ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ это что такое ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ: определение — Психология.НЭС
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ

Найдено 1 определение:

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ

Относящийся к тому, что имеет цель или может рассматриваться как направляемое целью. См. телеология.

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Найдено рефератов по теме ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Целенаправленное развитие детей старшего дошкольного возраста с недостаточной сформированностью высш

Сорокина Л.И.
В работе описана система психолого-педагогического сопровождения детей в условиях адаптивной школы. В результате проведения нейропсихологической диагностики выделены ряд проб, выполнение которых вызывает затруднения у детей старших и подготовительных групп. На основе полученных данных разработана и успешно реализуется коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста. Приведены среднегрупповые показатели динамики развития высших психических функций детей в результате проведения цикла занятий.
Скачать PDF

Принцип совместного синтеза в целенаправленных процессах

Родина О.Н., Прудков П.Н.
Скачать PDF

Информационные аспекты саморегуляции целенаправленного поведения человека в системе принципов равных

Ивашев С.П.
Статья посвящена исследованию системной организации целенаправленного поведения человека. Показано, что одним из ключей доступа к пониманию механизмов адаптации человека к различным условиям окружающей действительности может стать исследование функции согласования законов равных и встречных возможностей. Эта функция может быть представлена уровнем избыточности регуляторных процессов. Информационная природа этого показателя открывает широкие возможности его применения в медицине и смежных областях науки для диагностики функционального статуса мыслительной деятельности.
Скачать PDF

Арт-терапия как эффективный метод целенаправленной фасилитации конструктивного развития личности в п

Наумова В. А., Глозман Ж. М.
В статье обсуждается вопрос об эффективности использования арт-терапевтических методов фасилитации творческой активности как условия конструктивного развития на этапе поздней зрелости. Учитывая достоинства и особенности арт-терапии в геронтопсихологической практике, авторы разработали арт-терапевтическую программу и предположили, что заложенное в ней постепенное усложнение и обогащение арт-терапевтических занятий должно привести к раскрытию творческого потенциала и прогрессивному развитию личности участников этих занятий. Исследование проводилось с 80 респондентами в возрасте 57—80 лет. Анализ результатов показал, что при использовании арт-терапевтических методов отмечается актуализация новых позитивных личностных смыслов жизни и деятельности, происходит гармонизация психофизического самочувствия, повышается уровень самовосприятия, создаются условия для актуализации жизненного опыта.
Скачать PDF

Ценностное отношение в структуре целенаправленной научно-исследовательской деятельности студентов со

Демченко Зинаида Алексеевна
В статье представлен генезис феномена «ценностное отношение» в структуре целенаправленной научно-исследовательской деятельности студентов современного вуза; показаны особенности, логика и тенденции развития ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности как системообразующей ключевой ценности; представлена сущностная составляющая ценностного отношения и др.
Скачать PDF

Целенаправленное воздействие на ребенка в семье

Прохорова Оксана Германовна
Данная статья посвящена влиянию на ребенка родительского воспитания, что оказывает существенное воздействие на характер и поведение ребенка, классификации типов семейных отношений и типологии детских характеров, формированию определенного типа детско-родительских отношений.
Скачать PDF

Проблема изучения социально-психологической целенаправленности личности как системообразующего факто

Нозикова Наталья Валентиновна
Рассмотрена проблема изучения предложенного условного концепта социально-психологической целенаправленности как системообразующего фактора интегральных свойств семьи. На первом этапе исследования изучена семейная и материнская направленность личности девушек 15-22 лет, сформированная под влиянием социально-демографических факторов и устойчивых динамических особенностей личности. На втором этапе исследования определена методология метасистемного подхода для выявления взаимосвязи характеристик социально-психологической целенаправленности (экстраверсии, нейротизма, интернальности, интеллекта, мотивационной и ценностной сфер личности) и интегральных социально-психологических особенностей семьи. В онтологическом плане предполагается рассмотреть социально-психологическую акропетальность как систему со «встроенным» метасистемным уровнем. В структурном плане выполнена структурно-уровневая дифференциация психосемантических образований терминологии семейной сферы. В функциональном плане предполагается изучение осознаваемых и неосознаваемых комплексов психосемантических составляющих, а также их временнáя психосемантическая система. В генетическом плане исследования рассмотрены виды деятельности, опосредующие метасистемогенез социально-психологической целенаправленности. В интегративном плане исследованы психосемантические категории, определяющие качественную зрелость социально-психологической целенаправленности в сознании человека как системообразующего уровня интегральных качеств семьи.
Скачать PDF

Риск как самостоятельный компонент системной организации целенаправленной деятельности субъекта

Власенко Р.Я., Лосева Т.Н.
В статье обсуждаются различные теоретические подходы в изучении рискового поведения, а также предпринимается попытка рассмотреть феномен риска с позиций общей теории функциональных систем академика П.К. Анохина. Приведены теоретические положения, доказывающие возможную аддиктивную природу активности, связанной с риском. Предполагается, что готовность к риску представляет собой особое специфическое мотивационное состояние, в условиях неопределенности интегрированное в функциональную систему. Риск рассматривается как самостоятельный компонент системной организации целенаправленного поведения субъекта.
Скачать PDF

Индивидуальные достоинства как основания осмысленности и целенаправленности в самоорганизации деятел

Литвина Светлана Алексеевна
Анализируется проблема самоорганизации деятельности, проявляющейся в особенностях восприятия и использования человеком времени в рамках своей жизни. Изложены результаты эмпирического исследования роли добродетелей характера, индивидуальных достоинств человека в развитии осмысленности и целенаправленности его деятельности. Исследование реализовано в русле позитивной психологии, опирается на представления о ценностях как базисных основаниях того или иного способа поведения человека. Исследование проведено в 2013-2014 гг. на выборке жителей четырех городов сибирского региона России с использованием «Анкеты 24 добродетели», разработанной Е.Н. Осиным на основе опросника «Профиль личностных достоинств» Values-In-Action К. Петерсона и М. Селигмана. Представлены результаты кластерного и корреляционного анализа, позволяющие выделить содержательно отличные группы индивидуальных достоинств в выборке и установить их взаимосвязи с параметрами самоорганизации деятельности.
Скачать PDF

Модель структурной и функциональной организации психосемантической системы семейной целенаправленнос

Нозикова Наталья Валентиновна
На основе эмпирического исследования представлена модель структурной и функциональной организации семейной психосемантической целостности. Гипотеза работы предполагает, что теоретическая модель анализа психосемантической целостности позволит выявить принципы структурной и функциональной организации психосемантической системы семейной целенаправленности. Выборку составили: девушки и юноши 15-18 лет, учащиеся средних школ; женщины и мужчины 20-44 лет, состоящие в браке и воспитывающие детей. Применялась компьютерная программа Osgood модифицированного варианта методики семантического дифференциала И. Л. Соломина. Выполнена модификация принципа формирования списка понятий для оценки испытуемыми методики семантического дифференциала. В соответствии с целью исследования подобраны: 1) категории понятий, относящихся к семейной жизни (люди и группы, события, виды деятельности и идеальные представления); 2) понятия-маркеры, определяющие базовые ценности, этапы жизненного пути, людей, группы людей и отношения к ним, гендерные понятия, занятия и виды деятельности, эмоциональные переживания и события. Общие принципы психосемантического анализа и полученные нами результаты исследования психосемантической целостности позволили предложить теоретическую модель структурного и функционального анализа психосемантической системы. На ее основе выполнен сравнительный анализ психосемантической системы в зависимости от факторов пола, возраста и семейного состояния респондентов. Это позволило сформулировать следующие принципы организации модели психосемантической системы семейной целенаправленности: 1) принцип семантического критерия организации целостности; 2) принцип структурной организации, предполагающий анализ структурных и качественных характеристик целостности, субсистемных кластеров понятий, выполняющих специфические функциональные задачи, и компонентов-понятий рассматриваемой сферы жизни; 3) принцип функциональной целенаправленности, обусловленный доминирующими ценностями в зависимости от факторов пола, возраста и семейного состояния; 4) принцип функциональной организации психосемантической целостности. Полученные данные будут востребованы в практике семейной психологии.
Скачать PDF

Доминирующие ценности семейной целенаправленности

Нозикова Наталья Валентиновна
Представлены результаты эмпирического исследования доминирующих ценностей семейной целенаправленности. Гипотеза предполагает динамику смыслообразующих ценностей семейной целенаправленности в зависимости от индивидуально-психологических качеств, пола и возраста. Выборку составили 102 девушки и 107 юношей 15-18 лет (средний возраст 16.4 лет), учащиеся средних школ; 104 женщины в возрасте от 21 до 64 лет (средний возраст 37.2 лет), состоящие в браке и воспитывающие детей. Применялись методы исследования: 1) модифицированный вариант методики семантического дифференциала (СД) в пакете методик психосемантической диагностики мотивации (ПДМ), разработанном И. Л. Соломиным; 2) тест-опросник Г. Айзенка; 3) метод исследования уровня субъективного контроля (УСК), разработанный в НИИ им. В. М. Бехтерева. Компьютерная программа методики СД выполняет расчет средних значений по фактору ценности понятий для испытуемых, что позволяет их ранжировать и выявить доминирующие ценности в зависимости от индивидуально-психологических качеств, пола и возраста респондентов. Выявлено, что для девушек и юношей, обладающих качествами экстраверсии, стабильными нейротическими реакциями и интернальным локусом субъективного контроля, доминировали реальные ценности семейной жизни: «моя семья (моя будущая семья)», «мой будущий муж (моя будущая жена)» и «рождение ребенка». Для девушек и юношей, обладающих качествами интроверсии, высокими нейротическими реакциями и экстернальным локусом контроля, доминировали ценности представлений об идеальной матери и идеальной семье. Для женщин-экстравертов преобладала ценность представления о своем ребенке, в отличие от женщин с иными индивидуально-личностными качествами, рассмотренными в данном исследовании, предпочитающих эмоциональную ценность семейного события рождения ребенка. Результаты исследования будут востребованы в теории и практике семейной психологии по формированию и коррекции семейной социальнопсихологической целенаправленности.
Скачать PDF

Психофизиологические основы организации регуляции целенаправленной деятельности (обзор литературы)

Бердников Д.В., Апчел В.Я., Бобынцев И.И.
В обзоре литературы проанализированы основные подходы психофизиологических исследований регуляции целенаправленной деятельности и их развитие от изучения связи когнитивных процессов с преобладающими ритмами электрической активности головного мозга и проявлениями вегетативной нервной системы до выявления фазовых изменений фокусов мозговой активности. Обобщены данные о половых различиях психофизиологического обеспечения деятельности и показаны возможности её улучшения с помощью различных методов биологической обратной связи. Обращено внимание на тот факт, что при исследовании целенаправленной деятельности в большинстве случаев анализируется её организация, оцениваемая по параметру успешности, тогда как регуляция в настоящее время рассматривается как проявление и динамика различных физиологических процессов. В связи с этим предложено при изучении регуляции целенаправленной деятельности рассматривать ее как независимый от содержания, различный по сложности и неоднородности, длящийся во времени системно-информационный процесс организации активности человека. Предполагается, что данный процесс должен отражать некое состояние, иметь собственные индивидуальные характеристики и свойства, обеспечивающиеся нейрофизиологическими механизмами, изначальным уровнем энергетических ресурсов и связанные с индивидуальными особенностями управления информацией и расходования энергии. На основе данных об обучаемости и применении биологической обратной связи обосновано заключение о том, что сочетанная оценка успешности регуляции деятельности в условиях отсутствия или наличия внешней обратной связи позволяет адекватно оценивать адаптационные возможности, а также контролировать, прогнозировать и при необходимости корректировать функциональное состояние организма человека.
Скачать PDF