ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

Предыдущий термин:
ЦЕЛОСТНОСТЬ

Следующий термин:
Целостность личности

Содержание:

Найдено 6 определений термина ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

свойство восприятия. Характеризуется тем, что отдельные признаки какого-либо объекта, которые актуально не воспринимаются, все же оказываются интегрированными в целостный образ этого объекта. Этот эффект основан на вероятностном прогнозировании динамики объекта окружающего мира.

Оцените определение:

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа.

Источник: Краткий словарь психологических терминов

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

англ. wholeness of perception) - свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не м. б. наблюдаемы (напр., тыльная часть предмета).

Проблема Ц. в. впервые была отчетливо сформулирована и экспериментально исследована геш-тальт-психологами - М. Вертгеймером, В. Келером и др. Однако в гештальт-психологии Ц. в. понималось как изначальное свойство, определяемое имманентными законами сознания.

Отечественная психология рассматривает Ц. в. как отражение целостности, присущей воспринимаемому миру объективно. Образ, формирующийся у человека в процессе отражения действительности, обладает высокой избыточностью признаков. Это значит, что некоторая совокупность компонентов образа содержит информацию не только о самой себе, но и о др. компонентах, а также образе в целом. Так, человек, который по условиям восприятия мог наблюдать только голову и плечи прохожего, воспринимает положение рук, туловища, ног прохожего и даже характер его походки. Степень отчетливости этого амодального восприятия зависит от вероятности предвосхищения отсутствующих в данный момент частей объекта, что определяется в процессе формирования образа.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Целостность восприятия

Категория. Характеристика восприятия.

Специфика. Отдельные признаки какого-либо объекта, которые актуально не воспринимаются, все же оказываются интегрированными в целостный образ восприятия этого объекта. Этот эффект основан на вероятностном прогнозировании динамики объекта окружающего мира.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ

свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы (напр., тыльная сторона предмета)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

особенность восприятия, заключающаяся в отражении объектов в совокупности их свойств при непосредственном воздействии на органы чувств; формируется в предметной деятельности человека с момента его рождения. Ц. в. не является простой суммой мгновенных ощущений, а обусловлена взаимосвязью и взаимозависимостью различных ощущений, благодаря которым формируется целостный образ предмета. Последний складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде ощущений различных модальностей. Даже в том случае, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта, вследствие привлечения знаний, накопленных в жизненном опыте, возникает единый сложный образ. Особенно легко ассоциируются зрительные, двигательные и осязательные ощущения.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Восприятие целостности рабочей группы и организации как Предикторы гражданственного поведения в орга

Климов Алексей А.
В исследованиях психологической связи индивида и организации чаще всего используют такие конструкты, как «приверженность» и «идентификация». Воспринимаемая целостность социальной группы в организационном контексте изучается значительно реже. Задача статьи — восполнить этот пробел. Исследование проводилось в 2013 г. на крупном заводе в г. Вологде. Выборку составили работники (N = 124) из 21 рабочей группы, в возрасте от 19 до 62 лет, среди которых 76% мужчин, проработавших на этом предприятии в среднем 9 лет. Батарея методик включала инструменты для диагностики: воспринимаемой целостности рабочей группы и организации; идентификации с рабочей группой и организацией; гражданственного поведения в организации. Предполагалось, что работник стремится действовать на благо той группы (рабочей группы или организации в целом), с которой он чувствует психологическую связь, а следствием этого будет возникновение гражданственного поведения, которое выгодно как для работника, так и для организации. Оказалось, что целостность рабочей группы оценивается респондентами значительно выше целостности организации. Целостность рабочей группы предсказывает идентификацию с организацией в целом (R2 = 0.07, p < 0.01) и с рабочей группой (R2 = 0.18, p < 0.01), но не гражданственное поведение в организации. Значимые связи гражданственного поведения и организационной идентификации оказались недостаточно сильными. Единственным надежным предиктором оказалась эмоциональная идентификация с организацией, которая предсказывает до 3% дисперсии итогового показателя гражданственного поведения в организации. Связей гражданственного поведения и идентификации с рабочей группой на статистически значимом уровне не обнаружено. Компоненты идентификации с рабочей группой предсказывают только некоторые частные формы гражданственного поведения, например, «самостереотипизация» в рабочей группе негативно связана с «совершенствованием выполнения».
Скачать PDF

Особенности самооценки детей 6-8 лет с различным восприятием эмоциональных ситуаций

Буркова Светлана Алексеевна
Цель работы исследование самооценки первоклассников с различным восприятием эмоциональной информации. Мы предположили, что специфика ее восприятия будет оказывать влияние на формирование самооценки младших школьников. Анализ результатов выявил ряд особенностей, в том числе наличие сильной дифференциации частной и общей самооценок у детей с сильным искажением восприятия эмоциональной информации.
Скачать PDF

Проблема восприятия времени: итоги и перспективы исследований

Бушов Ю. В.
В статье обсуждаются некоторые итоги и перспективы дальнейших исследований индивидуальных особенностей и механизмов восприятия времени в Томском государственном университете. В частности, показано, что восприятие времени является системным процессом, в котором можно выделить пять последовательных этапов, отчетливо проявляющихся в динамике связанных с событиями потенциалов мозга (ССПМ) и корковых взаимодействий. Характер этих взаимодействий существенно зависит от исходного состояния и индивидуальных особенностей человека. Между характеристиками восприятия времени и уровнями корковых взаимодействий имеются статистически достоверные связи, характер которых зависит от этапа выполняемой перцептивной задачи.
Скачать PDF

Методика комплексного экспериментального исследования процессов восприятия и переработки вибротактил

Статников И.Н., Фирсов Г.И.
Скачать PDF

Особенности восприятия субъективного времени военнослужащими по призыву

Бородина В.Н.
В статье рассматриваются особенности восприятия субъективного времени военнослужащими по призыву. Анализируется содержание факторов семантического дифференциала времени, особенности восприятия трех моментов времени, какая из временных категорий (настоящее, прошлое и будущее) является наиболее актуализированной у военнослужащих каждого периода службы. Показаны различия восприятия времени у военнослужащих по периодам службы. Представлена степень расхождения психологического и хронологического возраста военнослужащего в аспекте целостной жизненной перспективы.
Скачать PDF

Некоторые аспекты восприятия иностранных текстов в психологии чтения

Полякова С. В.
В статье дается анализ современных работ по предложенной теме с целью конкретизации проблемы восприятия иностранного текста в контексте читательской парадигмы. Рассматриваются традиционные психологические модели чтения и «модифицированные интерактивные модели» обработки информации; виды чтения в зависимости от цели реципиента; различные стратегии изучения иноязычного текста.
Скачать PDF

Возрастно-половые особенности восприятия школьниками агрессивности одноклассников

Жарновецкая Н.Ю.
Скачать PDF

Межличностное восприятие как условие самопознания личности и ее готовности к эффективному социальном

Чалых Н.А.
Анализируется феномен межличностного восприятия как одного из условий эффективного общения и деятельности. Устанавливается связь межличностного восприятия с самопознанием и готовностью личности к социальному и профессиональному самовыражению.
Скачать PDF

Информирование и оповещение населения: некоторые закономерности восприятия информационных сообщений

Дурнев Р.А., Скубак Н.Ю.
В статье рассмотрена аналогия между рекламной деятельностью с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий и деятельностью по информированию и оповещению населения в области безопасности жизнедеятельности. Приведены некоторые закономерности восприятия информационных сообщений. Учет этих закономерностей позволит научно обоснованно проектировать и реализовывать информационно-телекоммуникационные технологии информирования и оповещения населения.
Скачать PDF

Особенности восприятия экологического риска подростками

Алешина Н. А.
Статья раскрывает особенности восприятия подростками факторов экологического риска как элемента принятия решений в экологическом поведении. Дается характеристика основных психолого-педагогических условий, способствующих осознанию роли экологического риска в принятии решений.The article considers the ecological risk as a psychological problem. The author defines different factors of risk, which influence adolescents' behavior. She also characterises the main psychological and pedagogical conditions contributing to realisation of the ecological risk's role in decision-making.
Скачать PDF

Особенности семантики восприятия образа будущей профессии студентами-экономистами первого курса

Белых Н.А., Белых В.А.
Скачать PDF

Особенности креативности детей 7 лет с адекватным и неадекватным восприятием эмоционально значимых с

Окольничникова Н.А.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!