Человеческий потенциал

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
система физических и духовных сил человека, отдельных социальных групп и общества в целом, реализация которых обеспечивает расширенное воспроизводство общественных структур и повышение качества жизни индивида (из книги И. Е. Задорожнюка, Г. Х. Шингарова).

Источник: Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала. Под ред. А. И. Юрьева. 2006

Человеческий потенциал
human potential) Термин "Ч. п." имеет совершенно определенный смысл, отражающий убежденность различных групп специалистов-практиков в том, что обычные люди используют лишь незначительную часть своего положительного потенциала. Более того, эти специалисты, представляющие разные теорет. школы и имеющие разный практ. опыт, добровольно согласились объединить свои различные подходы для достижения общей цели - реализации Ч. п. Со временем их общие усилия постепенно переросли в признанное движение за Ч. п. Как одно из понятий соц. и поведенческих наук, Ч. п. имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, оно приложимо только к тем людям, к-рые признаются психотерапевтами нормально функционирующими. Во-вторых, разнообразие подходов к Ч. п. делает это понятие отличным от др. понятий психотер. Изучение Ч. п. предполагает использование различных методов; оно осн. на концепции, согласно к-рой каждый чел. представляет собой уникальное сочетание способностей. Использование различных подходов увеличивает вероятность того, что будут выявлены и те из них, к-рые в каждом конкретном случае играют ключевую роль. Начало совр. изучению Ч. п. было положено в первой декаде XX в. Оно связано с именем У. Джемса, к-рый, безусловно, яв-ся родоначальником изучения трех проблем, имеющих непосредственное отношение к Ч. п. Во-первых, уже в 1901 г. он стал поддерживать изучение паранормальной психологии, полагая, что рез-ты этого изучения способны обеспечить настоящий прорыв. Во-вторых, он положил начало изучению чередующихся состояний сознания, подчеркивая его важность. В-третьих - и это самое важное, - он составил программу исслед. потенциальных возможностей чел., особо подчеркнув два осн. аспекта: документирование примеров высокоэффективной деятельности и изучение методов, специально предназначенных для стимулирования подобной деятельности. Важный вклад в развитие этой области психологии внес тж и доктор Я. Морено, имя к-рого обычно ассоциируется с психодрамой, ролевыми играми и социометрией. Филос. идеи и технические новации этого психиатра и соц. психолога послужили основой для разраб. тех методов, к-рыми пользуются совр. исследователи-практики, изучающие Ч. п. Однако "отцом" совр. подхода к проблеме Ч. п. считается наш современник - американский психолог А. Маслоу, автор концепции "пиковых переживаний", собравший информ. о примерах такой активности и изучивший условия, благоприятствующие ее проявлению. Совр. состояние движения за Ч. п. охарактеризовать непросто. В 1960-е и в начале 1970-х гг. в нем было нечто от причуды, однако потом этот аспект исчез, и возникло нечто менее определенное, но, возможно, более жизнеспособное. Хотя ориентация на Ч. п. имеет нек-рое сходство с др. формами психотер., в частности с клиентоцентрированным подходом, их различия все же более заметны, нежели сходство. Напр., любая психотерапевтическая система склонна считать, что ее собственный подход лучше подходов др. систем. Однако разнообразие подходов к изучению Ч. п. лишает тех, кто занимается им на практике, возможности проявлять подобный эгоцентризм. Для большинства психотерапевтов-практиков предметом забот яв-ся тж и критерии оценки их собственного профессионализма. Чем более специфичен психотерапевтический метод, тем проще выработать критерии оценки уровня профессионализма и неуклонно придерживаться их. Однако чрезвычайное разнообразие Ч. п.-методов превращает процедуру оценки профессионализма в значительно более сложную проблему. Именно поэтому разные психотерапевты так заметно и отличаются друг от друга по уровню подготовки. Каждой психол. новации соответствует параллельная соц. структура, к-рая обеспечивает специфическую среду (сеттинг) для соотв. деятельности. В движении за Ч. п. такой структурой яв-ся центр роста (the growth center). Первый центр роста - Эсален (Esalen), по образу и подобию к-рого создавались все остальные центры, - был организован в начале 1960-х гг. в живописном уголке Южной Калифорнии (Big Sur). Назначением его было создание подходящей обстановки для проведения практ. семинаров по темам Ч. п. В отличие от всех др. параллельных структур он не был связан ни с правительством, ни с большим бизнесом, ни с ун-тами. К тому же и Эсален, и мн. др. центры роста, возникшие под его влиянием, нередко располагались в стороне от проезжих дорог. Это позволяло участникам относительно свободно экспериментировать и реализовывать любые программы при одном лишь условии: люди должны были быть готовы заплатить за пребывание там. В рез-те, поскольку эти центры не отождествлялись ни с какой конкретной научной школой, они удачно избежали необходимости убеждать всех в том, что предлагаемый ими подход лучше любого др. Центр роста стал живым выражением движения за Ч. п. Это было место, где практиковались различные методы и где можно было встретить людей, более др. заинтересованных в овладении ими. Хотя точную цифру назв. трудно, В. Шутц полагает, что в начале 1970-х гг. в США было от 150 до 200 активно действующих центров роста. Несмотря на то что центры роста продолжали функционировать и в начале 1980-х гг., помимо них, появились и отчасти даже заменили их более специализированные орг-ции, объединившие приверженцев конкретных методов внутренней работы. Вследствие большого разнообразия подходов движения за Ч. п. и их сложности чрезвычайно трудно ответить на вопрос, что именно происходит в этой сфере, однако нек-рые темы, время от времени вновь всплывающие на поверхность, доказали свою полезность. Возможно, наиболее известной яв-ся тема "пиковых переживаний". Различные методы, используемые на практике участниками движения за Ч. п., не имели бы большого смысла без признания самой возможности функционирования на высшем уровне. Второй широко известной темой, имеющей неск. назв., яв-ся концепция "жизненной силы" (life force), рассматриваемая как позитивное творческое выражение. Методы, используемые ее сторонниками, направлены либо на усиление потока жизни, либо на устранение препятствий или напряжения (психич., эмоционального или физ.), тормозящих его. Здоровье и рост обычно рассматриваются как выражение и "побочные продукты" этой активности. В-третьих, обычно предполагается, что люди довольно похожи друг на друга на более глубоких уровнях опыта, и потому недооценивается значение дифференциальной диагностики как критерия членства в группе. И последнее. Известно, что метод, даже вырванный из контекста, в к-ром он был разраб., все же может оказаться полезным. Так, дыхательная медитация дзэн м. б. использована в сочетании с творческим "мозговым штурмом", хотя эти методы возникли в разных соц. условиях и под влиянием разных культурных традиций. Такое сочетание может пагубно сказаться на нюансах в каждом виде получаемого опыта, но оно позволяет достичь таких рез-тов, к-рые не достигаются никаким др. способом. Такая возможность яв-ся отличительным признаком движения за Ч. п. и - в нек-рой степени - нашей эпохи. См. также Гуманистическая психология, Медитация, Психотерапия Дж. Манн

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Человеческий потенциал и повседневность

Луков Валерий Андреевич, Лапшин Василий Андреевич
В статье рассматриваются концептуальные вопросы исследования человеческого потенциала в социологическом аспекте.
Читать PDF

Здоровье основа человеческого потенциала

Шетина Славица
Читать PDF

На пути к теории человеческого потенциала

Иванов Олег Иванович
Автор предлагает систему базовых понятий теории человеческого потенциала, свою концепцию человеческого потенциала, дает его определение, характеризует его структуру, уровни существования, назначение.
Читать PDF

Человеческий потенциал и проблема детства

Гагаев Андрей Александрович, Гагаев Павел Александрович
В статье анализируются специфические проблемы детства в современной России, раскрываются основные цели, ценностные основания и распространенные ошибки в работе с миром детства.
Читать PDF

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ

Римашевская Наталья Михайловна, Бочкарёва Валентина Константиновна, Мигранова Людмила Алексеевна, Молчанова Екатерина Владимировна, Токсанбаева Майраш Сейтказыевна
Решение задачи модернизации экономики во многом зависит от качества человеческого ресурса.
Читать PDF

Проблемы развития человеческого потенциала

Римашевская Наталья Михайловна
Человеческий фактор, человеческий капитал, качество населения важнейшие основания для развития общества и экономики.
Читать PDF

ЗДОРОВЬЕ - ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Осанова Марина Васильевна, Одинцова Ольга Валентиновна
В статье рассматриваются медико-социальные проблемы, которые оказывают влияние на качество и продолжительность жизни каждого отдельного индивидуума, на все сферы деятельности личности в целом.
Читать PDF

Образование и человеческий потенциал России

Максаковский Владимир Павлович
В статье дается понятие человеческого потенциала и характеризуется его состояние в России через призму такого международного показателя, как индекс развития человеческого потенциала, который предусматривает оценку долголетия и здо
Читать PDF

Определение сущности человеческого потенциала

Калинина Татьяна Владимировна
Читать PDF

Образовательный ресурс и человеческий потенциал

Базиков М.
Читать PDF

Структурные компоненты человеческого потенциала

Лапшин Василий Андреевич
В статье рассматриваются концептуальные вопросы исследования человеческого потенциала, делается обзор исследований в области изучения скрытых и формирующихся ресурсов человека, предлагается структура человеческого потенциала.
Читать PDF

Потенциально «Человеческое»: Вирно и медиальное

Сосна Нина Николаевна
В статье рассматривается, как медиатеории, нередко обходящие стороной область политических высказываний, дополняют новые политико-антропологические подходы, которые избегают использования категории «медиации», «опосредования», чьи
Читать PDF

Мировоззренческие основы человеческого потенциала

Мезенцев Ю.Л.
Читать PDF

Трансформация медиасистемы: человеческий потенциал

Демина Ирина Николаевна
В третьей из цикла статей о трансформации медиасистемы рассматриваются элементы интеллектуального потенциала медиаотрасли. Определяются характеристики человеческого потенциала масс-медиа. Выделяется духовный потенциал медиа.
Читать PDF

Инвалиды, спорт, развитие человеческого потенциала

Исаков Э. В.
Рассматриваются вопросы развития потенциала людей с ограниченными физическими возможностями.