Брэйса моторных способностей тесты

Найдено 1 определение
БРЭЙСА МОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ТЕСТЫ
(Brace Motor Ability Tests (Scale) — тестовая батарея исследования уровня развития двигательных умений, компонентов моторики детей и подростков. Предложена в 1927 г. Д. Брэйсом, профессором физического воспитания
Техасского университета (США). Методика имеет шкальный принцип построения (см. БИНЕ — СИМОНА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКАЛА, СТАН-ФОРД — БИНЕ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКАЛА). Шкала разработана в двух вариантах, включавших, соответственно, 20 и 30
тестов, допускает как индивидуальное, так и групповое обследование детей и подростков в возрасте от 10 до 16 лет, а также взрослых в возрасте до 45 лет. Приводим примеры заданий Б. м. с. т.:
Тест 1. Пройти по прямой линии, ставя носок одной ноги вплотную к пятке другой ноги. Упражнение начать с левой ноги. Сделать 10 шагов. При выполнении задания глаза испытуемого открыты, допускается балансирование руками. Тест считается невыполненным,
если испытуемый потерял равновесие и сошел с прямой линии, либо при невыполнении условий прикосновения носка одной ноги к пятке другой.
Тест 11. Подпрыгнуть и во время прыжка хлопнуть обеими руками по пяткам. Тест считается невыполненным, если испытуемый не смог прикоснуться одновременно к обеим пяткам.
Тест 20. Стать на левую ногу. Правую ногу вытянуть вперед. Опуститься и сесть на левую ногу, не прикасаясь правой ногой или руками к полу. Подняться из этого положения, не теряя равновесия. Тест считается невыполненным, если испытуемый не смог
присесть на левую ногу, прикоснулся правой ногой или руками к полу, не смог подняться на левой ноге без прикосновения правой ноги к полу.
Процедура обследования стандартизирована. Методические материалы по тесту снабжены фотографиями требуемых движений. Продолжительность обследования 35—40 мин. При оценке результатов обследования сырые баллы (см. ОЦЕНКИ ПЕРВИЧНЫЕ), соответствующие
числу выполненных тестов, по специальным таблицам переводятся и стандартные показатели моторного развития (ПМР).
По мнению Д. Брэйса, основными функциями, подлежащими измерению при оценке моторного развития являются: ловкость движений, гибкость, мышечная сила, способность к сохранению равновесия и координация сложных движений. При отборе заданий, вошедших
в Б. м. с. т., автор исходил из следующих принципов: преимущественная направленность на врожденные качества моторики, а не двигательные навыки; моделирование сложных двигательных комплексов, а не отдельных движений; широкий охват наиболее
типичных комплексов движений; доступность шкалы для массового использования.
Б. м. с. т. стандартизированы на выборке 155 детей и взрослых. Полная форма теста (из 30 заданий) имеет два параллельных варианта (формы А и В). Сокращенная шкала (20 заданий) имеет также две формы (тесты 1—10 — форма М, тесты 11—20 — форма Н).
При оценке характеристик Б. м. с. т. как диагностической процедуры, валидность конструктная определялась на основе сравнения показателей MOTODHoro развития с экспертными оценками 75 преподавателей. По различным критериям (см. ВАЛИДИЗАЦИИ КРИТЕРИЙ)
коэффициент корреляции составил 0,58—0,68. Среди критериев экспертных оценок были: «способность к легкому усваиванию форм движений», «разнообразие движений», «легкость сложных движений» и др. Валидность текущая проверялась на материале контрастных
групп детей интенсивно занимающихся спортом и не занимающихся. Коэффициент надежности ретестоеой составил 0,78—0,90, надежности параллельных форм (формы А, В) — 0,73.
На разработку Б. м. с. т. существенное влияние оказала Озерецкого оценки моторики шкала Б, м. с. т. переведена на русский язык Е. В. Гурьяновым в 1928 г.
Сведений об использовании в СССР не имеется.

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.