Целостный подход к человеку

Предыдущий термин:
ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД

Следующий термин:
Целый и частичный

Содержание:

Найдено 1 определение:

Целостный подход к человеку

в клинической психологии) — рассмотрение клиента как существа природного (телесного) и как социального индивидуума (принадлежащего той или иной культуре, обществу) и субъекта психической, духовной (творческой и сознательной) деятельности. Каждый человек в единстве этих сфер обладает уникальной неповторимостью. Феномен человека определяется его многогранностью, сложной организацией как природного явления, социального и душевно-духовного образования. Разумность, свобода воли, способность к творчеству, использование речи, ориентированность не только на потребности, но и на ценности и смыслы — выделяют человека из животного мира. Человек — существо рефлексивное и активное, постоянно использует при организации своего поведения знания о себе. Поэтому в отношении его не подходит только инженерная установка (овладеть, подчинить) или естественнонаучная (изучить механизмы функционирования). При изучении человека необходимо исследовать и взаимоотношения, процесс взаимодействия с ним, поскольку он не "объект" изучения, а активный его соучастник. Базисным для процесса психологической помощи клиенту является диалог с ним. Клинический психолог активно использует данные естественных наук о биологической организации и функционировании организма (генотипические особенности психики, поведения, которые определяются наследственно, зависят от анатомии и физиологии), а также данные общественных наук о законах общественного развития (зависимость психики, поведения человека от его места в обществе, социальной роли, вида деятельности, в которой участвует, от его взаимоотношений с другими людьми). В последние годы все чаще говорят и о духовном измерении психики. Духовность — (с точки зрения материализма) это высший уровень развития и саморегуляции личности. Основными мотивационно-смысловыми регуляторами жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Один из основателей западной философии Платон в сформулированной им триаде высших ценностей назвал истину, красоту и добро. Согласно А. Маслоу, духовность связана с такими высшими бытийными ценностями как истина, добро, красота, единство противоположностей, совершенство, простота и т. д. и пиковыми переживаниями, характерными для самоактуализирующейся личности. В. Франкл рассматривает духовность как высшее смысловое измерение человека, надстраивающееся над телесными и душевными (психическими) измерениями. Надиндивидуальные желания еще называют "высшими побуждениями" или "метамотивами". Игнорирование метамотивов лишает человека чего-то жизненно необходимого для его благополучия, приводит к задержке в развитии, может вызвать "метапатологии". А. Маслоу, изучая на период обследования телесно здоровых людей, обнаружил десятки специфических метапатологий (нигилизм, ощущение бессмысленности жизни, цинизм, недоверие к другим людям, чувство отчуждения от окружающего мира, безнадежное отношение к будущему, др.). Поскольку человек является сложной многоуровневой системой, то существует иерархия этих уровней, взаимосвязь которых активно изучается. Так, культурно-историческая концепция развития психики (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия) доказала, что натуральные (биологические) функции человека, прижизненно превращаясь в собственно человеческие, культурно детерминированные, радикально меняются (трансформация биологически детерминированной функции в культурно детерминированную осуществляется, в частности, через знаково-символическое опосредствование). Эмпирические исследования, выполненные в рамках этой концепции, доказали, что психическую систему можно рассматривать как надсистему по отношению к биологической подсистеме. Профессиональная работа клинического психолога включается в комплексную помощь человеку. Слово "исцеление" и слово "целый" происходят из одного корня; быть исцеленным — означает быть целым, когда ничего не недостает. Парацельс говорил: "Пока мы не познаем состояние нашей гармонии, мы, в лучшем случае, можем освободить вас от вашей болезни, потому, что ваша внутренняя гармония является источником вашего здоровья".
Оцените определение:

Источник: Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой. Психологический лексикон

Найдено научных статей по теме — 12

Целостный подход к человеку. Рец. на учебник: Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Человекознание: самореализац

Ксенофонтов Валентин Иванович
Скачать PDF

Системный подход к изучению психологического феномена профессионализма человека

Под профессионализмом понимается особое свойство человека систематически, эффективно и надежно выполнять сложную профессиональную деятельность с заданными показателями качества. В статье обосновывается психологический феномен профессионализма как объект системного исследования. Индивидуальный профессионализм анализируется как свойство, как состояние и как процесс становления специалиста. Формулируются функции и критерии профессионализма. Показано, что при изучении профессионализма целесообразно опираться на принципы теории систем: функциональный, морфологический и информационный.
Скачать PDF

Об одном подходе к изучению влияния виртуальной реальности на человека-оператора

Непомнящий В.А.
Скачать PDF

Онтологическая многогранность человека и форм его бытия как основание антропологического подхода в п

Котова И.Б.
Скачать PDF

Стратегии совладания со стрессом и соматическое здоровье человека: теоретические подходы и эмпиричес

Трифонова Елена Александровна
В статье рассматриваются современные теоретические подходы к проблеме совладания со стрессом и его эмпирические исследования в связи с риском развития соматических заболеваний, а также качеством жизни и медицинским прогнозом у лиц с диагностированными соматическими расстройствами.
Скачать PDF

Образовательный процесс в контексте синергетического подхода к проблеме человека

Герасимов В.П.
В статье предпринята попытка проанализировать содержательные характеристики образовательной среды с психосинергетических позиций и представить ее как «приглашающую силу», дающую субъекту возможность реализовать свободу выбора своего жизненного пути. Определено, что мотивационные отношения ученика к школе, учителю, учению могут быть обусловлены степенью удовлетворения социальных потребностей в их Я-соотнесенности в процессе самоактуализации и самореализации и степенью открытости отношений в связке «учитель ученик», осуществляемых как диалог культур или диалог индивидуальностей.
Скачать PDF

Особенности восприятия психологических характеристик человека по его лицу: дифференциальный подход

Артемцева Наталия Георгиевна, Ильясов Ислам Имранович
В статье излагаются результаты исследования влияния лицевой асимметрии на восприятие ряда личностных характеристик человека, в том числе рациональности и иррациональности в познании. Показано, что при восприятии вертикально разделенных (по линии носа) изображений лица воспринимаемые психологические характеристики по каждой из половин частично различаются. При этом рациональность или иррациональность в познании воспринимается по любой половине лица - правой или левой.
Скачать PDF

Психосемантический подход к личностному саморазвитию человека

Низовских Нина Аркадьевна
Обосновывается применение психосемантического подхода к личностному саморазвитию человека. Приводится случай исследования ценностно-мотивационных ориентаций личности психосемантическим методом атрибуции мотивов жизненным принципам.
Скачать PDF

Структурно-интегративный подход к анализу функциональных состояний человека

Леонова А. Б.
Скачать PDF

Человек с ограниченными возможностями здоровья: психосинергетический подход к проблеме развития личн

Калашникова Светлана Анатольевна
В статье проблемы развития человека с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) рассмотрены с точки зрения психосинергетического подхода как варианта системного исследовательского подхода. Развитие личности в условиях ограниченных возможностей здоровья представлено как процесс и результат взаимодействия между компонентами системы «человек – жизненная среда». «Человек», как компонент этой системы, в контексте анализируемой проблемы представляется разными категориями лиц с ОВЗ. «Жизненная среда», как компонент системы, рассматривается как комплекс биологических и социально-психологических условий развития людей с ОВЗ. Для содержательной характеристики данного комплекса вводится понятие «особые условия развития», которое трактуется как специфический динамический комплекс условий жизненной среды (биологического и социального характера) и психофизиологических характеристик человека, складывающийся при непрерывном взаимодействии в системе «человек – жизненная среда», требующий повышенного уровня затрат ресурсов личности для социальной адаптации, развития и самореализации.
Скачать PDF

Роль социокультурного подхода в формировании здоровья человека

Ковалевская Алла Федоровна
В статье рассмотрены несколько подходов, которые затрагивают проблематику здоровья человека, и обозначены важные изменения, произошедшие в восприятии здоровья и отношения к нему в российском обществе, как на общественном, так и индивидуальном уровне. При анализе здоровья важно оценивать его с позиции социокультурного подхода, так как учет социокультурных компонентов в здоровье человека позволяет формировать самосохранительные формы поведения у населения, но в целом проблема здоровья должна решаться в русле комплексного (системного) подхода.
Скачать PDF

Исследование ресоциализации пожилого человека с позиций акмеологического подхода

Понежа Галина Александровна
Предпринята попытка рассмотрения возможностей психометрического, социально-психологи-ческого и акмеологического подходов к исследованию ресоциализации пожилого человека. Дается характеристика личности на поздних этапах онтогенеза. Определяются теоретические перспективы на изучение, понимание процесса старения личности пожилых людей. Предлагается содержание возможных путей исследования ресоциализации пожилого человека с позиций акмеологического подхода.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: