ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД
это аддитивность тезисов-аксиом-принципов исследования-интерпретации психики, сознания, процессов сознательного и подсознательного и поведенческих паттернов-реакций, как целостно-суммационных факторов-матриц-моделей; по мнению некот. иссл. базально-кардинальными единицами-компонентами Ц.п. явл.; дифферентация-фиксация-дефикиция структурных единиц анализа, кот. эквивалентны-конгруэнтны экспликациям-интерпретациям предикатов-свойств целостной модели; дефиниция-обнаружение суммационных феноменов на том или ином этапе развития, например, психологическое поле и его законы в гештальт-психологии, действие, как единица деятельности (по Леонтьеву), феномены центрации и эгоцентрической речи (Пиаже) и т.д; установление-дефиниция-аффирмация, связанные с тем, является ли система-модель равнозначной-тождественной сумме своих составляющих компонентов; выработка-модификация общесубстанциональных законов-постулатов генезиса-эволюции целостной модели-системы.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД
англ. holistic approach) (в психологии) - совокупность принципов изучения психики, сознания и поведения как целостных феноменов. Разрабатывался с нач. XX в., г. о. в школах целостной психологии, как антитеза господствовавшему ранее элементаристскому подходу. Основные составляющие Ц. п.:
1) решение вопроса о природе изучаемой реальности (мир внутренних переживаний, поведение, сознание в целом, деятельность и т. п.) и степень ее целостности: является ли данное целое (система) суммативным (целое равно сумме своих частей, как понимались, напр., ассоциативные образования в ассоциативной психологии), организованным (части имеют свои свойства, но при вхождении в целое изменяют их - так понималось гештальт-качество в Австрийской школе), органическим (части не могут существовать вне целого - психологическое поле, гештальт в гештальт-психологии);
2) выделение "целостных" единиц анализа, которые наиболее адекватны целям объяснения свойств целого (так, молекулярный подход к объяснению свойств воды более адекватен, чем атомарный);
3) выделение целостнообразующих факторов, т. е. оснований целого на данном этапе его развития (законы "психологического поля" в гештальт-психологии, эмоции и "структуры" вЛейпцигской школе, "ведущая деятельность" в концепции Д. Б. Эль-конина и др.);
4) законы развития целого.
Ц. п. был введен в психологию гештальт-психологией и Лейпцигской школой, однако разрабатывался и др. школами (в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, теории деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна, "описательной психологии" В.Дилыпея, гуманистической психологии и др.). Определенной проблемой выступает соотношение целостного и системного подходов в психологии. Хотя в литературе эти понятия употребляются иногда как син., более обоснованной представляется т. зр., в соответствии с которой Ц. п. является составной частью более общего системного подхода (см. Функционализм), исследующего не только целостность психологических систем, но и др. свойства и компоненты, а также занимается проблемами моделирования, проектирования и прогнозирования поведения данных систем и т. п. (Е. Е. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
851.13 кб

Целостный подход в педагогике духовности

Никитенко Светлана Николаевна
Рассматриваются возможности целостного подхода в исследовании проблем духовного воспитания, анализируется категория целостности в контексте педагогики духовности как особого направления в современной педагогической теории.
Читать PDF
4.17 мб

ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ: CОВРЕМЕННОЕ ВИДЕНИЕ

Юдин Владимир Владимирович
Приведены причины невостребованности ключевого в методологии педагогики целостного подхода при всей его фундаментальности и наличии достаточной теоретической базы, созданной ведущими исследователями педагогики с 70-х гг.
Читать PDF
383.63 кб

Между системностью и целостностью: типологический подход

Матросова Надежда Константиновна
В статье рассматривается взаимосвязь понятий «системность», «целостность», «тип». Дан краткий исторический обзор становления понятий системности и целостности и их современное теоретико-методологическое прочтение.
Читать PDF
262.16 кб

Гуманитарно-целостный подход в педагогическом исследовании*

Борытко Николай Михайлович
Обосновывается необходимость гуманитаризации научно-педагогических исследований, раскрываются отличия гуманитарного подхода от традиционного механистического, выявляются способы получения целостного представления о человеке в гума
Читать PDF
362.71 кб

Подход к проблеме целостности в рамках интегральной философии

Куценко Надежда Юрьевна
В статье обоснована необходимость построения интегральной философской теории, позволяющей в свете современного антропологического кризиса рассматривать человека в его целостности.
Читать PDF
84.08 кб

Духовное воспитание в контексте целостно-гуманитарного подхода

Соловцова И. А.
Статья посвящена проблеме разработки теории духовного воспитания на основе интеграции философского, богословского, психологического и педагогического знания, а также представлений о феномене духовного воспитания, сложившихся в рам
Читать PDF
294.71 кб

Об интеграции теорий и подходов к целостному познанию человека

Вяткин Бронислав Александрович, Щукин Марат Родионович
Цель исследования: через интеграцию теорий субьекта, индивидуальности и стиля к познанию человека обосновать, что стиль выступает как субъектная характеристика индивидуальности, а субъект представляет собой высший уровень интеграц
Читать PDF
2.48 мб

Реализация идей целостного подхода в педагогическом образовании

Корепанова Марина Васильевна
В условиях введения профессионального стандарта педагога актуально применение целостного подхода, исследуемого как механизм овладения будущими педагогами педагогической деятельностью.
Читать PDF
1.70 мб

Формирование математических понятий на основе целостного подхода

Солдаева Мария Владимировна
В данной статье рассматривается целостный подход (философский, психолого-педагогический и исторический аспекты) к обучению математике.
Читать PDF
270.31 кб

Исследование педагогического объекта с позиций целостного подхода

Стрелкова Л. С.
Читать PDF
2.57 мб

Стратегия целостного подхода в эстетическом развитии дошкольников

Дрень О. Е.
Читать PDF
232.62 кб

Целостный подход к обучению специалистов в сфере энергосбережения

Фролов Владимир Викторович, Косарев Павел Геннадьевич, Нурахов Нуржан Нурланович
Рассмотрены крупные образовательные проекты в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализованные и реализуемые на территории Российской Федерации, с точки зрения целостного подхода к реализации образова
Читать PDF
521.43 кб

Проблемы теории педагогических систем с позиций целостного подхода

Ильин Владимир Сергеевич
Читать PDF
315.17 кб

Проблемы теории педагогических систем с позиций целостного подхода

Ильин Владимир Сергеевич
В статье известного советского педагога-ученого, основателя Волгоградской научно-педагогической школы целостного подхода анализируются характеристики педагогических систем, а также их целостные свойства.
Читать PDF
319.50 кб

ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ЦЕЛОСТНОСТИ ГРУППЫ: ЕСТЬ ЛИ РЕАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ?

Агадуллина Елена Рафиковна, Ловаков Андрей Владимирович
Целостность это ключевое понятие для понимания процессов восприятия социальной группы, однако вопрос его операционализации остается открытым.

Похожие термины:

  • Целостный подход к человеку

    в клинической психологии) — рассмотрение клиента как существа природного (телесного) и как социального индивидуума (принадлежащего той или иной культуре, обществу) и субъекта психической, духовн