ЧЕЛОВЕКО-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Найдено 2 определения термина ЧЕЛОВЕКО-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ЧЕЛОВЕКО-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД

в психотерапии (англ. person-centered approach) - 2-я по своей распространенности в мире после психоанализа система психотерапевтической и консультационной работы с человеком, разработанная амер. психологом К. Роджерсом - одним из основоположников гуманистической психологии. Возникнув в 1940-е гг. в качестве недирективной, или клиенто-центрированной, психотерапии данный подход получил чрезвычайное распространение в 1960-70-е гг., и до сегодняшнего дня он оказывает явное влияние на всю область психотерапевтической и консультационной практики.

Основные положения Ч.-ц. п.: во-первых, внутренняя природа (или сущность) человека позитивна, конструктивна и социальна и, во-вторых, эта природа начинает обнаруживать и проявлять себя в человеке каждый раз, когда в его взаимоотношениях с др. человеком (др. людьми) существует атмосфера безусловного позитивного принятия, эмпатического понимания и конгруэнтного самопредъявления. Главная задача психотерапевта - создать такую атмосферу общения с клиентом, т. е.: а) принимать его без к.-л. предварительных условий, таким, каков он есть; б) понимать клиента, не оценивая, но сопереживая ему, понимать его не умом, но сердцем; и в) быть с клиентом, открыто и откровенно общаясь с ним, не скрываясь и не прячась от него за маской профессионала-эксперта. Только такое общение терапевтично. Именно оно актуализирует, стимулирует и усиливает - фасилитирует - позитивную природу (внутренний потенциал) человека, следствием и проявлением чего и оказывается собственно психотерапевтический эффект - психическое исцеление, оздоровление и развитие человека.

Ч.-ц. п., изначально возникший благодаря работам Роджерса в сфере индивидуальной психотерапии и психологического консультирования, получил впоследствии применение и распространение в таких областях, как психология личности, педагогика и педагогическая психология, социальная психология, психология семьи, политическая психология.

Современная психотерапевтическая практика в русле Ч.-ц. п. продолжает развиваться и совершенствоваться, она включает не только индивидуальную, но и групповую работу (напр., "группы встреч" - разновидность групповой психологической работы в целях стимулирования личностного роста участников в атмосфере безусловного позитивного принятия эмпатии и конгруэнтности), не только вербальные, но и невербальные техники самоисследования (напр., "экспрессивную психотерапию" - работу с клиентом средствами живописи, ваяния, танца, пения (N. Rogers, 1993). (А. Б. Орлов.)

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЧЕЛОВЕКО-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД

в эргономике (англ. human-centered approach) - подход к распределению функций и задач между человеком и машиной, рассматривающий, с одной стороны, логику и суть деятельности человека, его мотивацию, отношение к процессу и результату деятельности, а с др. - технические возможности и ограничения машины и на этой основе проектирующий взаимодействие человек-машина-среда. См. Эргономика. (К. В. Самойлов.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 12

Человеко-центрированный подход в работе с организациями

Штроо Владимир Артурович, Колпачников Вениамин Валентинович
Авторы делятся своими впечатлениями о конференции, посвященной юбилею Карла Роджерса, одного из самых ярких представителей гуманистической психологии, участниками которой им довелось побывать (США, Калифорния, Сан-Диего, январь 2014 г.). Особый акцент в сообщении делается на представленности организационно-психологической проблематики в мероприятиях этой конференции, а также в деятельности Центра изучения человека, основанного К. Роджерсом в ٧٠-х годах прошлого столетия. Затем приводится текст интервью с одним из соратников, и одновременно серьезным оппонентом К. Роджерса, Эрнестом Медоусом, который вот уже несколько десятилетий практикует человеко-центрированный подход в работе с деловыми организациями
Скачать PDF

Системный подход к изучению психологического феномена профессионализма человека

Под профессионализмом понимается особое свойство человека систематически, эффективно и надежно выполнять сложную профессиональную деятельность с заданными показателями качества. В статье обосновывается психологический феномен профессионализма как объект системного исследования. Индивидуальный профессионализм анализируется как свойство, как состояние и как процесс становления специалиста. Формулируются функции и критерии профессионализма. Показано, что при изучении профессионализма целесообразно опираться на принципы теории систем: функциональный, морфологический и информационный.
Скачать PDF

Об одном подходе к изучению влияния виртуальной реальности на человека-оператора

Непомнящий В.А.
Скачать PDF

Онтологическая многогранность человека и форм его бытия как основание антропологического подхода в п

Котова И.Б.
Скачать PDF

Стратегии совладания со стрессом и соматическое здоровье человека: теоретические подходы и эмпиричес

Трифонова Елена Александровна
В статье рассматриваются современные теоретические подходы к проблеме совладания со стрессом и его эмпирические исследования в связи с риском развития соматических заболеваний, а также качеством жизни и медицинским прогнозом у лиц с диагностированными соматическими расстройствами.
Скачать PDF

Образовательный процесс в контексте синергетического подхода к проблеме человека

Герасимов В.П.
В статье предпринята попытка проанализировать содержательные характеристики образовательной среды с психосинергетических позиций и представить ее как «приглашающую силу», дающую субъекту возможность реализовать свободу выбора своего жизненного пути. Определено, что мотивационные отношения ученика к школе, учителю, учению могут быть обусловлены степенью удовлетворения социальных потребностей в их Я-соотнесенности в процессе самоактуализации и самореализации и степенью открытости отношений в связке «учитель ученик», осуществляемых как диалог культур или диалог индивидуальностей.
Скачать PDF

Особенности восприятия психологических характеристик человека по его лицу: дифференциальный подход

Артемцева Наталия Георгиевна, Ильясов Ислам Имранович
В статье излагаются результаты исследования влияния лицевой асимметрии на восприятие ряда личностных характеристик человека, в том числе рациональности и иррациональности в познании. Показано, что при восприятии вертикально разделенных (по линии носа) изображений лица воспринимаемые психологические характеристики по каждой из половин частично различаются. При этом рациональность или иррациональность в познании воспринимается по любой половине лица - правой или левой.
Скачать PDF

Психосемантический подход к личностному саморазвитию человека

Низовских Нина Аркадьевна
Обосновывается применение психосемантического подхода к личностному саморазвитию человека. Приводится случай исследования ценностно-мотивационных ориентаций личности психосемантическим методом атрибуции мотивов жизненным принципам.
Скачать PDF

Структурно-интегративный подход к анализу функциональных состояний человека

Леонова А. Б.
Скачать PDF

Человек с ограниченными возможностями здоровья: психосинергетический подход к проблеме развития личн

Калашникова Светлана Анатольевна
В статье проблемы развития человека с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) рассмотрены с точки зрения психосинергетического подхода как варианта системного исследовательского подхода. Развитие личности в условиях ограниченных возможностей здоровья представлено как процесс и результат взаимодействия между компонентами системы «человек – жизненная среда». «Человек», как компонент этой системы, в контексте анализируемой проблемы представляется разными категориями лиц с ОВЗ. «Жизненная среда», как компонент системы, рассматривается как комплекс биологических и социально-психологических условий развития людей с ОВЗ. Для содержательной характеристики данного комплекса вводится понятие «особые условия развития», которое трактуется как специфический динамический комплекс условий жизненной среды (биологического и социального характера) и психофизиологических характеристик человека, складывающийся при непрерывном взаимодействии в системе «человек – жизненная среда», требующий повышенного уровня затрат ресурсов личности для социальной адаптации, развития и самореализации.
Скачать PDF

Роль социокультурного подхода в формировании здоровья человека

Ковалевская Алла Федоровна
В статье рассмотрены несколько подходов, которые затрагивают проблематику здоровья человека, и обозначены важные изменения, произошедшие в восприятии здоровья и отношения к нему в российском обществе, как на общественном, так и индивидуальном уровне. При анализе здоровья важно оценивать его с позиции социокультурного подхода, так как учет социокультурных компонентов в здоровье человека позволяет формировать самосохранительные формы поведения у населения, но в целом проблема здоровья должна решаться в русле комплексного (системного) подхода.
Скачать PDF

Исследование ресоциализации пожилого человека с позиций акмеологического подхода

Понежа Галина Александровна
Предпринята попытка рассмотрения возможностей психометрического, социально-психологи-ческого и акмеологического подходов к исследованию ресоциализации пожилого человека. Дается характеристика личности на поздних этапах онтогенеза. Определяются теоретические перспективы на изучение, понимание процесса старения личности пожилых людей. Предлагается содержание возможных путей исследования ресоциализации пожилого человека с позиций акмеологического подхода.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: