ЧЕЧЕНЦЫ

Найдено 1 определение
ЧЕЧЕНЦЫ
представители коренного народа республики Ичкерия, традиционно проживавшие в горных районах северного склона восточной части Большого Кавказского хребта, а с XIX века также в долине реки Терек. В своем историческом развитии чеченцы перешагнули феодальный этап развития общественной жизни и почти не знали рабства, поэтому клановые и родовые отношения, составляющие основу их общества, до сих пор находятся в полном расцвете. Историю Чечни в XIX-XX веках можно охарактеризовать как период постоянной борьбы против колонизации ее Россией. У чеченского народа ярко выражено чувство родового коллективизма. Его представители всегда ощущают себя частью семьи, рода (тэйпа). Причем внутриродовые связи здесь часто более тесны, чем у других этнических общностей. Они поддерживают отношения с родственниками до пятого колена. При этом чувство принадлежности к тэйпу, преобладает над национальной принадлежностью. Члены рода связаны кровным родством по отцовской линии, пользуются одинаковыми личными правами. Свобода, равенство и братство в нем составляют главный смысл существования. Малочисленные чеченские тэйпы жили окруженные более сильными соседями. Отсутствие сложных форм государственности у чеченцев сильно повлияло на сплоченность тэйпов. Строго оберегались законность происхождения и права членов своего рода, поддерживать славу и могущество которого каждый его представитель считал своей личной обязанностью. От тэйпа же в свою очередь зависела безопасность каждого индивида, потому что оскорбление или убийство любого члена рода не оставалось безнаказанным (обычай кровной мести). В то же время каждый человек должен согласовывать свои поступки с интересами рода, так как за его ошибку приходилось отвечать и его родственникам. Такое положение породило такие пережитки патриархально-родовой морали, как недозволенность жаловаться в государственные органы, прибегать к их защите от обидчиков. Кроме того, роль тэйпов в жизни современного чеченского общества нельзя преуменьшить и по следующим причинам: а) за каждым тэйпом стоят вооруженные формирования, которые хорошо оснащены, организованы, дисциплинированы, в своих действиях они подчиняются лишь родовым авторитетам; б) столкновения тэйпов во многом определяют причины противостояния различных структур власти в Чечне. У чеченцев множество стереотипов поведения во всех областях жизнедеятельности. Эти стереотипы базируются на строгом соблюдении национальных традиций и обычаев. Для основной части чеченцев приверженность традициям носит гипертрофированно преувеличенный характер, что объясняется и их своеобразным воспитанием. Ребенка-чеченца с самых ранних лет приучают к правилам горского этикета, незнание которых строго карается старшими. Обучение этому происходит не в форме нотации, что для ребенка неприемлемо, а в форме наглядных примеров. Осуждение или одобрение поступка, совершенного юношей, молодым человеком или мужчиной, осуществляется непосредственно в присутствии ребенка, чтобы тот слышал и запоминал, за что могут публично наказать или, наоборот, похвалить. Ребенку как бы самому приходится оценивать различные ситуации. Таким, образом, у него вырабатывается чувство такта, поведенческого чутья, понятие этикета, а не бездумное его заучивание. Еще одной существенной особенностью национальной психологии чеченцев выступает осознание правомерности любых, даже самых жестоких, действий в качестве возмездия за свое оскорбленное достоинство, жизнь и честь родственников (обычай кровной мести). Неотмщение за родственника позором ложилось на весь род. Обычай кровной мести был вызван объективной исторической реальностью жизни народа в условиях постоянных межтэйповых и внешних войн. Неспособность человека отомстить за убийство или оскорбление родственника говорило о слабости рода и тем самым подвергало его опасности нападения. Личностным эмоциональным фактором для кровной мести в то же время выступали впечатлительность и эмоциональная горячность чеченцев. Сюда же можно прибавить и их гордость, не позволяющую человеку спокойно жить, когда оскорблен родственник, ведь оскорбление одного члена тэйпа было равносильно оскорблению всех его представителей. Одной из древнейших черт национального характера чеченцев является патриотизм. Для них любовь к родному краю - это чувство, которое должно быть присуще настоящему горцу. Часто патриотические чувства переходят в национализм, шовинизм. Радикальных националистов больше среди представителей горных (более бедных) тэйпов, так как там среди них более сильны национальные традиции. Принадлежность же ко всей чеченской нации в целом осознается слабо, поскольку сильнее доминирует чувство ответственности за свой определенный род. После депортации 40-х годов XX века у чеченцев появляется более острая психологическая привязанность к мусульманскому миру. Национальной особенностью чеченцев стало гостеприимство. "Куда не заглянет гость - туда не заглянет добро". В этой пословице выражается все отношение народа к этой традиции. Прихода гостя ждут постоянно, и ничто не должно отпугнуть его от дома. Ему уделяется особое внимание - все, что есть лучшего в доме, для гостя. Пока человек в гостях он под защитой принявшей его семьи. Нанести оскорбление гостю равнозначно оскорблению хозяину. Однако некоторые преступники в Чечне таким образом скрывались от правосудия. Среди чеченцев широко распространено куначество-побратимство. Чувство это чрезвычайно сильно. Побратимы всегда верны дружбе, вместе делят радость и горе. Они готовы всегда прийти на помощь друг другу, чего бы это не стоило. Это чувство сравнимо с традицией кровной мести и переходит из поколения в поколение. В многонациональных коллективах чеченцы держатся независимо. Как правило, они стараются группироваться по этническому признаку. На первых порах в общении для них характерны замкнутость и настороженность. Но, освоившись, чеченцы могут занимать в группе лидирующее положение.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
121.60 кб

Чеченский референдум: чеченцы вернулись в Россию

Барахова Алла , Мурадов Мусса
"Коммерсант", М., 25 марта 2003 г.
Читать PDF
296.86 кб

Взаимосвязь социального капитала с экономическими представлениями русских и чеченцев

Татарко А.Н.
Проведено кросс-культурное исследование взаимосвязи социального капитала и экономических представлений русских и чеченцев.
Читать PDF
293.30 кб

Актуальные проблемы этноэкономики в реалиях традиционных и современных культур чеченцев

Джамирзаев Ваха Салманович
Освещаются актуальные проблемы этноэкономики в реалиях традиционных и современных культур чеченцев на междисциплинарном уровне, так как Чечня является колыбелью древнейшего культурно-хозяйственного наследия, традиций экономическог
Читать PDF
251.19 кб

Традиционный ислам в контексте этнической культуры чеченцев

Дохаева Асят Балаудиновна
В статье раскрываются особенности традиционного (суфийского) ислама и его место в этнической культуре чеченцев.
Читать PDF
325.29 кб

Истоки народной медицины чеченцев

Ахмадов Тахуз Зайндиевич
Читать PDF
263.77 кб

Религия и этничность как значимые компоненты идентичности чеченцев (по материалам социологического и

Жемчураева С.
Читать PDF
275.27 кб

«Психическая» составляющая современной духовной культуры чеченцев

Абдулаева Элита Султановна
Данная статья посвящена изучению современного состояния духовной культуры чеченцев. Проведенный философский анализ позволяет отметить, что в современной духовной культуре чеченцев преобладает «психическая» составляющая.
Читать PDF
264.29 кб

Этнопсихологические особенности предбрачного ухаживания у чеченцев, как формы традиционного бытовани

Арскиева Залия Абасовна
В данной статье нами рассматриваются исторически сложившиеся нормы национального этикета, которые обязывают соблюдение социальных норм поведения в сфере семейных отношений в особенности предбрачного ухаживания у чеченцев, как форм
Читать PDF
260.03 кб

Этническая культура чеченцев: противоречие языческих и исламских компонентов

Акаев В.Х., Дохаева А.Б.
В статье рассматриваются древние языческие компоненты, их воздействие на образ жизни и мировоззрение чеченцев и их вытеснение под воздействием исламских ценностей.
Читать PDF
57.11 кб

О традиционной и современной культуре чеченцев

Димаева Фатима Вахаевна
В статье рассматриваются особенности функционирования культурной сферы в Чеченской Республике.
Читать PDF
181.71 кб

Влияние ценностей семейной культуры чеченцев на воспитание подрастающего поколения

Саракаева А. Х.
В статье рассматривается проблема влияния семейной культуры чеченцев на воспитание возрастающего поколения в рамках этнопедагогической концепции воспитания.
Читать PDF
446.48 кб

Традиционная этноправовая культура чеченцев в контексте современных социально-политических процессов

Шарафутдинова Э.Ф.
В статье освещается этноправовая культура чеченцев и ее трансформация в свете современных социально-политических процессов в Чечне.
Читать PDF
233.49 кб

Духовные ценности чеченцев как регулятор общественной жизни и модернизационные процессы

Межиева Камета Хамзатовна
Предпринята попытка на примере традиционного чеченского общества доказать значимость духовных ценностей в стабильном развитии и существовании социума.
Читать PDF
180.20 кб

Исторические особенности формирования этнической идентичности чеченцев

Жемчураева Седа Шахитовна
В статье предпринимается попытка исторического анализа основных факторов, способствовавших формированию этнической идентичности чеченцев.
Читать PDF
217.28 кб

Родной язык как значимый компонент этнической идентичности чеченцев

Жемчураева Седа Шахитовна
В статье анализируются результаты социологического опроса чеченцев, проживающих в г. Саратове, которые демонстрируют их приверженность национальным традициям и родному языку.