ЧЕСТОЛЮБИЕ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Честолюбие
повышенная чувствительность человека к тому, что задевает его честь; стремление человека к признанию, уважению, почету.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

ЧЕСТОЛЮБИЕ
1. Повышенная чувствительность человека к тому, что задевает его честь. 2. Стремление человека к славе, почету, почестям, успехам, рассчитанное на повышение его авторитета, уважения к нему, признания его со стороны других людей. См. честь.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЧЕСТОЛЮБИЕ
выраженность в личности мотивов достижения первенства, стремление к славе, к почетному положению в какой-либо области деятельности, в сфере общественной жизни. Гипертрофированное Ч. как стремление к общественному признанию может играть объективно относительно положительную роль, стимулируя повышенную социальную активность человека.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ЧЕСТОЛЮБИЕ
это экспрессивное отражение в Эго-Я субъекта мотивов, ориентаций, диспозиций, связанных с достижением каких-либо прерогатив, привилегий, а также стремление субъекта к гиперпочестям, к славе, к наградам, его желания завоевать высокий социальный статус-положение; вместе с матрицами-условиями-формами Ч., как максима, сочетается-когеренцируется кичливо-надменное отношение к другим субъектам, дискриминация их прерогатив-достоинств и преувеличение-гиперболизация собственных эгопотенций, возможностей.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ЧЕСТОЛЮБИЕ
социально-психологическая черта человека, выражающаяся в стремлении совершать действия во имя достижения лидерства в коллективе, группе (общественная жизнь, наука, культура и т. д.). Ч. может выступать как устойчивый положительный мотив, побуждающий личность к социально значимой деятельности. Если же Ч. является эгоистическим и ведет к карьеризму, ущемлению прав, свобод и заслуг других – его надо оценивать как отрицательное явление. Придание нравственной оправданности мотивам Ч. конкретной личности может способствовать формированию у нее лидерских качеств.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ЧЕСТОЛЮБИЕ
выраженность в личности мотивов достижения первенства, стремление к славе, к получению наград, к почетному положению в некоей области деятельности, сфере жизни общественной. Гипертрофированное честолюбие усиливается тщеславием - высокомерным отношением к другим. Честолюбие как стремление к общественному признанию может играть относительно положительную роль, стимулируя повышенную активность социальную человека. Но, будучи индивидуалистическим по характеру, оно препятствует воспитанию личности в духе коллективизма, потребности в разумном сочетании общественных и личных интересов.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ЧЕСТОЛЮБИЕ
социально-психологическая черта человека, выражающаяся в стремлении совершать действия во имя достижения лидерства в коллективе, группе (общественная жизнь, наука, культура и т. д.). Ч. может выступать как устойчивый положительный мотив, побуждающий личность к социально значимой деятельности. Если же Ч. является эгоистическим и ведет к карьеризму, ущемлению прав, свобод и заслуг других, – его надо оценивать как отрицательное явление. Придание нравственной оправданности мотивам Ч. конкретной личности может способствовать формированию у нее лидерских качеств. Ч. может выступать причиной конфликтов в организации, во-первых, тогда, когда оно становится чрезмерным; во-вторых, если Ч. сводится к примитивному карьеризму. В интересах дела и профилактики конфликтов руководитель должен уметь поощрять здоровое Ч. и не давать развиваться карьеризму у подчиненных.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Честолюбие
стремление к внешней чести, почестям, уважению, почету, продвижению по службе и вследствие этого склонность действовать безнравственными способами.
Подобно большинству молодых честолюбцев в литературе, он изливает на бумаге запас сведений, которых нахватался накануне (О. Бальзак, Дочь Евы).
Любовь – желанное безумие, честолюбие – серьезная глупость (С. Шамфор).
Честолюбие охватывает мелкие души легче, чем большие, как огонь охватывает быстрее солому, хижины, чем дворцы (С. Шамфор).
К новым знакомствам нас обычно толкает не столько усталость от старых или любовь к переменам, сколько недовольство тем, что люди хорошо знакомые недостаточно нами восхищаются, и надежда на то, что люди малознакомые будут восхищаться больше (Ларошфуко).
То, что мы принимаем за благородство, нередко оказывается переряженным честолюбием, которое, презирая мелкие выгоды, прямо идет к крупным (Ларошфуко).
Ни в каком деле не ищи себе земной славы: земная слава угасает для того, кто любит ее. На время, подобно бурному ветру, она дышит на человека, и, отняв у него плод добрых дел его, вскоре удаляется, посмеявшись его неразумению (Г. Константинопольский, Стоглавец).
Ср. желание славы; тщеславие.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

ЧЕСТОЛЮБИЕ
СЛАВАЛЮБСТВА / AMBITION– стремление человека достичь успехов, славы, признания, престижа, наград, привилегий, высокого положения в какой-либо области деятельности в соответствии с личными целями. Ч. является мотивационным образованием– стремлением человека стать значимой и признанной личностью за реальные достижения, имеющие значение как для самого человека, так и для других людей. Это качество, которое обеспечивает профессиональное и карьерное продвижение личности. Структуру Ч. составляют установки личности на стремление к признанию, значимости и успеху, связанные с самоотношением и отношением к другим и проявляющиеся в социально конкурентных формах поведения. Ч. рассматривается как интегративное качество личности, обладающее сложной структурой и включающее в себя внутренний и внешний компоненты. Внутренний компонент состоит из мотивационного (стремление, ядро честолюбия), рефлексивного (самоотношение) и нравственного (отношение к другим людям) компонентов. Внешний компонент представлен социально конкурентными формами поведения, общения и взаимодействия человека с другими, в которых реализуются честолюбивые стремления личности. Ч. отличается устойчивым и универсальным характером. Оно оказывает влияние на характерологические черты (увеличивает отзывчивость, эмоциональную устойчивость, доминантность, смелость), на мотивацию достижения, параметры самоотношения, способность к самоактуализации (компетентность во времени, ценностные ориентации, сензитивность, самоуважение, самопринятие и принятие агрессии) и интернальность личности в зоне ответственности за личные успехи и достижения. Ч. рассматривается как этически конструктивное, определяющее как позитивное развитие человека, так и его эффективное взаимодействие с окружающим миром. Ч. заставляет человека мобилизовать свои внутренние ресурсы для достижения цели, развивать свои способности и преодолевать трудности. Если Ч. становится характерным свойством поведения, оно приобретает значение позитивного морального качества личности. Для диагностики Ч. используют опросник «Честолюбие», разработанный О. В. Барсуковой. Данный инструментарий применяют в комплексе с методиками исследования установок на успех и уровня притязаний, ценностных ориентаций, самоотношения и локуса контроля. С. М. Ширко

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
245.85 кб

Проблема формирования честолюбия в нравственном воспитании подрастающего поколения

Шевченко Г. В.