ЦЕЛЬ ВЛЕЧЕНИЯ

Найдено 1 определение:

ЦЕЛЬ ВЛЕЧЕНИЯ

INSTINCTUAL AIM) ОБЪЕКТ ВЛЕЧЕНИЯ (INSTINCTUAL OBJECT)

Гипотеза об эндогенных мотивационных силах (наряду с другими), обусловливающих поведение человека, была одним из наиболее ранних допущений Фрейда и в дальнейшем оставалось краеугольным камнем психоаналитической теории. Для обозначения этих источников мотивации Фрейд использовал немецкое слово Trieb. Из множества определений наиболее распространено следующее: '[Trieb]... представляется нам как понятие на границе психического и соматического, как физический репрезентант стимулов, исходящих изнутри организма и достигающих психики, кок мера требований к работе психики вследствие ее связи с телом'(Freud, 1915, с. 121-122).

Англоязычные читатели Фрейда были введены в некоторое заблуждение Стрейчи, решившим перевести слово'Trieb'как 'инстинкт'. Инстинкты, кок их определяют биологи и исследователи поведения, выступают в качестве мотивационных сил, всегда воплощающихся в виде специфического поведенческого паттерна. Напротив, фрейдовское понятие "Trieb'предполагает, что мотивационные силы могут действовать безотносительно к определенному способу проявления. Поскольку его определение касается психических репрезентаций (в сознательном, предсознательном или бессознательном) стимулов, порождаемых физиологическими процессами, оно не предполагает - в отличие от понятия инстинкт-специфического паттерна поведенческой реакции. По всей видимости, Фрейд имел в виду всю совокупность психических репрезентаций, которые могут быть связаны с донным соматическим процессом. В качестве определяющих характеристик он назвал источник, цель и объект. Следует сразу отметить, что по крайней мере одно из этих понятий, а именно 'объект', предполагает определенную степень дифференциации себя и объекта. В этом смысле инстинктивное влечение соотносится с проблемами развития и созревания. Понятие цель также предполагает ряд проблем. Поскольку существует возможность определения в терминах, соотносимых лишь с потребностью в разрядке соматического напряжения, многие авторы (Hartmann, Kris & Loewenstein, 1949) рассматривают действие над объектом как уже включенное в определение инстинктивного влечения. Другие авторы (например, Brenner, 1982), признавая врожденную природу инстинктивных влечений, считают, что их реализация возможна лишь при соответствующем преобразовании опытом. Третьи (Jocobson, 1964) допускают, что инстинктивные влечения являются продуктом развития. Фрейд допускал, что Triebe основаны на врожденных, генетически обусловленных потенциях организма. Это явилось одной из причин того, что Стрейчи и другие до него избрали для перевода термин 'инстинкт'. Термин 'инстинктивные влечения', подчеркивая биологический аспект понятия 'Trieb', позволяет избежать ловушки, связанной со словом 'инстинкт'. Новый термин был поддержан такими теоретиками, как Гартманн (1948) и Шур (1966).

Не было установлено, как можно определить ту врожденную данность, которая выступает в качестве генетически детерминированного субстрата (компонентов) инстинктивных влечений. Теоретические представления Фрейда претерпели значительную эволюцию. В итоге он пришел к разграничению двух основных тенденций, назвав одну из них либидо, или эросом, другую - агрессией, представления о которой он сформулировал в терминах влечения к смерти (танатос]. Либидо, или эрос, проявляется как в физиологических, так и в психических процессах, и направлено на синтез; оно присутствует также во всех позитивных аспектах человеческих взаимоотношений и является конструктивным элементом мотивации большей части человеческой активности. В более узком смысле либидо принято связывать с 'энергией', проявляющейся в эротических или сексуальных целях; в этом смысле либидо иногда обозначают как сексуальный инстинкт.

Положение о влечении к смерти является, пожалуй, наиболее спорным у Фрейда. Его остро критиковали как психоаналитики, так и другие теоретики; до сих пор оно остается крайне спекулятивным и не подтверждается биологическими исследованиями. Фрейд признавал и активно обсуждал тот факт, что влечение к смерти можно наблюдать лишь в агрессивных, деструктивных действиях, направленных либо на внешнюю среду, либо на себя. В настоящее время большинство психоаналитиков как в клинической практике, ток и в своих публикациях пользуются представлениями о либидинозных и агрессивных инстинктивных влечениях. Они также согласны в том, что инстинктивных влечений в чистом виде не существует. Поведение человека рассматривается кок отражение либидинозных и агрессивных побуждений (конфликтующих либо взаимодействующих), при преобразующем воздействии уже интернализированных регуляторных агентов (Сверх-Я), индивидуального самовосприятия и отношения к среде. Таким образом, проявление инстинктивных влечений всегда является объектом влияний индивидуальной истории развития и актуальных условий. Они подвергаются "слиянию' еще на ранних этапах жизни и "расслаиваются" в качестве регрессивных феноменов в особых ситуациях.

Оцените определение:

Источник: Психоаналитические термины и понятия Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. М.: Независимая фирма "Класс", 2000

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Цель, задачи, принципы и этапы социально-психологического изучения семьи

Иванова Любовь Константиновна
Обращается внимание на усиливающуюся роль семьи в трудных и быстро меняющихся социально-экономических условиях современной жизни, вызванные этим проблемы.
Читать PDF

Процесс трансформации педагогической цепи в субъективную цель студента

Гинзберг Э. А ., А. М. Рогова
This work developed a mechanism of formation for the pedagogical goal as the process of the interpenetration of students goals through the necessities providing his life activity m the future with the
Читать PDF

Этномузыкальная компетентность учителя музыки как приоритетная цель современного педагогического обр

Москвина И. В.
В статье обосновывается направленность современной подготовки учителя музыки на формирование этномузыкальной компетентности.
Читать PDF

Разработка понятия «Цель обучения» в педагогическом знании конца XIX начала XX в

Николаева Ирина Владимировна
В статье рассматриваются вопросы, относящиеся к разработке отечественными педагогами понятия цели обучения. Автор обосновывает взаимосвязь понятий «образование», «обучение» и «цели обучения».
Читать PDF

Разработка понятия «Цель обучения» в педагогическом знании конца XIX начала XX в

Николаева Ирина Владимировна
В статье рассматриваются вопросы, относящиеся к разработке отечественными педагогами понятия цели обучения. Автор обосновывает взаимосвязь понятий «образование», «обучение» и «цели обучения».
Читать PDF

Информационно-технологическая компетентность личности как цель и ценность современного высшего профе

Аниськин Владимир Николаевич, Ярыгин Анатолий Николаевич
В статье рассматриваются проблемы и пути формирования и развития информационнотехнологической компетентности специалистов, как необходимого компонента их общей профессиональной компетентности, являюще
Читать PDF

Информационно-технологическая компетентность личности как цель и ценность современного высшего профе

Аниськин Владимир Николаевич, Ярыгин Анатолий Николаевич
В статье рассматриваются проблемы и пути формирования и развития информационнотехнологической компетентности специалистов, как необходимого компонента их общей профессиональной компетентности, являюще
Читать PDF

Нужна ли всесторонне развития личность как цель образования в российском постиндустриальном обществе

Глебов Александр Александрович
Обосновывается социальная ценность всесторонне развитой личности как образовательной цели в постиндустриальный период в условиях качественного социально-экономического преобразования российского общес
Читать PDF

Нужна ли всесторонне развития личность как цель образования в российском постиндустриальном обществе

Глебов Александр Александрович
Обосновывается социальная ценность всесторонне развитой личности как образовательной цели в постиндустриальный период в условиях качественного социально-экономического преобразования российского общес
Читать PDF

Развитие качества человека как приоритетная цель образовательного процесса в вузе

Белова С.Н.
В статье обоснована актуальность проблемы моделирования качества человека, изучения культурных традиций в рефлексии качества человека и определения задач прогрессивного развития человека в единстве с
Читать PDF

Штабная культура как цель военно-профессиональной подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД Ро

Козорог Юрий Юрьевич
В статье автор раскрывает основные характеристики штабной культуры, определяет их истоки и намечает пути их научного изучения. Статья представляет интерес для широкого круга военных специалистов.
Читать PDF

Штабная культура как цель военно-профессиональной подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД Ро

Козорог Юрий Юрьевич
В статье автор раскрывает основные характеристики штабной культуры, определяет их истоки и намечает пути их научного изучения. Статья представляет интерес для широкого круга военных специалистов.

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!