ЦЕННОСТИ ЦЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫЕ

Ценности личности в общении

Найдено 1 определение:

Ценности личности в общении

Все проявления жизнедеятельности человека, в частности О. с собой, окружающими и миром в целом, так или иначе определяются системой его ценностных предпочтений. В этом плане выделяются ценности (Ц.) индивидуальные, общественные и социокультурные. Ц. индивидуальные - это переживаемые отношения личности с миром, отражающие инвариантные аспекты общечеловеческого опыта (Д. А. Леонтьев). Именно система Ц. регулирует прежде всего жизнедеятельность человека и его отношения с другими. Здесь выделяются 2 традиции рассмотрения Ц.: с позиций полезности или нужности и с т. зр. представлений о хорошем и плохом, с позиций должного. Т. к. Ц. индивидуальные имеют культурные основания, они не существуют сами по себе, а приобретаются в процессе жизни и подвержены влиянию культурных факторов, в т. ч. СМИ. Ц. общественные приобретают особую значимость в связи с тем, что отношения между людьми во многом являются проекцией обществ. отношений. Общество, выступая в роли активного субъекта по отношению к конкретному человеку, стремится формировать у него ценностные установки, необходимые для успешной адаптации в данной социоэконом. системе. По словам Э. Фромма, в невротическом, постоянно угрожающем человеку обществе в борьбе за выживание удобнее быть манипулятором. Ц. общественные «накладываются» на социокультурные традиции, к-рые могут способствовать их процветанию или препятствовать, т. к. менталитет народа формируется веками и претерпевает изменения медленно. Обществ. отношения более динамичны, они могут соответствовать или не соответствовать Ц. и социокультурным традициям. От степени их соответствия во многом зависит и формирование Ц. индивидуальных. Ц. социокультурные формируются по мере развития человечества и разл. культур. Из общего смыслового поля, накопленного человечеством, каждая культура усваивает ценности, делая их своими, - это Ц. социальные, характерные для данного этноса, и человеческие отношения регулируются под их влиянием. Т. е. Ц. индивидуальные формируются под влиянием Ц. социальных, представляющих глубинный уровень регуляции жизнедеятельности человека, конкретного обществ. устройства, социальных отношений. В процессе воспитания личность впитывает также Ц. и смыслы общественные, поэтому в целом «вплетение» индивидуального в социальную реальность содержит в себе и социокультурный контекст, и общественный, зависящий от реальной системы индивидуальных и социальных связей человека. Ведущими выступают Ц. социальные, т. к. они являются основой жизнедеятельности народа, нации, складываются веками и отражаются в архетипах, ментальности, традициях. Эти Ц. достаточно устойчивы и медленно изменяются под воздействием внеш. условий, в т. ч. и обществ. устройства. Преемственность и распространение Ц. социальных и общественных все в большей мере осуществляется СМИ. Для того чтобы человек жил в гармонии с собой и окружающим социумом, его ценностно-смысловые структуры должны быть согласованы со всеми видами Ц. Но психологи отмечают, что на совр. этапе развития культуры и общества главная проблема в области информационного пространства связана с глубоким кризисом самой категории Ц. и ролью СМИ в этом процессе. Влияние массовой коммуникации. на формирование индивидуальных и обществ. Ц. возрастает. Демонстрируя разл. модели повседневных реальностей, СМИ формируют к ним ценностное отношение. Исследование воздействия массовой коммуникации может раскрыть механизмы усвоения и присвоения индивидуальных Ц. В настоящее время есть опасение, что стихийное вхождение в мировое информационное пространство приведет к разрушению культуры России, к навязыванию чуждого ей образа жизни, представляющего угрозу ее национ. суверенитету. При этом можно говорить о взаимном влиянии нравственных устоев общества и продуктов СМИ, поскольку они апеллируют к обществ. сознанию и идеалам. Жизнь общества отражается в СМИ, с др. стор., и СМИ влияют на Ц. общества, являясь важным фактором развития общества и культуры в целом, что обязательно проявляется во всех видах и формах личностного, межличностного и межгруппового О. Лит.: Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 1999.; Информационная и психологическая безопасность в СМИ. М., 2002. Т. 1.; Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2000; Рюмшина Л. И. Ценностно-смысловой подход к общению. Ростов-н/Д, 2004. Л. И. Рюмшина
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Внутренний мир личности и нормы общения

Марихин Сергей Васильевич
Общение раскрывается как процесс, в который вовлечен внутренний мир личности.
Скачать PDF

Взаимообусловленность личности и общения в системе современного психологического знания о человеке

Танасов Георгий Георгиевич
Статья посвящена взаимосвязи и взаимообусловленности феноменов «личность» и «общение». Заявленная тема рассматривается с позиций принципа «личностности», субъектного подхода и идеологии диалогизма. Принцип «личностности» акцентирует внимание на том, что феноменология и закономерности общения, его психологическая составляющая и его иные аспекты должны исследоваться с позиции личностной обусловленности, рассмотрения личности как субъекта общения, реализующего в этом специфическом виде активности значимые для личности функции и ориентированного на достижение значимых для личности целей. Используемая в статье категория «субъект» привлечена для обоснования качества и направленности активности личности (особым видом которой является общение) на изменение внешнего мира с целью поддержки внутреннего. Включение идеологии диалогизма призвано сделать акцент на необходимости контактов с Иным, с Другим для поиска и определения личностью самой себя, для обретения идентичности. В заключение сделан вывод об обусловленности развития личности процессуальными и содержательными характеристиками общения, теми ролями, которые личность принимает на себя, начиная от рождения до зрелости на продолжении всего жизненного пути человека.
Скачать PDF

Исследование влияния манипулятивной направленности личности в общении на ее социометрический статус

Щербович Виктор Анатольевич
Выделены основные теоретические подходы по определению понятия «манипуляции». Изложены результаты исследования, направленного на изучение зависимости социометрического статуса личности в группе от ее манипулятивной направленности. Обнаружено, что респонденты с высоким уровнем макиавеллизма имеют высокий социометрический статус по гностическому и коммуникативному критерию.
Скачать PDF

Личность как субъект затрудненного общения; тендерный аспект

Самохвалова Анна Геннадьевна, Нестерова Татьяна Александровна
Скачать PDF

Эмоционально-личностные факторы формирования устного высказывания в разных ситуациях общения

Побережная С.В.
Представлены результаты исследования эмоциональной модальности восприятия говорящим ситуаций личностно ориентированного и социально ориентированного общения. Изучена связь актуальных эмоциональных переживаний в разных условиях коммуникативного взаимодействия с личностными особенностями субъекта речи. Показано влияние эмоционально-личностных факторов на структуру и качество устного высказывания, отражающих тот или иной индивидуально-типологический способ речевой деятельности в разных условиях общения.
Скачать PDF

Идентификация-обособление как двуединый психологический механизм развития личности студента в общени

Васюра Светлана Александровна
Статья посвящена вопросам преодоления психологических трудностей общения и взаимопонимания студентов факультета удмуртской филологии УдГУ с помощью социально-психологического тренинга.
Скачать PDF

Развитие личностных качеств у студентов-психологов, пособствующих эффективности в общении

Качанов Александр Федорович
Данная статья об исследовании, проводившемся на студентах-психологах ЮФУ с целью выявления личностных качеств, способствующих эффективности в общении и о комплексе тренингов, направленных на их улучшение. Эти качества:уровень эмоционального интеллекта, эмпатийность, самоконтроль и агрессивность.
Скачать PDF

Субъектно-личностные детерминанты самоограничений в общении

Федосова Юлия Дмитриевна
Рассматриваются различные подходы к понятию самоограничения, его взаимосвязь с межличностным общением, в котором оно функционирует, как субъектно-личностное ограничения себя одним или двумя партнерами. Приводятся основные результаты эмпирического исследования, цель которого заключалась в том, чтобы, учитывая социально-демографические характеристики субъекта общения (пол, возраст), а также его мотивационно-ценностную сферу, выявить гендерно-возрастные различия в выраженности тенденции к самоограничению.
Скачать PDF

Диагностика затрудненного общения личности подростка

Киселева Е.Ю.
The article presents theoretical justification of psychodiagnostic block' s formation for researching hindered communication of teenager's personality
Скачать PDF

Психологические средства нормализации затрудненного общения антисоциальной личности

Бочанцева Людмила Ивановна
В статье затрудненное общение рассматривается как динамическая характеристика, нормализация которого возможна посредством использования индивидуальных и групповых методов психологического воздействия
Скачать PDF

Особенности общения и межличностных отношений внутренне-конфликтной личности

Синельникова С.С.
Скачать PDF

Конструктивные модели общения подростков в формате успешного моделирования личности

Токарева Наталья Николаевна
Статьяпосвящена анализупсихологическихэкзистенциально-гуманистических аспектов бытияотдельного человекакаксо-бытия сДругими.В данномконтекстетеоретическиобоснована значимостьмежличностногообщенияв процессе субъектного становления. Наоснове системногоподходаисследованы тенденциикоммуникативного поведенияшкольниковподростковоговозраста. Доказано, что конструктивныедиалогическиестратегии общенияявляются предпосылкойпродуктивногожизнетворчестваподросткови требуютцеленаправленногомоделированиявпериод активноголичностногостановления.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: