Целостный подход к человеку

Найдено 1 определение
Целостный подход к человеку
в клинической психологии) — рассмотрение клиента как существа природного (телесного) и как социального индивидуума (принадлежащего той или иной культуре, обществу) и субъекта психической, духовной (творческой и сознательной) деятельности. Каждый человек в единстве этих сфер обладает уникальной неповторимостью. Феномен человека определяется его многогранностью, сложной организацией как природного явления, социального и душевно-духовного образования. Разумность, свобода воли, способность к творчеству, использование речи, ориентированность не только на потребности, но и на ценности и смыслы — выделяют человека из животного мира. Человек — существо рефлексивное и активное, постоянно использует при организации своего поведения знания о себе. Поэтому в отношении его не подходит только инженерная установка (овладеть, подчинить) или естественнонаучная (изучить механизмы функционирования). При изучении человека необходимо исследовать и взаимоотношения, процесс взаимодействия с ним, поскольку он не "объект" изучения, а активный его соучастник. Базисным для процесса психологической помощи клиенту является диалог с ним. Клинический психолог активно использует данные естественных наук о биологической организации и функционировании организма (генотипические особенности психики, поведения, которые определяются наследственно, зависят от анатомии и физиологии), а также данные общественных наук о законах общественного развития (зависимость психики, поведения человека от его места в обществе, социальной роли, вида деятельности, в которой участвует, от его взаимоотношений с другими людьми). В последние годы все чаще говорят и о духовном измерении психики. Духовность — (с точки зрения материализма) это высший уровень развития и саморегуляции личности. Основными мотивационно-смысловыми регуляторами жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Один из основателей западной философии Платон в сформулированной им триаде высших ценностей назвал истину, красоту и добро. Согласно А. Маслоу, духовность связана с такими высшими бытийными ценностями как истина, добро, красота, единство противоположностей, совершенство, простота и т. д. и пиковыми переживаниями, характерными для самоактуализирующейся личности. В. Франкл рассматривает духовность как высшее смысловое измерение человека, надстраивающееся над телесными и душевными (психическими) измерениями. Надиндивидуальные желания еще называют "высшими побуждениями" или "метамотивами". Игнорирование метамотивов лишает человека чего-то жизненно необходимого для его благополучия, приводит к задержке в развитии, может вызвать "метапатологии". А. Маслоу, изучая на период обследования телесно здоровых людей, обнаружил десятки специфических метапатологий (нигилизм, ощущение бессмысленности жизни, цинизм, недоверие к другим людям, чувство отчуждения от окружающего мира, безнадежное отношение к будущему, др.). Поскольку человек является сложной многоуровневой системой, то существует иерархия этих уровней, взаимосвязь которых активно изучается. Так, культурно-историческая концепция развития психики (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия) доказала, что натуральные (биологические) функции человека, прижизненно превращаясь в собственно человеческие, культурно детерминированные, радикально меняются (трансформация биологически детерминированной функции в культурно детерминированную осуществляется, в частности, через знаково-символическое опосредствование). Эмпирические исследования, выполненные в рамках этой концепции, доказали, что психическую систему можно рассматривать как надсистему по отношению к биологической подсистеме. Профессиональная работа клинического психолога включается в комплексную помощь человеку. Слово "исцеление" и слово "целый" происходят из одного корня; быть исцеленным — означает быть целым, когда ничего не недостает. Парацельс говорил: "Пока мы не познаем состояние нашей гармонии, мы, в лучшем случае, можем освободить вас от вашей болезни, потому, что ваша внутренняя гармония является источником вашего здоровья".

Источник: Клиническая психология. Словарь

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
294.71 кб

Об интеграции теорий и подходов к целостному познанию человека

Вяткин Бронислав Александрович, Щукин Марат Родионович
Цель исследования: через интеграцию теорий субьекта, индивидуальности и стиля к познанию человека обосновать, что стиль выступает как субъектная характеристика индивидуальности, а субъект представляет собой высший уровень интеграц
Читать PDF
179.64 кб

Целостный подход к здоровью человека, как актуальная исследовательская проблема

Галузо Н. А.
Проблема индивидуального здоровья в условиях резкого изменения социально-экономического уклада, нарастающего экологического напряжения, является одной из самых сложных и актуальных.
Читать PDF
220.68 кб

Homo holistic или integrity of human’s body: разница подходов в восприятии целостности бытия человек

Пеннер Регина Владимировна
Предметом статьи стала проблема целостности бытия человека. Автор статьи рассматривает заявленную проблему, изучая тематику публикаций из базы данных Scopus и содержание отдельных работ.
Читать PDF
100.33 кб

Целостный подход к человеку. Рец. на учебник: Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Человекознание: самореализац

Ксенофонтов Валентин Иванович