ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ МЕХАНИКА это что такое ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ МЕХАНИКА: определение — Психология.НЭС
ЦЕЛЕНА-ГЕЛЛЕРСТЕДТА СИНДРОМ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ МЕХАНИКА

Найдено 1 определение:

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ МЕХАНИКА

механика управляемого тела, предложенная Г. В. Кореневым для описания движений человека при больших отклонениях органа управления. Целенаправленная механика изучает целенаправленное движение тела или системы тел, следующих воле человека. Поэтому, в отличие от классической механики, в Ц. м. кроме трех законов Ньютона используется еще понятие цели движения, поставленной заранее человеком. Цель является доминирующим понятием в Ц. м., поскольку движением управляют исключительно ради ее достижения (решения поставленной задачи). Методы Ц. м. были применены для описания движения тела человека и для построения антропоморфного роботаманипулятора, обладающего элементами искусственного интеллекта. При помощи данного метода построена также теория процесса письма, работы на пишущей машинке или кнопочном пульте управления, а также теория совместных движений зрительного аппарата и руки при выполнении различных задач. Для решения задач Ц. м. разработаны нелинейные модели движений тела человека и его отдельных органов. Однако практическая реализация этих моделей сопряжена со многими трудностями. Одна из них состоит в том, что модели оператора имеют много степеней свободы, что затрудняет составление уравнений движения и их решение. Другая трудность обусловлена недостатком данных по анатомии и динамической антропометрии мускульного аппарата человека. Преодоление этих трудностей создает большие возможности для адекватного описания двигательных функций человека.

Оцените определение:

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Найдено рефератов по теме ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ МЕХАНИКА — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Целенаправленное развитие детей старшего дошкольного возраста с недостаточной сформированностью высш

Сорокина Л.И.
В работе описана система психолого-педагогического сопровождения детей в условиях адаптивной школы. В результате проведения нейропсихологической диагностики выделены ряд проб, выполнение которых вызывает затруднения у детей старших и подготовительных групп. На основе полученных данных разработана и успешно реализуется коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста. Приведены среднегрупповые показатели динамики развития высших психических функций детей в результате проведения цикла занятий.
Скачать PDF

Принцип совместного синтеза в целенаправленных процессах

Родина О.Н., Прудков П.Н.
Скачать PDF

Информационные аспекты саморегуляции целенаправленного поведения человека в системе принципов равных

Ивашев С.П.
Статья посвящена исследованию системной организации целенаправленного поведения человека. Показано, что одним из ключей доступа к пониманию механизмов адаптации человека к различным условиям окружающей действительности может стать исследование функции согласования законов равных и встречных возможностей. Эта функция может быть представлена уровнем избыточности регуляторных процессов. Информационная природа этого показателя открывает широкие возможности его применения в медицине и смежных областях науки для диагностики функционального статуса мыслительной деятельности.
Скачать PDF

Арт-терапия как эффективный метод целенаправленной фасилитации конструктивного развития личности в п

Наумова В. А., Глозман Ж. М.
В статье обсуждается вопрос об эффективности использования арт-терапевтических методов фасилитации творческой активности как условия конструктивного развития на этапе поздней зрелости. Учитывая достоинства и особенности арт-терапии в геронтопсихологической практике, авторы разработали арт-терапевтическую программу и предположили, что заложенное в ней постепенное усложнение и обогащение арт-терапевтических занятий должно привести к раскрытию творческого потенциала и прогрессивному развитию личности участников этих занятий. Исследование проводилось с 80 респондентами в возрасте 57—80 лет. Анализ результатов показал, что при использовании арт-терапевтических методов отмечается актуализация новых позитивных личностных смыслов жизни и деятельности, происходит гармонизация психофизического самочувствия, повышается уровень самовосприятия, создаются условия для актуализации жизненного опыта.
Скачать PDF

Ценностное отношение в структуре целенаправленной научно-исследовательской деятельности студентов со

Демченко Зинаида Алексеевна
В статье представлен генезис феномена «ценностное отношение» в структуре целенаправленной научно-исследовательской деятельности студентов современного вуза; показаны особенности, логика и тенденции развития ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности как системообразующей ключевой ценности; представлена сущностная составляющая ценностного отношения и др.
Скачать PDF

Целенаправленное воздействие на ребенка в семье

Прохорова Оксана Германовна
Данная статья посвящена влиянию на ребенка родительского воспитания, что оказывает существенное воздействие на характер и поведение ребенка, классификации типов семейных отношений и типологии детских характеров, формированию определенного типа детско-родительских отношений.
Скачать PDF

Проблема изучения социально-психологической целенаправленности личности как системообразующего факто

Нозикова Наталья Валентиновна
Рассмотрена проблема изучения предложенного условного концепта социально-психологической целенаправленности как системообразующего фактора интегральных свойств семьи. На первом этапе исследования изучена семейная и материнская направленность личности девушек 15-22 лет, сформированная под влиянием социально-демографических факторов и устойчивых динамических особенностей личности. На втором этапе исследования определена методология метасистемного подхода для выявления взаимосвязи характеристик социально-психологической целенаправленности (экстраверсии, нейротизма, интернальности, интеллекта, мотивационной и ценностной сфер личности) и интегральных социально-психологических особенностей семьи. В онтологическом плане предполагается рассмотреть социально-психологическую акропетальность как систему со «встроенным» метасистемным уровнем. В структурном плане выполнена структурно-уровневая дифференциация психосемантических образований терминологии семейной сферы. В функциональном плане предполагается изучение осознаваемых и неосознаваемых комплексов психосемантических составляющих, а также их временнáя психосемантическая система. В генетическом плане исследования рассмотрены виды деятельности, опосредующие метасистемогенез социально-психологической целенаправленности. В интегративном плане исследованы психосемантические категории, определяющие качественную зрелость социально-психологической целенаправленности в сознании человека как системообразующего уровня интегральных качеств семьи.
Скачать PDF

Риск как самостоятельный компонент системной организации целенаправленной деятельности субъекта

Власенко Р.Я., Лосева Т.Н.
В статье обсуждаются различные теоретические подходы в изучении рискового поведения, а также предпринимается попытка рассмотреть феномен риска с позиций общей теории функциональных систем академика П.К. Анохина. Приведены теоретические положения, доказывающие возможную аддиктивную природу активности, связанной с риском. Предполагается, что готовность к риску представляет собой особое специфическое мотивационное состояние, в условиях неопределенности интегрированное в функциональную систему. Риск рассматривается как самостоятельный компонент системной организации целенаправленного поведения субъекта.
Скачать PDF

Индивидуальные достоинства как основания осмысленности и целенаправленности в самоорганизации деятел

Литвина Светлана Алексеевна
Анализируется проблема самоорганизации деятельности, проявляющейся в особенностях восприятия и использования человеком времени в рамках своей жизни. Изложены результаты эмпирического исследования роли добродетелей характера, индивидуальных достоинств человека в развитии осмысленности и целенаправленности его деятельности. Исследование реализовано в русле позитивной психологии, опирается на представления о ценностях как базисных основаниях того или иного способа поведения человека. Исследование проведено в 2013-2014 гг. на выборке жителей четырех городов сибирского региона России с использованием «Анкеты 24 добродетели», разработанной Е.Н. Осиным на основе опросника «Профиль личностных достоинств» Values-In-Action К. Петерсона и М. Селигмана. Представлены результаты кластерного и корреляционного анализа, позволяющие выделить содержательно отличные группы индивидуальных достоинств в выборке и установить их взаимосвязи с параметрами самоорганизации деятельности.
Скачать PDF

Модель структурной и функциональной организации психосемантической системы семейной целенаправленнос

Нозикова Наталья Валентиновна
На основе эмпирического исследования представлена модель структурной и функциональной организации семейной психосемантической целостности. Гипотеза работы предполагает, что теоретическая модель анализа психосемантической целостности позволит выявить принципы структурной и функциональной организации психосемантической системы семейной целенаправленности. Выборку составили: девушки и юноши 15-18 лет, учащиеся средних школ; женщины и мужчины 20-44 лет, состоящие в браке и воспитывающие детей. Применялась компьютерная программа Osgood модифицированного варианта методики семантического дифференциала И. Л. Соломина. Выполнена модификация принципа формирования списка понятий для оценки испытуемыми методики семантического дифференциала. В соответствии с целью исследования подобраны: 1) категории понятий, относящихся к семейной жизни (люди и группы, события, виды деятельности и идеальные представления); 2) понятия-маркеры, определяющие базовые ценности, этапы жизненного пути, людей, группы людей и отношения к ним, гендерные понятия, занятия и виды деятельности, эмоциональные переживания и события. Общие принципы психосемантического анализа и полученные нами результаты исследования психосемантической целостности позволили предложить теоретическую модель структурного и функционального анализа психосемантической системы. На ее основе выполнен сравнительный анализ психосемантической системы в зависимости от факторов пола, возраста и семейного состояния респондентов. Это позволило сформулировать следующие принципы организации модели психосемантической системы семейной целенаправленности: 1) принцип семантического критерия организации целостности; 2) принцип структурной организации, предполагающий анализ структурных и качественных характеристик целостности, субсистемных кластеров понятий, выполняющих специфические функциональные задачи, и компонентов-понятий рассматриваемой сферы жизни; 3) принцип функциональной целенаправленности, обусловленный доминирующими ценностями в зависимости от факторов пола, возраста и семейного состояния; 4) принцип функциональной организации психосемантической целостности. Полученные данные будут востребованы в практике семейной психологии.
Скачать PDF

Доминирующие ценности семейной целенаправленности

Нозикова Наталья Валентиновна
Представлены результаты эмпирического исследования доминирующих ценностей семейной целенаправленности. Гипотеза предполагает динамику смыслообразующих ценностей семейной целенаправленности в зависимости от индивидуально-психологических качеств, пола и возраста. Выборку составили 102 девушки и 107 юношей 15-18 лет (средний возраст 16.4 лет), учащиеся средних школ; 104 женщины в возрасте от 21 до 64 лет (средний возраст 37.2 лет), состоящие в браке и воспитывающие детей. Применялись методы исследования: 1) модифицированный вариант методики семантического дифференциала (СД) в пакете методик психосемантической диагностики мотивации (ПДМ), разработанном И. Л. Соломиным; 2) тест-опросник Г. Айзенка; 3) метод исследования уровня субъективного контроля (УСК), разработанный в НИИ им. В. М. Бехтерева. Компьютерная программа методики СД выполняет расчет средних значений по фактору ценности понятий для испытуемых, что позволяет их ранжировать и выявить доминирующие ценности в зависимости от индивидуально-психологических качеств, пола и возраста респондентов. Выявлено, что для девушек и юношей, обладающих качествами экстраверсии, стабильными нейротическими реакциями и интернальным локусом субъективного контроля, доминировали реальные ценности семейной жизни: «моя семья (моя будущая семья)», «мой будущий муж (моя будущая жена)» и «рождение ребенка». Для девушек и юношей, обладающих качествами интроверсии, высокими нейротическими реакциями и экстернальным локусом контроля, доминировали ценности представлений об идеальной матери и идеальной семье. Для женщин-экстравертов преобладала ценность представления о своем ребенке, в отличие от женщин с иными индивидуально-личностными качествами, рассмотренными в данном исследовании, предпочитающих эмоциональную ценность семейного события рождения ребенка. Результаты исследования будут востребованы в теории и практике семейной психологии по формированию и коррекции семейной социальнопсихологической целенаправленности.
Скачать PDF

Психофизиологические основы организации регуляции целенаправленной деятельности (обзор литературы)

Бердников Д.В., Апчел В.Я., Бобынцев И.И.
В обзоре литературы проанализированы основные подходы психофизиологических исследований регуляции целенаправленной деятельности и их развитие от изучения связи когнитивных процессов с преобладающими ритмами электрической активности головного мозга и проявлениями вегетативной нервной системы до выявления фазовых изменений фокусов мозговой активности. Обобщены данные о половых различиях психофизиологического обеспечения деятельности и показаны возможности её улучшения с помощью различных методов биологической обратной связи. Обращено внимание на тот факт, что при исследовании целенаправленной деятельности в большинстве случаев анализируется её организация, оцениваемая по параметру успешности, тогда как регуляция в настоящее время рассматривается как проявление и динамика различных физиологических процессов. В связи с этим предложено при изучении регуляции целенаправленной деятельности рассматривать ее как независимый от содержания, различный по сложности и неоднородности, длящийся во времени системно-информационный процесс организации активности человека. Предполагается, что данный процесс должен отражать некое состояние, иметь собственные индивидуальные характеристики и свойства, обеспечивающиеся нейрофизиологическими механизмами, изначальным уровнем энергетических ресурсов и связанные с индивидуальными особенностями управления информацией и расходования энергии. На основе данных об обучаемости и применении биологической обратной связи обосновано заключение о том, что сочетанная оценка успешности регуляции деятельности в условиях отсутствия или наличия внешней обратной связи позволяет адекватно оценивать адаптационные возможности, а также контролировать, прогнозировать и при необходимости корректировать функциональное состояние организма человека.
Скачать PDF