, считываемые полиграфом и очевидные для наблюдателей.
  • ЧУВСТВО ВИНЫ МОРАЛЬНОЕ

    согласно З. Фрейду - состояние, возникающее в результате напряжения между Я и Сверх-Я.
  • ВЫЖИВШЕГО ЧУВСТВО ВИНЫ

    глубокое, тяжело переживаемое человеком чувство вины, нередко возникающее у людей, которым удалось выжить в катастрофе (во время землетрясения, пожара, наводнения, войны и т. п.), перед теми людьми,
  • ЧУВСТВО ВИНЫ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

    согласно З. Фрейду - неосознаваемое переживание некой виновности, играющее в большинстве неврозов решающую роль и создающее сильнейшее препятствие к выздоровлению.
  • ЧУВСТВО ВИНЫ: ПРЕДСУЩЕСТВОВАНИЕ

    согласно З. Фрейду - особое чувство вины, имеющее источником комплекс Эдипа, кое существует до проступка или преступления и, в целях самореализации, заставляет человека искать наказание. То есть не
  • ОСТАВШЕГОСЯ В ЖИВЫХ, ЧУВСТВО ВИНЫ

    Глубокое чувство вины, часто испытываемое теми, кто пережил некоторую катастрофу, отнявшую жизни многих других. Впервые это было отмечено и впоследствии изучалось у тех, кто пережил Холокост во вр
  • культура основанная на чувстве вины

    Культура, в которой индивидуум переживает раскаяние и потерю самоуважения при неспособности вести себя социально приемлемым образом. См. также: культура, основанная на чувстве стыда