важная составная часть формирования личности. Ценности относятся к высшему уровню мотивационной системы взрослого человека. Под ними понимают предметы и явления природного и созданного людьми мира, обладающие мотивационным потенциалом. В разряд ценностей относится все, ради чего человек совершает поступки и организует свою деятельность. Обычно они осознаются и потому выступают в качестве авторов поступков — в виде опредмеченных потребностей.
Ценности формируются в системе отношений и связей социума, а следовательно — социальны по своему происхождению. Личность, сформированная в определенной социальной среде и освоившая социально-статусные роли (см. Социальная роль), несет на себе отпечаток этой среды в виде ее ценностей.
Ц. в. может быть стихийным, т. е. формироваться под влиянием общественной среды индивида. В развитых культурах и цивилизациях оно происходит целенаправленно — с помощью социальных институтов, к которым принадлежит семья, образовательные учреждения, церковь и средства массовой информации. Ценности человека не всегда находятся в гармоничном соотношении. Если между какими-либо из них, актуализированными жизненной ситуацией, возникают противоречия, то это создает условия для внутреннего конфликта личности. Его разрешение осознается человеком не полностью, в этой ситуации часто проявляют себя случайные воздействия из социального окружения. Принять осознанное и ответственное решение при наличии ценностного противоречия может психологически и социально зрелый человек (см. Психологическая зрелость, Социальная зрелость).