Ценностные ориентации  (М. Рокич)

Найдено 1 определение
"Ценностные ориентации"  (М. Рокич)
осознанным мотивационно–креативным конструктом в структуре личности является творческая позиция, которая проявляется, прежде всего, в приоритете творчества в структуре ценностных ориентаций. Система ценностных ориентаций, которые диагностирует методика М. Рокича, определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу её отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе, основу мировоззрения и ядро мотивации творческой активности. Автор методики различает два класса ценностей: Терминальные (ценности — цели) — убеждения в том, что какая–то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; Инструментальные (ценности — средства) — убеждения в том, что какой–то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Респонденту предъявляется два списка ценностей (по18 в каж дом) на карточках. Карточки раскладываются по порядку значимости. Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите её на первое место. Затем вторую и т. д. Наименее важная для Вас останется последней и займет 18 место. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию» Список А (терминальные ценности):
1. Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность).
2. Жизненная мудрость (зрелость суждений, здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) 3. Здоровье (физическое и психическое).
4. Интересная работа.
5. Красота природы и искусства (переживание прекрасного).
6. Любовь (духовная им физическая близость с любимым человеком).
7. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).
8. Наличие хороших и верных друзей.
9. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе).
10. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуального развития).
11. Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, способностей).
12. Развитие (самосовершенствование).
13. Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей).
14. Свобода (самостоятельность, независимость).
15. Счастливая семейная жизнь.
16. Счастье других (их благосостояние, развитие, совершенствование других, всего народа, человечества).
17. Творчество (возможность творческой деятельности и самореализации).
18. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от вн3тренних противоречий, сомнений).
Список Б (инструментальные ценности):
1. Аккуратность, умение содержать в порядке вещи, дела, чистоплотность.
2. Воспитанность (хорошие манеры).
3. Высокие запросы, требования к жизни, высокие притязания.
4. Жизнерадостность (чувство юмора).
5. Исполнительность, дисциплинированность.
6. Независимость, самостоятельность, решительность.
7. Непримиримость к недостаткам в себе и в других.
8. Образованность (широта знаний, высокая общая культура).
9. Ответственность, чувство долга.
10. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения).
11. Самоконтроль.
12. Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов.
13. Твёрдая воля, умение настоять на своем, не отступать перед трудностями.
14. Терпимость к взглядам и мнениям других.
15. Широта взглядов, децентрация, умение понять чужую точку зрения.
16. Честность, правдивость.
17. Эффективность в делах, совершенство результатов, перфекционизм.
18. Чуткость, заботливость.
Дополнительная диагностическая информация (вопросы «В каком порядке и в какой степени реализованы данные ценности в Вашей жизни?», «Как бы вы расположили эти ценности, если бы были та ким, каким мечтали?», «Как на ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?», «Как сделало бы это большинство людей?», «Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?», «Как это сделаете Вы через 5 или 10 лет?», «Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?») позволит сделать более обоснованные выводы.
Возможности субъективного структурирования ценностей по результатам методики вариативны. Анализируя иерархию ценностей, необходимо обратить внимание на их группировку в содержательные блоки по разным основаниям. Например «конкретные», «абстрактные ценности», ценности профессиональной самореализации, личной жизни. Инструментальные могут группироваться в этические ценности, общения, деятельности, индивидуалистические и конформистские, альтруистические, ценности самоутверждения, ценности приятия других. Особую роль в контексте изучения креативности выполняют ценности творчества (терминальные ценности — 1, 5, 11, 12, 14, 17, 18; инструментальные — 3, 4, 6, 7, 12, 15, 17). Высокий ранг этих ценностей в индивидуальной системе свидетельствует о творческой позиции личности. Учитывая, что возможности субъективного структурирования ценностей по результатам методики вариативны, при анализе группировок ценностей в содержательные блоки можно дополнительно оценить экспериментальные данные по следующим шкалам: индивидуальная — конформная позиция в жизни; открытость миру — сдержанность; активность с выходом за рамки социальных требований — активность в рамках социальных требований; независимость от социума — ориентация на социум; альтруизм — самодостаточность; абстрактное человеколюбие — межличностные связи. Таким образом, данная методика предоставит информацию не только об особенностях ценностных ориентаций, но и дополнительную диагностическую информацию по другим структурным компонентам креативности (экзистенциальным, коммуникативным).

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014