БРУШЛИНСКИИ Андрей Владимирович это что такое БРУШЛИНСКИИ Андрей Владимирович: определение — Психология.НЭС
БРУЦЕЛЛЕЗ БРЫЖЕЕЧКА АППЕНДИКСА

БРУШЛИНСКИЙ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Найдено 2 определения термина БРУШЛИНСКИЙ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

БРУШЛИНСКИЙ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

1933-2002) - рос. психолог, член-корреспондент РАН, один из ближайших учеников и последователей С. Л. Рубинштейна. С позиций субъектно-деятельностного подхода исследовал основания психологической науки, природу психологии субъекта, закономерности мышления, тенденции развития психологической науки в XX столетии. Разработал континуально-генетический метод исследования психики человека. Предложил теорию мышления как непрерывного процесса прогнозирования субъектом исходно неизвестного решения задачи; раскрыл соотношение личностных и процессуальных аспектов мышления; описал новый вид инсайта - "немгновенный инстайт". (В. А. Барабанщиков.)

Оцените определение:

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

БРУШЛИНСКИИ Андрей Владимирович

Андрей Владимирович (1933—2002) — российский психолог, философ, д-р психологических наук (1978), профессор (1991), чл.-кор. АПН СССР (1989), чл.-кор. АН СССР (ныне РАН) (1990), один из учредителей и академик РАО (1992), академик Международной Академии наук Международного Совета научного развития (1994), академик Международной кадровой Академии, аккредитованной при Европейской сети национальных центров ЮНЕСКО (1997), чл. Генеральной Ассамблеи Международного союза психологической науки (1994). Лауреат премии им. С.Л. Рубинштейна Президиума РАН (1992) и премии Президента РФ (1998). Окончил отделение психологии философского факта МГУ им. М.В. Ломоносова (1956), ученик С.Л. Рубинштейна. С 1956 по 1972 гг. работал в Секторе психологии Института философии АН СССР, в составе которого в 1972 г. перешел в Институт психологии АН СССР. С 1989 г. -директор Института психологии РАН. С 1981 по 1987 г. был зам. гл. ред. журнала Вопросы психологии, с 1988 г. — гл. ред. Психологического журнала АН СССР. Чл. редсовета ряда других отечественных и зарубежных изданий. Председатель Московского отделения Общества психологов СССР (1983-1988), член Центрального Совета ОП СССР (с 1989). Инициатор создания и чл. Президиума Российского Психологического общества (1994). Область научных интересов Б. — онтологические и гносеологические основания психологии (в соотношении с логикой, математикой, кибернетикой, информатикой, физиологией и социологией); теоретическая и экспериментальная психология мышления; психология субъекта и личности; педагогическая психология; история психологии. В работах, посвященных мышлению, Б. исследовал принципиальные отличия мышления человека от функционирования компьютера (Психология мышления и кибернетика , 1970). Был разработан новый вариант системного подхода: континуально-генетический (недизъюнктивный) метод исследования человека как субъекта и его психики. На основе этого метода экспериментально изучалось мышление как деятельность и как непрерывный процесс прогнозирования; был открыт новый вид инсайта — не мгновенный инсайт; выявлены существенные недостатки традиционной трактовки воображения и обратных связей; прослежено взаимодействие логических (прерывных) и процессуальных (непрерывных) уровней познания. (Мышление и прогнозирование, 1979; Мышление: процесс, деятельность, общение / сб. под ред. Б./, 1982). Был обоснован вывод о том, что любое мышление (хотя бы в минимальной степени) является творческим, и потому не существует репродуктивного мышления; в результате была дана новая трактовка взаимосвязи мышления и творчества. Раскрыта подчиненность диалога мышлению в процессе совместного решения задачи с помощью анализа через синтез; на этой основе проведен критический анализ теории М.М. Бахтина (Мышление и общение , в соавт., 1990; 1999). Разработана теория внутриутробного возникновения психики человека (О природных предпосылках психического развития человека, 1977). Б. — автор континуально-генетической психологии субъекта, в которой человек и группа людей раскрываются на высшем (индивидуализированном) уровне своей активности, целостности (системности), автономности и т.д. Понятие субъекта (в отличие от личности) рассматривается как наиболее общее и широкое определение человека в интеграль-ности всех его существенных качеств: природных, социальных, общественных, индивидуальных. Социальное здесь — это общечеловеческое, а общественное — типологическое (т.е. характерное лишь для определенных общностей людей). Поэтому психология человека, по мнению Б., не должна разделяться на две ветви: только естественнонаучную или только гуманитарную. С этих позиций Б. разработаны теория творчества и теория умственного и нравственного развития людей (Проблемы психологии субъекта, 1994; Субъект и социальная компетентность личности (сб. под ред. Б.), 1995). Все результаты своих исследований Б. обобщил в новом варианте диалектической логики, при котором — вопреки К. Попперу и др. — полностью соблюдается логический закон противоречия (но не закон исключенного третьего). (Субъект: мышление, учение, воображение. 1996.) Уточнен принцип детерминизма применительно к историческому и психическому развитию людей. Проведен критический анализ концепции Л.С. Выготского и, прежде всего, его теории житейских и научных понятий (Культурно-историческая теория мышления, 1968). Б. систематически сопоставлял субъектно-деятель-ностный и знаково-речевой подходы при сравнении теорий М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С. Московичи, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна и С.Л. Франка (Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна (совм. с К.А. Абульхановой), М., 1989; Психологическая наука в России XX столетия/ под ред. Б., М., 1997; Проблема субъекта в психологической науке/под ред. Б., М., 2000) В.А. Кольцова

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

Найдено рефератов по теме БРУШЛИНСКИЙ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ — 0

Найдено научных статей по теме — 10

К 85-летию Галины Михайловны андреевой

Скачать PDF

К 60-летию Андрея Ильича подольского

Скачать PDF

Петровская лариса Андреевна (13. 11. 1937 - 19. 03. 2006)

Скачать PDF

Юбилей: Галина Михайловна Андреева

Скачать PDF

К 90-летию Галины Михайловны андреевой

Скачать PDF

Артур Владимирович Петровский: ипостаси авторства*

Петровский Вадим
Скачать PDF

Интервью с Артуром Владимировичем петровским

Мухина Валерия
Скачать PDF

Интервью с Владимиром Пономаренко

Мухина В.С.
Владимир Александрович Пономаренко, 1933 г. рождения, украинец. Начальник Государственного научно-исследовательско го испытательного института авиакосмической медицины (1987-1992). Ведущий психофизиолог по летным испытаниям. Доктор медицинских наук, профессор психологии труда. Отличник здравоохранения СССР. Заслуженный деятель науки РФ. За службу в авиации ге не рал-майор медицинской службы в отставке В.А. Пономаренко награжден тремя орденами и 18 медалями. За результаты достижений в науке удостоен звания Лауреат Премии Правительства СССР и Правительства РФ. За работы в области образования избран действительным членом Российской академии образования, награжден Золотой медалью Академии, удостоен Российской академией наук дипломом Рубинштейна. Член семи общественных Академий, почетный профессор трех университетов. Удостоен звания «Почетный гражданин города Мелитополя» (2010 г.) Почетный ветеран Вооруженных сил. Удостоен звания «Лучший врач России» (2008 г.). Опубликовал девять авторских монографий и девять в соавторстве. Подготовил более 30 кандидатов наук и 12 докторов наук.
Скачать PDF

От социального познания - к эпистемологии общества (памяти Г. М. Андреевой)

Хорошилов Дмитрий Александрович
Статья представляет собой опыт прочтения научного и литературного наследия Г.М. Андреевой. В ней анализируется методология социального познания (social cognition) на протяжении полувека разрабатываемая ученой как инструмент анализа общества и характеризующих его социальных проблем. В контексте идей В. Тернера, З. Баумана и М.К. Мамардашвили определяется, что есть «социальность» познания, разворачиваемая в ракурсах ментализации, межличностного взаимодействия и массового сознания. На основе теоретических исследований Г.М. Андреевой доказывается смежность микропроцессов индивидуального конструирования знания и социальных макропроцессов в пространстве общения, диалога и дискурса. Трудность определения эпистемологического статуса группового, массового и общественного сознания рассматривается как следствие тенденции к антропоморфизации коллективного субъекта познания, которая оборачивается старой проблемой соотношения личности и общества в психологии «действия» и «структуры» в социологии. Последние их них разрешаются Г.М. Андреевой через гармоничное объединение разноликих идей когнитивной психологии, социального конструкционизма, отечественной культурно-деятельностной теории Л.С. Выготского А.Н. Леонтьева. Формулируются следующие характеристики социального познания как процесса конструирования образа социального мира: презумпция повседневности, активно-конструктивный характер, категориальность, дискурсивность, эмоциональность, критичность, перспектива клинического анализа социокультурных реалий. Исходя из сказанного, делается вывод об эвристичности идей научной школы Г.М. Андреевой в дискуссиях по проблемам гуманитарного знания, что позволяет говорить о новом статусе социальной психологии как эпистемологии современного общества и культуры.
Скачать PDF

Психология субъекта А. В. Брушлинского и психология человеческого бытия

Знаков Виктор Владимирович
Скачать PDF