БУДИЛОВА Елена Александровна это что такое БУДИЛОВА Елена Александровна: определение — Психология.НЭС
БУДЕСОНИД Будировать

БУДИЛОВА Елена Александровна

Найдено 1 определение:

БУДИЛОВА Елена Александровна

Елена Александровна (1909-1991) — российский психолог, специалист в области истории российской психологии, д-р психологических наук (1973). Окончила историко-философский фак-т МГУ (1930). В 1947 г. поступила в аспирантуру Института философии АН СССР, где под руководством С.Л. Рубинштейна разрабатывала вопросы генезиса психологической мысли в России (1950). Работала литературным ред. в ряде журналов и в отделе пропаганды и агитации Всесоюзного радиокомитета, в 1950—1956 гг. была главным библиографом ГПНТБ СССР им. В.И. Ленина. С 1956 г. -сотрудник сектора психологии ИФ АН СССР, в 1972-1991 гг. — ст.н.с. и профессор-консультант ИП АН СССР. Основным направлением исследований Б. являлась разработка философских проблем психологии, изучение становления и развития психологической науки в России, выявление преемственных линий в истории российской психологии на разных ее этапах. Исходным выступало положение о связи исторического и логического в развитии историко-психологи-ческого познания, получившее в работах Б. как теоретико-методологическое обоснование, так и эмпирическую реализацию при постановке и решении конкретных исследовательских задач. История развития психологических идей рассматривалась в контексте социально-культурного развития России, на основе учета духовной атмосферы и идейной борьбы, характерных для исследуемого периода. Была показана роль философских проблем психологии в построении ее теории, показано, что определение предмета психологии, описание характеристик психики, поиск путей и способов ее изучения непосредственно зависят от решения ключевых методологических вопросов, касающихся природы психического, отношения души и материи, сознания и бытия. Поэтому центральное место занимает рассмотрение становления и развития в русской психологии основных фи-лософско-методологических и теоретических проблем психологической науки: соотношение психики с окружающим миром; психических процессов — с физиологическими; проблем детерминации психики и ее развития; активности сознания и его связи с деятельностью. В работах Б. даются всесторонняя оценка и анализ истории экспериментальных исследований в России конца XIX — начала XX вв. (Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке (вторая половина XIX — начало XX вв.), 1960); становления социально-психологических идей в русской общественной мысли (Социально-психологические проблемы в русской науке. 1983); развития и утверждения методологических и теоретических подходов в психологической науке после 1917 г. на базе марксистской философии (Философские проблемы в советской психологии, 1972). Б. первой обращается к исследованию научного наследия И.М. Сеченова, вскрывает его роль в утверждении и развитии естественно-научного направления в отечественной психологии (Учение И.М. Сеченова об ощущении и мышлении, 1954; Сеченов и Павлов, 1954). В ее работах получили отражение жизненный путь и научная деятельность многих выдающихся русских ученых: И.П. Павлова, Н.Н. Лан-ге, Г.И. Челпанова, В.М. Бехтерева и др. В.А. Кольцова

Оцените определение:

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

Найдено рефератов по теме БУДИЛОВА Елена Александровна — 0

Найдено научных статей по теме — 11

Психологические особенности семей с нарушениями репродуктивного здоровья 1 © Елена Станиславовна Дья

Дьячкова Елена Станиславовна
Цель исследования – выявить психологические особенности семей с нарушениями репродуктивного здоровья в связи с задачей оптимизации лечения и улучшения качества их жизни. Обсуждается проблема определения понятий семьи, репродуктивного здоровья, его комплексной оценки и нарушений репродуктивной сферы. Дается обзор современных зарубежных и российских исследований по обозначенной проблеме; приведены психологические характеристики мужчин, женщин и семей с нарушениями репродуктивного здоровья. Указаны психологические особенности семьи благополучной / неблагополучной в плане рождения и воспитания здоровых детей.
Скачать PDF

Становление личности в философско-психологическом наследии Ивана Александровича Ильина

Борисова Наталья Владимировна, Гостев Андрей Андреевич
В статье раскрывается философско-психологическое наследие И. А. Ильина, реконструируемое вокруг понятия духовной личности. Рассматриваются характеристики духовной личности, условия ее формирования, источники духовного опыта человека, в частности, нравственно-психологическое содержание «духовного акта». Обсуждается содержание ряда теоретически значимых для современной психологии понятий вера, надежда, любовь, совесть, «сердечное созерцание», духовный катарсис, другие святоотеческие понятия и элементы отечественной духовно-нравственной традиции. Рассматриваются идеи философа относительно духовных основ общения, социальных конфликтов, проблем воспитания и образования. Освещаются социально-психологические взгляды мыслителя на роль нравственно-патриотических чувств личности в обществе, на отечественную духовную культуру. Реконструкция наследия И. А. Ильина проводится в соотнесении с пониманием проблемы духовно-нравственного начала в современной психологии.
Скачать PDF

Чикер вера Александровна (караштина)

Скачать PDF

Евгений Александрович Климов: жизнь в науке

Носкова Ольга Геннадьевна, Стрелков Юрий Константинович
Скачать PDF

Алексею Александровичу бодалёву 90 лет!

Леонов Н.И.
Скачать PDF

Памяти Алексея Александровича Бодалёва

Леонов Николай Ильич
Скачать PDF

Мы и наши проекции: психоанализ и политика. Диалоги с Александром кантором

Фан И.Б.
В беседе обсуждаются возможности психоанализа в исследовании современных политических лидеров и психологии масс. Особое внимание уделяется проблеме болезненности сознательной рефлексии большинства россиян над собственным бессознательным, а также проблеме экзистенциальной травмы, переживаемой населением после распада СССР и тем способам ее «лечения», которые предлагает президент В.В. Путин.
Скачать PDF

Памяти Алексея Александровича бодалева

Скачать PDF

Круглый стол «к 100-летию М. Д. Александровой»

Стрижицкая Ольга Юрьевна
В рамках конференции «Ананьевские чтения 2014» состоялся круглый стол, посвященный Марии Даниловне Александровой выдающемуся российскому психологу и психогеронтологу. Круглый стол состоял из двух частей: научных презентаций и воспоминаний о М. Д. Александровой. С научными презентациями выступили как «юные» (Е. П. Даведюк, А. В. Криулина, Л. Бабакова), так и «зрелые» (М. Д. Петраш, О. Ю. Стрижицкая) психологи. В статье предлагается краткий обзор их докладов и обсуждается связь их исследований с психогеронтологической школой М. Д. Александровой. В своих работах «юные» ученые по-своему развивают традицию, заложенную М. Д. Александровой. Было также показано, что последние две статьи М. Д. Александровой, написанные ею более 15 лет назад и никогда ранее не публиковавшиеся, всё еще звучат актуально и современно. Во второй части заседания своими воспоминаниями о личности Марии Даниловны и о том, какое влияние она оказывала на окружавших ее людей, поделились друзья, родственники и студенты ученого. М. Д. Александрова была сильной личностью, талантливым учителем и верным другом, чьи уроки и даже сам образ жизни всё еще могут впечатлить молодое поколение. Библиогр. 4 назв. Ил. 2.
Скачать PDF

М. Д. Александрова - выдающийся ученый-психолог, педагог, человек (к 100-летию со дня рождения)

Головей Лариса Арсеньевна, Стрижицкая Ольга Юрьевна
Статья посвящена основателю ленинградской и российской психогеронтологической школы Марии Даниловне Александровой. В начале своей научной деятельности М. Д. Александрова увлеченно работала над проблемами зрительного восприятия. На примере развития зрительных функций ею было продемонстрировано действие основных законов онтогенеза гетерохронности и неравномерности. Результатом этих исследований стала серия публикаций, посвященных развитию зрительных функций: восприятию формы, определению границ цветового зрения, а также возрастным особенностям отражения времени. Затем, выступив против рассмотрения старения как обратного развития, как возраста потерь, М. Д. Александрова перешла к исследованию и определению возрастных лимитов трудоспособности. Развивая идеи психогеронтологии, М. Д. Александрова в 1970-е годы обращается к социально-психологическим проблемам и исследованиям личности. Она указывает на значение теории отношений В. Н. Мясищева для социальной геронтологии, проводит исчерпывающий анализ состояния исследований в области социальной геронтологии за рубежом. В своей следующей работе она подробно анализирует социальные, демографические аспекты постарения населения планеты, рассматривает задачи, которые этот процесс ставит перед социальными институтами и перед наукой. Сама Мария Даниловна, обладая активным характером и стремлением помочь людям, постоянно взаимодействовала с различными организациями, решающими научные и жизненные проблемы пожилых людей. Являясь первопроходцем в области психогеронтологии, М. Д. Александрова разработала и ввела в образовательный процесс учебный курс «Психогеронтология». Среди множества ее талантов и личных качеств нельзя не отметить незаурядное чувство юмора и нестандартный взгляд на мир. Мария Даниловна Александрова была не только выдающимся ученым, но и выдающимся человеком, вдохновлявшим коллег и учеников. Библиогр. 7.
Скачать PDF

Алексей Александрович бодалёв: жизненный путь, творчество и научная школа

Васюра Светлана Александровна, Сидоров Константин Рудольфович
Статья посвящена жизненному пути и творческой деятельности Алексея Александровича Бодалёва талантливого ученого, выдающегося организатора науки, лидера научной психологической школы. Уделяется внимание «ленинградскому» и «московскому» периодам его жизни и научного творчества. Научная школа академика А.А. Бодалёва, созданная более полувека назад, изучает фундаментальные закономерности познания, общения и понимания людьми друг друга. Ученым создана принципиально новая наука акмеология, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических дисциплин. В работе подробно рассматриваются этапы развития научной школы А.А. Бодалева. Под руководством ученого начали свой путь в психологии многие известные ученые, он всемерно способствовал не только развитию психологии как науки, но и повышению ее статуса в обществе.
Скачать PDF