ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Ценностные ориентации
жизненные ориентации, определяющие значимость (ценность) для личности тех или иных сторон жизни.

Источник: Психологические жизненные ориентации человека 2006 г.

Ценностные ориентации
основания оценок индивидом окружающей действительности и ориентации в ней. Ср. личностный смысл.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

Ценностные ориентации
идеологические, Политические, моральные и другие основания для оценки человеком окружающей действительности.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

ОРИЕНТАЦИИ ЦЕННОСТНЫЕ
элементы социально-психологической структуры личности, представляющие собой систему ценностей этой личности. См. психология социальная, ценности.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
особое субъективное, индивидуализированное и мотивированное отражение в психике и сознании человека, социальной группы ценностей общества на конкретном этапе исторического развития. Ц. о. позволяют личности, группе ранжировать объ екты социальной действительности и мотивы поведения по их значимости для нее и выступают в качестве определенных побуждающих стимулов для достижения поставленных целей, приобретая функцию регуляторов социального поведения.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999

Ценностные ориентации
элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации. Ц. о. - это, прежде всего, предпочтения определенных смыслов, целей и основных средств их достижения; иерархия разделяемых личностью этико-социальных ценностей, убеждений, жизнеорганизующих начал, готовность вести себя в соответствии с ними и поэтому приобретающих функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов.

Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011

ОРИЕНТАЦИИ ЦЕННОСТНЫЕ
разделяемые и внутренне принятые личностью материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости. О.ц. служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения. О.ц. - компонент направленности личности. Субъективное предпочтение тех или иных ценностей - начало определения иерархии О.ц.: семья, богатство, творчество, карьера, честь, совесть, здоровье, интимные отношения, заботы о других и т. д. Непротиворечивость О.ц. - показатель устойчивости личности.

Источник: Акмеологический словарь.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
от франц. orientation - установка) - 1) идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов индивидом по их значимости. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
компонент направленности личности. Это разделяемые и внутренне принятые ею материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости. Ц. о. служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения. Субъективное предпочтение тех или иных ценностей – начало определения иерархии Ц. о.: семья, богатство, творчество, карьера, честь, совесть, здоровье, интимные отношения, заботы о других и т. д. Непротиворечивость Ц. о. – показатель устойчивости личности. В системе Ц. о. каждого человека происходят изменения, есть свои динамика и развитие. Детерминантами Ц. о. личности выступают условия жизни, деятельности, а также склонности, способности, интересы, потребности человека.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
англ. value orientations) - важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т. п.). Син. система ценностей. Следует предостеречь от буквального понимания распространенного выражения об усвоении (интериоризации, интернали-зации) т. н. социальных ценностей. В социологических концепциях Ц. о. нередко трактуются как социальные ценности, которые "вкладываются" в личность в процессе ее социализации и являются главным фактором, "регулирующим, детерминирующим" ее мотивацию и, следовательно, поведение. С др. стороны, именно формирование Ц. о. нередко рассматривается как основная цель и сущность воспитания, в отличие от обучения. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Ориентации ценностные
лат. oriens — определение своего положения в пространстве] (в социальной психологии) — 1) политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом — индивидом или группой — окружающей действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов по их значимости. О. ц. формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях индивидуального или коллективного субъекта. В структуре человеческой деятельности О. ц. тесно связаны с познавательными и волевыми ее сторонами. Система О. ц. образует содержательную сторону направленности личностной или групповой активности и выражает внутреннюю основу отношений субъекта к действительности. В процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей в группах, складываются групповые О. ц. Совпадение важнейших О. ц. членов группы обеспечивает ее сплоченность. А.В. Петровский

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

Ценностные ориентации
отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Понятие Ц. о. было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценостей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями до сих пор отсутствует. Хотя Ц. о. рассматривали как индивидуальные формы репрезентации надиндивидуальных ценностей, понятия ценностей и Ц. о. различались либо по параметру "общее — индивидуальное", либо по параметру "реально действующее — рефлексивно сознаваемое" в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании. Сейчас более принятым и эвристичным является восходящее к К.Клакхону определение ценностей как аспекта мотивации, а Ц. о. — как субъективных концепций ценностей или разновидностей аттитюдов (социальных установок), занимающих сравнительно высокое положение в иерархической структуре регуляции деятельности личности. Ц. о. личности формируются в процессе социализации через усвоение ценностей общества, референтных социальных групп и общечеловеческих ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры, в социальных нормах, обычаях, традициях, обрядах и др. Усвоение определенной ценности подразумевает осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность по законам данной ценности (добра, справедливости, порядка, прогресса и др.), выступающей как эталон должного. Ц. о. личности образуют устойчивую иерархически организованную систему, изменения в которой сопряжены с изменениями личности в целом. Вместе с тем существует факт расхождения реально побуждающих человека ценностей и отражающихся в его сознании Ц. о., порождающий методическую проблему расхождения между декларируемыми Ц. о. и реальными ценностями. Эти расхождения объясняются целым рядом причин: 1) Когнитивными: в силу недостаточно устоявшейся и структурированной системы личностных ценностей и/или недостаточно развитой рефлексии человек может плохо отдавать отчет в реальной роли и значимости тех или иных ценностей в его жизни. 2) Психодинамическими: значимость тех или иных ценностей может субъективно преувеличиваться или преуменьшаться благодаря действию механизмов стабилизации самооценки и психологической защиты. 3) Полифоническими: в сознании любого человека присутствуют ценностные представления самого разного рода, в том числе собственно Ц. о., более или менее адекватно отражающие собственные личностные ценности субъекта, ценности других людей, ценности разных больших и малых социальных групп, признаваемые личностью, но не всегда принимаемые ею в качестве собственных жизненных целей и принципов, а также ценностные стереотипы и ценностные идеалы, отражающие ценность для человека самих ценностей в отвлечении от образа своего Я. Разнородные ценностные представления в индивидуальном сознании смешиваются, что затрудняет адекватную рефлексию собственных ценностей. Поэтому возможно как неполное, неадекватное отражение в Ц. о. истинных ценностей, движущих личностью, так и осознаваемая ориентация на внешним образом усвоенные ценности, не интегрированные в структуру личности и не являющиеся реальными регуляторами ее жизнедеятельности. Диагностика Ц. о., в отличие от реальных ценностей, сравнительно проста. Наиболее надежны методы, основанные на попарном сравнении, затем — на прямом ранжировании ценностей по субъективной значимости. К числу наиболее популярных как в России, так и во всем мире относится методика изучения Ц. о. путем прямого ранжирования М. Рокича, позволяющая легко и быстро выявлять как индивидуальные иерархии Ц. о., так и обобщать групповые данные. Результаты экспериментальных исследований показывают существенную зависимость Ц. о. от пола, возраста, дохода, образования, культуры, религиозных убеждений, некоторых личностных черт. Д.А. Леонтьев

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

"Ценностные ориентации"  (М. Рокич)
осознанным мотивационно–креативным конструктом в структуре личности является творческая позиция, которая проявляется, прежде всего, в приоритете творчества в структуре ценностных ориентаций. Система ценностных ориентаций, которые диагностирует методика М. Рокича, определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу её отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе, основу мировоззрения и ядро мотивации творческой активности. Автор методики различает два класса ценностей: Терминальные (ценности — цели) — убеждения в том, что какая–то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; Инструментальные (ценности — средства) — убеждения в том, что какой–то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Респонденту предъявляется два списка ценностей (по18 в каж дом) на карточках. Карточки раскладываются по порядку значимости. Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите её на первое место. Затем вторую и т. д. Наименее важная для Вас останется последней и займет 18 место. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию» Список А (терминальные ценности):
1. Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность).
2. Жизненная мудрость (зрелость суждений, здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) 3. Здоровье (физическое и психическое).
4. Интересная работа.
5. Красота природы и искусства (переживание прекрасного).
6. Любовь (духовная им физическая близость с любимым человеком).
7. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).
8. Наличие хороших и верных друзей.
9. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе).
10. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуального развития).
11. Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, способностей).
12. Развитие (самосовершенствование).
13. Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей).
14. Свобода (самостоятельность, независимость).
15. Счастливая семейная жизнь.
16. Счастье других (их благосостояние, развитие, совершенствование других, всего народа, человечества).
17. Творчество (возможность творческой деятельности и самореализации).
18. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от вн3тренних противоречий, сомнений).
Список Б (инструментальные ценности):
1. Аккуратность, умение содержать в порядке вещи, дела, чистоплотность.
2. Воспитанность (хорошие манеры).
3. Высокие запросы, требования к жизни, высокие притязания.
4. Жизнерадостность (чувство юмора).
5. Исполнительность, дисциплинированность.
6. Независимость, самостоятельность, решительность.
7. Непримиримость к недостаткам в себе и в других.
8. Образованность (широта знаний, высокая общая культура).
9. Ответственность, чувство долга.
10. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения).
11. Самоконтроль.
12. Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов.
13. Твёрдая воля, умение настоять на своем, не отступать перед трудностями.
14. Терпимость к взглядам и мнениям других.
15. Широта взглядов, децентрация, умение понять чужую точку зрения.
16. Честность, правдивость.
17. Эффективность в делах, совершенство результатов, перфекционизм.
18. Чуткость, заботливость.
Дополнительная диагностическая информация (вопросы «В каком порядке и в какой степени реализованы данные ценности в Вашей жизни?», «Как бы вы расположили эти ценности, если бы были та ким, каким мечтали?», «Как на ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?», «Как сделало бы это большинство людей?», «Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?», «Как это сделаете Вы через 5 или 10 лет?», «Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?») позволит сделать более обоснованные выводы.
Возможности субъективного структурирования ценностей по результатам методики вариативны. Анализируя иерархию ценностей, необходимо обратить внимание на их группировку в содержательные блоки по разным основаниям. Например «конкретные», «абстрактные ценности», ценности профессиональной самореализации, личной жизни. Инструментальные могут группироваться в этические ценности, общения, деятельности, индивидуалистические и конформистские, альтруистические, ценности самоутверждения, ценности приятия других. Особую роль в контексте изучения креативности выполняют ценности творчества (терминальные ценности — 1, 5, 11, 12, 14, 17, 18; инструментальные — 3, 4, 6, 7, 12, 15, 17). Высокий ранг этих ценностей в индивидуальной системе свидетельствует о творческой позиции личности. Учитывая, что возможности субъективного структурирования ценностей по результатам методики вариативны, при анализе группировок ценностей в содержательные блоки можно дополнительно оценить экспериментальные данные по следующим шкалам: индивидуальная — конформная позиция в жизни; открытость миру — сдержанность; активность с выходом за рамки социальных требований — активность в рамках социальных требований; независимость от социума — ориентация на социум; альтруизм — самодостаточность; абстрактное человеколюбие — межличностные связи. Таким образом, данная методика предоставит информацию не только об особенностях ценностных ориентаций, но и дополнительную диагностическую информацию по другим структурным компонентам креативности (экзистенциальным, коммуникативным).

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Ценностные ориентации
а) этические, эстетические, политические, религиозные и т. п. основания — критерии, на которых базируются и которыми объясняются оценки личностью или общностью окружающей реальности, дифференцированного, избирательного подхода к ней и способ ориентации; б) основания, по которым личность или группа «выстраивает» воспринимаемые объекты, субъекты, явления и события по степени их значимости. Понятно, что ценностные ориентации формируются, складываются, развиваются и меняются в ходе накопления субъектом жизненного опыта в условиях изменяющегося мира, а находят свое выражение в целях, социальных выборах, представлениях, идеалах, интересах личности или группы в условиях реального взаимодействия. Ценностные ориентации достаточно жестко привязаны как к интеллектуально-волевой, так и к эмоциональной сферам социальной активности субъекта и во многом, а нередко и решающим образом обусловливают содержательную сторону как индивидуальной, так и групповой деятельности и общения. В социальной психологии групп ценностные ориентации напрямую связаны с проблематикой групповой сплоченности, выражающейся, прежде всего, в степени проявления такого социально-психологического феномена межличностных отношений, как ценностно-ориентационное единство. В целом ряде экспериментальных исследований, выполненных в основном в рамках теории деятельностного опосредствования межличностных отношений (А. В. Петровский) однозначно показано, что в группах разного уровня социально-психологического развития частота совпадения позиций, мнений, точек зрения членов сообщества по поводу значимых обстоятельств жизнедеятельности группы не просто различно, но и нередко имеет прямо противоположные основания. Если в группах высокого уровня социально-психологического развития подобное совпадение не связано с нивелировкой мнений и не мешает полноценному личностному самоопределению индивида в группе, то в корпоративных группировках ситуация, как правило, обратная. Что касается диффузных сообществ, то здесь чаще всего можно наблюдать самый широкий разброс позиций, порой и прямо противоположных. Для экспериментального исследования уровня ценностно-ориентационного единства в конкретных контактных группах создана и широко применяется в отечественной социальной психологии специальная методика определения степени ценностно-ориентационного единства.
Вполне понятно, что вопрос о ценностных ориентациях как личности, так и группы невозможно рассматривать в отрыве от понятия собственно ценностей. По замечанию Г. М. Андреевой, «хотя проблема ценностей в ее полном объеме исследуется в социологии, для социальной психологии крайне важно обозначить некоторые принципы. Важнейшим из них является признание различной значимости разных целей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества. Когда речь идет об относительно общих и абстрактных понятиях, например, о добре, зле, счастье и т. п., то можно сказать, что на этом уровне ценности являются общими для всех общественных групп и они могут быть рассмотрены как ценности общества. Однако при переходе к оцениванию более конкретных общественных явлений, например, таких, как труд, образование, культура, группы начинают различаться по принимаемым оценкам. Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой, и в этом случае трудно говорить уже о ценностях общества. Специфика отношения к каждой из таких ценностей определяется местом социальной группы в системе общественных отношений»1.
Хотя было бы явно неверным сводить ценности даже малой группы к механической «сумме ценностей» ее членов, тем не менее система индивидуальных ценностей каждого из них в известной (а если речь идет о высокозначимых, с точки зрения идеальной представленности в сознании других членов сообщества, то и в достаточно существенной) степени проявляется как на уровне собственно ценностных ориентаций, так и динамических процессов в группе.
Как показано в исследованиях отечественных психологов, личностные ценности и ценностные ориентации индивида тесно связаны с его целями и видением собственных жизненных перспектив. Так, в частности, Е. И. Головаха отмечает: «Планируя свое будущее, намечая конкретные события — планы и цели, человек исходит, прежде всего, из определенной иерархии ценностей, представленной в его сознании. Ориентируясь в широком спектре социальных ценностей, индивид выбирает те из них, которые наиболее тесно увязаны с его доминирующими потребностями. Предметы этих потребностей, будучи осознанными личностью, становятся ее ведущими жизненными ценностями. Избирательная направленность на эти ценности отражается в иерархии ценностных ориентаций личности. Ценностные ориентации не имеют той определенности, которая присуща сформированным на должном уровне целям и планам. Благодаря этому они выполняют более гибкую регулятивную функцию. Их предмет — определенная сфера жизнедеятельности, линия поведения, рассчитанная на период времени, который заранее трудно установить для непосредственной реализации ожиданий, соответствующих сложившейся иерархии ценностей». В данной связи стоит особо отметить, что индивидуальные ценностные ориентации играют роль механизма, повышающего «фрустрационную толерантность» личности, поскольку, «если жизненные цели и планы не реализуются, наличие ценностных регуляторов обеспечивает устойчивость личности в момент “кризиса нереализованности”». С другой стороны, «если ... намеченные цели достигнуты и утрачивают побудительную силу, ценностные ориентации стимулируют к постановке новых целей. Это механизм — по мнению Е. И. Головахи — действует при устойчивой структуре ценностного сознания человека, когда у него сформирована достаточно четкая иерархия ценностных ориентаций, и он может с уверенностью сказать, что главное для него, например, творческая работа, затем — семейное счастье, полноценный досуг, здоровье и т. д. Тогда создаются предпосылки для согласования жизненных целей в соответствии с приоритетами, определяемыми иерархией ценностных ориентаций»2.
Вполне понятно, что индивид (во всяком случае, психически нормальный и действующий не по принуждению) практически в каждой из своих групп членства стремится обеспечить реализацию тех или иных своих жизненных целей, обусловленных ценностными ориентациями. Не менее очевидно, что адекватно оценивающий собственные потребности и условия среды индивид будет соотносить специфику конкретной группы членства с конкретными потребностями и в зависимости от этого строить свое взаимодействие с партнерами как в предметно-деятельностной, так и в ценностной сферах. Однако, как считают некоторые зарубежные социальные психологи, существуют универсальные ценностные ориентации личности, связанные с социальным взаимодействием, определяющие доминирующую поведенческую стратегию индивида практически в любом контактном сообществе.
На основе анализа поведенческих стратегий, избираемых испытуемыми, участвовавшими в многочисленных экспериментах, построенных на играх с ненулевой суммой, таких как «Дилемма заключенного» и «Дальнобойщики», Мак-Клинток и Либранд пришли к выводу о том, что «индивиды, как правило, демонстрируют одну из трех ценностных ориентаций, или стратегий во взаимодействии с другими людьми.
Сотрудничающие индивиды заинтересованы в максимизации совместных вознаграждений, получаемых обоими, собой и партнером.
Соперничающие индивиды ориентированы на максимизацию своих собственных выигрышей в сравнении с выигрышами партнера. Они стремятся превзойти своего партнера.
Индивидуалисты ориентированы на максимизацию своих собственных выигрышей, не заботясь о выигрышах или проигрышах партнера»1.
Понятно, что если гипотеза о трех типах ценностных ориентаций, связанных с социальным взаимодействием, и верна, то как собственно личностные ценностные ориентации, так и связанные с ними поведенческие стратегии подвержены влиянию группы. При этом в группах низкого уровня развития будут наиболее часто и отчетливо проявляться доминантные поведенческие стратегии, обусловленные индивидуальными ценностными ориентациями членов, в то время как в группах высокого уровня развития на первый план в этом отношении выходят именно групповые ценности и нормы.
С точки зрения социально-психологической практики, ценностные ориентации каждой конкретной группы представляют бесспорный интерес в собственно содержательном плане, прежде всего, для определения просоциальной либо асоциальной направленности данного сообщества. И все же наиболее значима проблема групповых ценностных ориентаций именно при определении уровня развития группы и, в частности, такого его показателя, как уровень групповой сплоченности.
Впервые мысль о возможности использования показателя сходства ценностных ориентаций членов сообщества для оценки уровня групповой сплоченности сформулировал Т. Ньюком. Он выдвинул новую идею, «...а именно идею необходимости возникновения сходных ориентаций членов группы по отношению к каким-то значимым для них ценностям». При этом, как отмечает Г. М. Андреева, «несомненная продуктивность этой идеи, к сожалению, оказалась девальвированной, поскольку дальнейшее ее развитие попало в жесткую схему теории поля. Развитие сходных ориентаций, т. е. достижение согласия, мыслилось как снятие напряжения в поле действия индивидов, причем снятие это осуществляется на основе определенных эмоциональных реакций индивидов»2.
Следующий принципиальный шаг в изучении ценностно-ориентационного единства как показателя уровня групповой сплоченности и социально-психологической зрелости группы связан с концепцией деятельностного опосредования А. В. Петровского. По мнению Г. М. Андреевой, «существенным моментом при этом выступает то обстоятельство, что развитие сплоченности осуществляется не за счет развития лишь коммуникативной практики (как, скажем, это было у Ньюкома), но на основе совместной деятельности. Кроме того, единство группы, выраженное в единстве ценностных ориентаций членов группы, но и как воплощение этого сходства в практических действиях членов группы. При такой интерпретации сплоченности обязателен третий шаг в анализе, т. е. переход от установления единства ценностных ориентаций к еще более высокому уровню единства — единства целей групповой деятельности как выражения сплоченности»1.
Практический социальный психолог при решении вопроса об уровне социально-психологического развития конкретной группы или организации должен помнить, что степень межличностной сплоченности является одним из определяющих показателей того, с каким типом общности он имеет дело.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
133.52 кб

Ценностные ориентации

Сурина Ирина Анатольевна
Читать PDF
424.34 кб

Осевые ценностные ориентации

Вальцев Сергей Витальевич
в статье рассматриваются основные ценностные ориентации. Существует два осевых типа ценностных ориентаций: духовность и материальность. Существует две осевые формы ценностных ориентаций: коллективизм и индивидуализм.
Читать PDF
120.56 кб

Ценностные ориентации кадетов

Дмитриева Наталья Алексеевна
В статье изложены результаты исследования ценностных ориентаций кадетов из семей военных и невоенных. Наиболее высокий рейтинг в обеих группах имеют ценности «счастливая семейная жизнь» и «наличие хороших и верных друзей».
Читать PDF
3.18 мб

ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Власов Е.В., Осипов Ф.М.
Ориентация человека в современном, быстро развивающемся мире несет огромное значение. Выбор круга общения, образования, профессии, создание семьи это одни из самых важных решений которые принимает человек.
Читать PDF
375.09 кб

Ценностные ориентации студентов

Буравлева Наталья Анатольевна
Анализируются современные теоретико-методологические подходы к изучению ценностей. Представлены результаты исследования ценностных ориентаций студентов в контексте теории ценностей Ш. Шварца.
Читать PDF
392.20 кб

Ценностные ориентации подростков

Лысенко Алла Викторовна, Петров Александр Витальевич
В работе рассмотрены особенности ценностных ориентаций школьников 12 13 лет.
Читать PDF
164.31 кб

Развитие как ценностная ориентация

Гречко Петр Кондратьевич
Предпринята попытка ответить на вопрос о конечной цели или предназначении развития.
Читать PDF
78.15 кб

Ценностные ориентации молодых семей

Сафонов А. Н., Ломакина И. С.
Выявлены ценностные приоритеты молодых семей.
Читать PDF
183.81 кб

Ценностные ориентации на образование

Четырова Л. Б.
В статье автор обращается к образовательной политике в отношении нерусских народов, рассматривает их ценностные ориентации на образование.
Читать PDF
86.32 кб

Патриотические ценностные ориентации

Луков Валерий Андреевич, Курганская Марина Яковлевна
В статье анализируются патриотические ценностные ориентации.
Читать PDF
200.38 кб

Ценностные ориентации в семейной жизни

Крапивка Ирина Анатольевна
Статья раскрывает основные подходы к определению ценностных ориентаций человека, складывающихся в процессе семейного взаимодействия, раскрываются механизмы трансформации ценностно-смысловых составляющих жизненных миров супругов, и
Читать PDF
358.88 кб

Ценностно-смысловые ориентации личности

Коковина Любовь Николаевна
В статье, исходя из аксиологических подходов гуманитарных наук, раскрывается содержание понятия «ценностно-смысловые ориентации личности», выявляется личностно-развивающий потенциал ценностно-смысловых ориентаций.
Читать PDF
274.76 кб

Ценностные ориентации будущих менеджеров

Шкиндер Ольга Леонидовна
В статье представлены результаты исследования нравственных и профессиональных ценностей студентов очного и заочного отделений факультета менеджмента Уральского государственного педагогического университета, которые могут быть поло
Читать PDF
296.41 кб

Ценностные ориентации приемных родителей

Япарова Ольга Георгиевна
Статья посвящена описанию убеждений, целей и ценностей провинциальных родителей, принимающих на воспитание детей-сирот.
Читать PDF
166.53 кб

Ценностные ориентации: понятие и феномен

Нагоева Лариса Хасамбиевна
Статья посвящена одной из важнейших проблем социологии и психологии. Дается анализ понятий «ценностей» и «ценностных ориентации», а также источников их формирования. Определяются основные параметры ценностных ориентаций.

Похожие термины: