БУЛЛИНГ

Предыдущий термин:
БУЛИЯ

Следующий термин:
БУЛЬБАРНЫЙ

Содержание:

Найдено 1 определение:

БУЛЛИНГ (ТРАВЛЯ ШКОЛЬНАЯ)

англ. bulling) – тип социальной агрессии, длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации. Б. – острый, но часто скрытый и психологически сложный процесс подавления школьника (школьников) одним, чаще – группой, учеников с использованием психологической или физической угрозы. В Б. есть жертвы, преследователи, взаимодействие между ними, а также позиция по отношению к происходящему взрослых и школы. Жертвами издевательств становятся ученики, относящиеся к др. половозрастной, социальной или профессиональной (по роду занятий родителей) группе, этнической общности, с умственными и физическими недостатками. Среди них нередки случаи самоубийств и даже убийств. Дети, подвергающиеся издевательствам, начинают прогуливать занятия в школе. Публикации на тему Б. появились еще в начале ХХ в., но первыми систематически изучили проблему скандинавские исследователи (К. Хейнеманн, 1973; Д. Олвеус, 1984). По их данным, распространенность Б. составляет от 5 до 25 %. К тому же, Б. не является чем-то преходящим: страдания многих детей длятся годами. Некоторые специалисты приводят данные о 17–21 % распространенности Б. Указано, что 10 % детей регулярно подвергаются издевательствам со стороны одноклассников (раз в неделю и чаще), а 55 % – эпизодически. Специалисты отмечают причинную роль школы и ее влияние на взаимоотношения между детьми, сопровождающиеся Б. Доказано, что искоренить Б. невозможно за счет ужесточения дисциплины, отстранения агрессоров от учебы или организации терапии для жертв травли. Любая стратегия вмешательства при Б. д. б. направлена на процесс в целом.

Оцените определение:

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Найдено научных статей по теме — 12

Буллинг как объект исследований и культурный феномен

Бочавер Александра Алексеевна, Хломов Кирилл Даниилович
В статье приведены основные мировые достижения в области изучения школьной травли (буллинга); проблематизируется тема социального контекста, порождающего травлю; показывается необходимость разработки технологий изучения и профилактики буллинга в России.
Скачать PDF

Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «Обидчиков»

Бутенко Вера Николаевна, Сидоренко Оксана Александровна
В статье обсуждается феномен буллинга в подростковом возрасте, выделяются его основные формы, признаки проявления, причины. Предъявляются результаты эмпирического исследования проблемы буллинга в школе, выявлены наиболее выраженные угрозы, риски, формы насилия в подростковой среде. Представляются и обсуждаются индивидуально-личностные характеристики, особенности темперамента «жертв» и «обидчиков», их доминирующие стратегии поведения при разрешении конфликтов. Обосновывается потребность в практических разработках для учителей и педагогов-психологов по профилактике и коррекции школьной травли и насилия.
Скачать PDF

Школьный буллинг как отражение развития группового субъекта деятельности

Гудзовская Алла Анатольевна, Манухина Анастасия Михайловна, Проскурина Анна Александровна
В статье рассматриваются векторы развития группового субъекта, основанные на осознанности и принятии субъектных позиций. Предлагается описание пяти уровней развития группового субъекта. Школьный буллинг проанализирован как результат дефицитарного развития субъектных позиций в группе. Эмпирическое исследование показало, что в современной школе риск буллинга существует в каждом классе. Тем не менее классы даже одной возрастной параллели различаются по степени риска. Рассмотрение школьного буллинга с точки зрения развития группового субъекта деятельности, предлагаемое в настоящей статье, позволяет целенаправленно и эффективно строить как профилактическую работу в образовательных учреждениях, так и видоизменять уже сложившие проявления буллинга в более конструктивные отношения.
Скачать PDF

Психологические особенности участников буллинга

Глазман Ольга Львовна
Несмотря на крайнюю значимость проблемы травли в школе (буллинга), в России до сих пор представлено очень мало исследований по этой теме. В данной работе изучались социально-психологические особенности участников буллинга. В нем приняли участие подростки 7-8-х классов, которые с помощью анкеты для учителей были разделены на 5 групп: «преследователи», «жертвы», «помощники преследователей», «защитники жертв» и «нейтральные участники». Также была проведена апробация опросника Олвеуса.
Скачать PDF

Проблема буллинга в современной образовательной среде

Петросянц В. Р.
Отражены результаты теоретического изучения проблемы буллинга в зарубежных и отечественных исследованиях. Раскрывается социальная структура буллинга и дается психологическая характеристика его участников.
Скачать PDF

Исследование акцентуаций характера участников буллинга в контингенте подростков регионального социал

Пономарёв В.И.
Результаты изучения акцентуаций характера у участников Буллинг в контингенте подростков регионального социального учреждения для несовершеннолетних показали, что у всех подростков-участников Буллинг является преморбидного характерологическая отягощенность в виде явно выраженных акцентуаций характера, преимущественно астено-невротического типа у жертв Буллинг и гипертимного-эксплозивные и епилептоидного типа у подростков-Буллер. Выявлено значительное влияние органического фактора в формировании характерологических акцентуированности у подростков, осуществляющие специфическое насилие в форме Буллинг в детско-подростковой среде.
Скачать PDF

Психологические аспекты буллинга: взаимосвязь школьной тревожности и агрессивности

Тарасова Софья Юрьевна
Скачать PDF

Катамнестические данные об участниках буллинга

Демьянов Ю.Г.
Скачать PDF

Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста

Статья посвящена моделированию профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста ее обоснованию и описанию. Автором обоснована актуальность проблемы буллинга среди школьников подростков, которая заключается в широком распространении среди подростков различных форм конфликтов. Одной из форм деструктивного конфликтного взаимодействия является буллинг. Он отличается остротой и длительностью последствий, проявляющихся у всех его участников. Буллинг в школьной среде негативно отражается на развитии личности подростка. В статье отражены данные отечественных и зарубежных исследований, указывающие на высокую степень распространения данного явления в среде школьников подросткового возраста. Работа содержит изучение природы подросткового буллинга. К факторам возникновения буллинга автор относит две группы факторов: индивидуальные факторы, групповые факторы. В результате автор приходит к выводу о педагогическом характере необходимой превентивной деятельности. В работе обосновывается использование метода моделирования при проектировании и организации профилактической деятельности. В статье предъявляется оригинальная модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста. В статье раскрывается цель, принципы, уровни, содержание деятельности и этапы, профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста. Источники, цитируемые в настоящей работе, отражают современную точку зрения на исследуемую проблему.
Скачать PDF

Проблема профилактики буллинга в образовательной организации

Быкова Елена Анатольевна, Истомина Светлана Владимировна
В данной статье представлен теоретический аспект проблемы буллинга (травли среди сверстников) в школьной среде: определение, виды буллинга, буллинг-система, особенности участников травли. Выделены последствия буллинга для всех его участников. Делается акцент на профилактике буллинга посредством психологического просвещения участников образовательной среды. Представлены примеры конкретных просветительских мероприятий с педагогическим коллективом и администрацией образовательной организации. Подчеркивается важность привлечения специалистов взаимодействующих организаций.
Скачать PDF

Возрастно-половые особенности представления о буллинге у учащихся подросткового возраста

Калинина Румия Рашидовна, Грибанова Диана Ярославовна
Цель. Статья посвящена рассмотрению буллинга через его субъективное восприятие и переживание подростками с учетом их половозрастных особенностей. Методы исследования: эмпирические блок авторских методик, относящихся, главным образом, к проективным методам (анкета, незаконченные предложения, список понятий для цвето-ассоциативного эксперимента, семантический дифференциал), что позволило снять эффект социальной желательности и получить оригинальный эмпирический материал; и математико-статистические (частотный и сравнительный анализ). Результаты: Сравнительный анализ данных выявил действенное отношение к буллингу в среднем подростковом возрасте (противостояние агрессору) и более пассивное в младшем и старшем подростковом возрасте. При этом младшие подростки рассчитывают на помощь взрослых, не имея собственных эффективных моделей поведения в ситуации буллинга, а старшие склонны воспринимать насилие как неотъемлемую часть жизни. Мальчики-подростки при описании чаще выделяют физическую форму буллинга, а девочки психологическую. В ситуации буллинга девочки чаще рассчитывают на помощь взрослых, оставаясь пассивными из-за страха перед агрессором, в отличие от мальчиков, которые готовы защищать жертву.
Скачать PDF

Отношение старшеклассников к буллингу и его участникам

Грибанова Диана Ярославовна, Калинина Румия Рашидовна, Максименкова Лариса Игоревна
Статья посвящена рассмотрению важной социально-психологической проблемы буллинга, нового понятия для отечественной психологии, но не нового явления нашего общества. Чаще всего понятие «буллинг» используется для анализа случаев травли и насилия в образовательной среде. В статье дано определение буллинга с позиций Американской психологической ассоциации, представлена одна из классификаций буллинга. Описана структура данного явления с позиций диспозиционального подхода. Она включает участников буллинга: агрессоров, жертв (покорных и агрессивных), свидетелей (наблюдателей), которые, в свою очередь, могут активно или пассивно поддерживать агрессора, либо, наоборот, сочувствовать жертве и защищать ее. В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в 2015-2016 гг. в школах города Пскова в 5-10 классах на выборке более 400 человек. Рассматриваются результаты, полученные на выборке десятиклассников, свидетельствующие об отношении старшеклассников к проявлениям насилия в школе, к его участникам: агрессорам, жертвам, свидетелям, а также к учителю и его действиям по предотвращению буллинга. Для эмпирического исследования был применен метод незаконченных предложений, разработанный Л.И. Максименковой. Анализ полученных результатов позволил сделать выводы о характере отношения старшеклассников к проблеме буллинга, выявить некоторую противоречивость в отношении к агрессорам, жертвам и свидетелям. Полученные данные говорят также о неоднозначной оценке молодыми людьми действий учителя в ситуациях буллинга. Анализ результатов представлен в гендерном аспекте.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!