БЮЛЕР КАРЛ
(1879-1963) - немецкий психолог Первоначально предложил доказательства необразного мышления. После первой мировой войны приступил к разработке проблемы развития психики, которое трактовал как прохождение трех стадий (инстинкта, навыка и интеллекта). В 1918 г. Б. опубликовал труд, который считается первой попыткой обширного изучения детской психологии.
Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.
БЮЛЕР КАРЛ
27.05.1879, Баден – 24.10.1963, Калифорния) — немецко–австрийский психолог. Первоначально работал Вюрцбургской психологической школе, где предложил доказательства безобразности мышления. После первой мировой войны приступил к разработке проблемы развития психики, которое трактовал как прохождение трех стадий (инстинкта, навыка и интеллекта). Также работал в области языкознания.
Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник
БЮЛЕР КАРЛ
Buhler, 1879-1963) - нем.-австрийский психолог. В 1-й период своего творчества входил в Вюрцбургскую школу, где ему принадлежит главная заслуга в доказательстве "безобразности" процесса мышления (см. Мышление без-образное). Во 2-й период творчества (после Первой мировой войны) разрабатывал проблемы эволюции психики, выдвинув концепцию 3 стадий развития (инстинкта, навыка и интеллекта), широко дискутировавшуюся затем в психологии. Из вестей своими работами в области языкознания, а также концепцией выхода из психологического кризиса ("Кризис психологии", 1927), в которой считал возможным интегрировать имевшиеся в то время 3 основные парадигмы в психологии: субъективно-интроспективную, бихевиористскую (объективную) и культурологическую (В. Дилыпей и др.). (Е. Е. Соколова.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
БЮЛЕР КАРЛ
(1879 —1963) — немецко-австрийский псих., примыкал к Вюрцбургской школе, где и разрабатывал методы экспериментального изучения менталитета, актов мышления; полагал, что к формам сознания следует отнести специфические, лишенные, однако, сенсорных импульсов, элементы-мысли; Б. выдвинул концепцию трех фаз развития; навыка, инстинкта, интеллекта; он исследовал также проблемы теории и психологии языка и вербальных актов; в осн. монографии «Кризис психологии»(1927), пытался синтезировать-объединить существующие в то время три основные направления в психологической науке — субъективно-интроспективную, бихевиористскую и культурологическую; Б. считал, что синтезация бихев. концепции поведения, интроспект. концепции мышления и культурологических иссл. психики индивида дает полную картину целостного представления о нем, о предикатах-нюансах его психики.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
Бюлер Карл
(1879–1963) – немецкоавстрийский психолог. Первоначально работал в Вюрцбургской психологической школе, где предложил доказательства безóбразности мышления. С 1938 г. в США разрабатывал проблемы развития психики, утверждал биологически заданное прохождение трех стадий (инстинкта, навыка и интеллекта). Работал и в области языкознания. Теория игры Б. есть дополнение теории игры К.Гросса, но акцент в анализе игры был смещен с операционного аспекта на мотивационный. Стремление к игре, к–рая заключается в повторении одних и тех же действий, может поддерживаться только положительными эмоциями, порождающимися самим процессом деятельности, и к–рые были названы им функциональным удовольствием. Выдвинул эвристическую теорию речи; усвоение речи ребенком – это цепь открытий: открывает воздействие звука на взрослого, название предметов, значение грамматических изменений слова. Особое значение Б. придавал рисованию. Рисунок – графический рассказ, обобщения на основе схемы. Мышление – акт творчества, инсайт, открытия ребенка. Осн. работы: «Духовное развитие ребенка», 1924; «Кризис психологии», 1927.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
БЮЛЕР КАРЛ
(Buhler Carl) (1879—1963)-немецко-австрийский психолог. Вместе с другими учеными представлял Вюрцбургскую школу мышления, пытаясь объединить ее с гештальт-психологией. Занимался изучением языка и речи. Активно отстаивал необходимость использования экспериментальных методов в психологии. Предложил концепцию стадий развития психики у человека и животных. Одним из первых обратился к обсуждению кризиса психологии, возникшего в начале ХХ в. В период кризиса отстаивал идею интеграции разных направлений в психологии. Б.К. трансформировал понятие ассоциации и пытался использовать понятия из области генетики, объясняя процесс психического развития. Интересуясь развитием творческого мышления, Б.К. обращал особое внимание на явление инсайта. С его именем связано создание так называемой эвристической теории речи. Согласно этой теории, развитие речи ребенка представляется как своеобразный процесс творчества. Таковым же Б.К. считал и мышление, обозначив акт внезапного обнаружения искомого решения задачи как «ага-переживание». Б.К. одним из первых детских психологов приступил к психологическому изучению детских рисунков, использовав для этого введенное им понятие «схема». Схема, по Б.К., является обобщенным образом предмета, по которому выполняется рисунок данного предмета. Характеризуя процесс психического развития ребенка Б.К. выделял в нем три стадии: инстинкт, дрессуру (образование условных рефлексов) и интеллект. При переходе от стадии к стадии интеллектуального развития имеет место и развитие эмоционально-мотивационной сферы ребенка, которое, в частности, проявляется в том, что удовольствие, получаемое от деятельности, смещается с ее конца на начало.
Соч.:Der krise der Psychologie. Jena: Fischer, 1927; Sprachtheorie. Jena: Fischer, 1934; Теория языка: репрезентативная функция языка. М., 2000. См. ага-переживание, ассоциация, Вюрцбургская школа мышления, гештальт-психология, инсайт, психика (развитие), психологической науки кризис, речи эвристическая теория, речь.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Бюлер (Buhler) Карл
(27.05.1879, Баден - 24.10.1963, Калифорния) - немецко-австрийский психолог.
Биография. Медицинское образование получил во Фрейбургском университете. В 1903 г. защитил диссертацию по теме "К учению о перенастройке органа зрения". В 1903-1904 гг. изучал философию в Страсбургском университете. В 1906 г. поступил на должность ассистента в Институт психологии в Вюрцбурге. Ученик О.Кюльпе. С 1909 г. работал в Бонне, с 1913 г. - в Мюнхенском университет, где занял должность экстраординарного профессора. В первую мировую войну был военным хирургом на западном фронте. В дальнейшем работал в университетах Германии (с 1918 г. - в Дрездене), Австрии (с 1922 по 1938 г. - в Вене) и США (с 1938). Один из основателей Института психологии в Вене.
Исследования. Первоначально, в рамках Вюрцбургской психологической школы, проводил исследования, в которых предложил доказательства безобразности мышления. После первой мировой войны приступил к разработке проблемы развития психики, в котором выделял три стадии (инстинкта, навыка и интеллекта). В частности, по его представлениям, ребенок в первые годы жизни проходит те же ступени, которые последовательно возникли в эволюции поведения животных. Им отождествлялись предметно-орудийные действия детей раннего возраста и интеллектуальные операции шимпанзе, которые были зафиксированы в исследованиях В.Келера. В основе детской игры видел ориентацию на функциональное удовольствие. В дальнейшем работал в области языкознания.
Сочинения. Духовное развитие ребенка. М., 1924;
Tatsachen und Problem zu einer Psychologie der Denkvorgange // Arch. ges. Psychol. 1905, Bd. 9; 1908, Bd. 12;
Die Gestaltwahrnehmungen. Bd. 1. Stuttgart, 1913;
Abriss der geistigen Entwicklung des Kindes. Hdlb., 1949; в рус. пер.: Очерк духовного развития ребенка. М., 1930;
Handbuch der Psychologie. Jena, 1922;
Die Krise der Psychologie. Jena, 1929;
Ausdruckstheorie. Jena, 1933;
Sprachtheorie. Jena, 1934
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
БЮЛЕР Карл
Buehler) Карл (1879-1963 ) -немецко-австрийский психолог. Специалист в области психологии развития, общей психологии, психологии личности, социальной психологии, философии и теории психологии, гуманистической психологии. Образование получил во Фрайбургском ун-те (д-р медицины, 1903), продолжил в Страсбургском ун-те (д-р философии, 1904). В 1906 закончил Берлинский ун-тет и присоединился к группе О. Кюльпе в Вюрцбурге. Занимался разработкой методик экспериментального изучения мышления, в частности метода свободного отчета испытуемого о своих психических процессах при решении сложных задач. Результат (Ausfragemethod) очень походил на современное структурированное интервью. В 1909 Б. стал профессором психологии Боннского ун-та и занимался изучением геш-тальт-феноменов. Его работа о геш-тальт-восприятии была издана в 1913, что совпало с переходом в Мюнхенский ун-тет на должность профессора психологии. После Первой мировой войны сосредоточился на изучении проблем развития детской психики. В 1918 опубликовал труд, который считается первой попыткой обширного изучения детской психологии, и был назначен профессором психологии в Дрездене. Четырьмя годами позже Б. принял кафедру психологии в Венском университете и с этого момента вместе со своей женой Шарлоттой занялся преобразованием Венского факультета психологии в один из ведущих центров по исследованию детской психологии. Его разочарование в американском бихевиоризме и приверженность холистическому мировоззрению побудили Б. заняться критикой методологии. В своей книге Die Krise der Psychologe (Кризис в психологии, 1927 г) Б. не отвергал ни одну из школ, но пытался ограничить их претензии на абсолютную истину. Считал, что выход из кризисной ситуации возможен путем интеграции трех основных направлений: интроспективной концепции сознания, бихевиористской концепции и культурологических исследований психики, ставящих личность в зависимость от системы ценностей. В 1931 г. Б. обращается к психолингвистике, введя понятие контролирующих факторов во временную модель стимула—реакции и применив принципы гештальтпсихологии к изучению языка. С появлением нацистов в Вене в 1938 г. был вынужден уехать сначала в Норвегию, а затем в Америку. Бихевиористские предпочтения американской психологии до сих пор мешают оценить последнюю его работу, посвященную теории информации и коммуникации (Menschen und Tiere, Hans Huber, 1958). С.В. Ильина, М.Г. Ярошевский
Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005
БЮЛЕР КАРЛ
Карл Бюлер - известный немецкий психолог - родился 27 мая 1879 г. в городке Меккесхайме в Бадене, близ Гейдельберга. После окончания школы он поступил во Фрейбургский университет на медицинский факультет. В 1903 г. блестяще защитил диссертацию на тему «К учению о перенастройке органа зрения». В этой работе рассматривалась возможность экспериментального развития теории Г. Гельмгольца и затрагивались не только медицинский, но и психологический аспекты. Уже в студенческие годы у Бюлера появилась тяга к психологии, он живо интересовался современными течениями в этой науке, начал собирать библиотеку психологической литературы, следил за деятельностью ведущих психологов. Именно эта страсть и определила впоследствии выбор профессии. По окончании института он очень короткое время проработал в качестве врача-офтальмолога и в 1903 г. достаточно неожиданно поступил на философский факультет Страсбургского университета. Буквально через год - в 1904 г. - Бюлер защищает докторскую диссертацию, которая была посвящена Генри Хому, английскому мыслителю, занимавшемуся проблемами психологии эстетики. По окончании университета Бюлер был практически оформившимся психологом-теоретиком со своими собственными принципами, идеями, которые требовали практического воплощения. В 1906 г. Бюлер начал работать в Вюрцбургском университете на должности ассистента. Здесь он знакомится с Освальдом Кюльпе - главой Вюрцбургской психологической школы. Именно под его непосредственным руководством Бюлер вместе с другими известными немецкими психологами занимал- ся экспериментальным изучением мышления. Первая научная работа Бюлера, опубликованная в 1907 г., называлась «Факты и проблемы психологии мыслительных процессов» и была посвящена анализу полученных экспериментальных данных. В указанной работе Бюлер предположил, что в структуре интеллекта можно выделить три категории элементов: собственно мысли, лишенные чувственно-образного характера, образы и интеллектуальные чувства. Именно такие мысли и составили предмет психологического исследования, которое было проведено методом специально организованного самонаблюдения (метод интроспекции). Но довольно скоро Бюлер отходит от теоретических представлений Вюрцбургской школы, позже назвав их ложными. Но тем не менее он продолжал сотрудничество с Кюльпе, именно он пригласил Бюлера сначала в Бонн, а затем и в Мюнхен, где они вместе занимались научной работой. Перед молодым и достаточно опытным ученым открывались широкие перспективы, но начавшаяся Первая мировая война прервала карьеру Бюлера. Бюлер - по своему первому образованию врач, поэтому он был отправлен на западный фронт в качестве военного хирурга. Но годы, проведенные на войне, нельзя назвать временем, потерянным зря, ведь здесь он приобрел бесценный опыт лечения мозговых ранений и собрал материал о расстройствах речи, которые повлекли за собой такие травмы. В 1915г., после смерти Кюльпе, Бюлера приглашают в Мюнхен занять его место. Именно с этого момента начинается по-настоящему самостоятельная научно-исследовательская работа ученого. В Мюнхене Бюлер знакомится со своей будущей женой Шарлоттой Малаховски, которая намеревалась изучать здесь психологию. В апреле 1916 г. состоялась их свадьба. В лице супруги Бюлер приобрел не только преданного и любящего друга, но и соратника и помощника в работе. Несколько лет спустя Бюлера приглашают в Дрезденский технологический университет на должность профессора, а три года спустя - в Венский университет. Именно в Вене Бюлеру удалось полностью раскрыть все свои таланты. В Вене Бюлер основал собственную психологическую лабораторию, вскоре преобразованную в институт, который стал известен как «Школа Бюлера». Новаторский подход к обучению и опыт психолога-практика привлекли множество молодых людей, институт стал всемирно известен. В Вене Карл Бюлер работал одновременно с Зигмундом Фрейдом и пользовался не меньшим общественным признанием, чем основатель психоанализа. На этом этапе научные интересы ученого касались генетической психологии, результаты многочисленных исследований вылились в ряд научных публикаций, среди которых - книга «Духовное развитие ребенка», эта работа была также издана и в сокращенном варианте под названием «Очерк духовного развития ребенка», русский перевод и предисловие к книге были сделаны Л.С. Выготским в 1930 г. В этой работе автор выделил три структуры психики: инстинкт, научение и интеллект, проявление которого связывал с возникновением актов внезапного понимания. Но следует отметить, что данная теория Бюлера столкнулась с определенными трудностями при объяснении развития мышления в детском возрасте. Это связано с тем, что данная теория представляла собой описание интеллектуальных процессов без раскрытия механизмов их формирования. Идеи Бюлера подвергались критике со стороны Л. С. Выготского и Ж. Пиаже, которые выступали против его представлений о развитии речи как интуитивном открытии ребенком общих принципов языка. Наиболее важным и значимым трудом Бюлера считается работа «Кризис психологии», в которой он называет пути выхода современной ему психологической науки из кризиса. Он предлагает синтезировать различные психологические подходы. После прихода к власти фашистов расцвет Венской школы закончился. Бюлер сначала хотел эмигрировать в США, но не успел. После оккупации немецкими войсками Вены Бюлер был схвачен гестапо, но через несколько недель отпущен на свободу, правда, не без помощи влиятельных друзей. Вскоре Бюлер все же уезжает в Америку, где получает приглашение занять должность профессора в одном из католических университетов, но в самый последний момент ему отказывают, поскольку становится известно, что Бюлер, будучи католиком, венчался в протестантской церкви. В 1945 г. Бюлер с супругой обосновались в Лос-Анджелесе, где он преподавал психологию в нескольких учебных заведениях. Умер Карл Бюлер 24 октября 1963 г. в возрасте 84 лет.
Источник: Яровицкий В. 100 великих психологов. 2004