БОРМАШИНА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

БОРМАШИНА
drill) - (в стоматологии) инструмент с высокой скоростью вращения; применяется для удаления части зубной поверхности (главным образом при лечении зубного кариеса). В состав бормашины входит наконечник, имеющий сверла (боры) различной формы. Большинство бормашин имеют турбинный наконечник с воздухоприводом, однако некоторые из старых бормашин имеют наконечник с механическим приводом, скорость вращения которого намного ниже. Также бормашины бывают обычно оснащены водноспреевым охладителем.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

БОРМАШИНА
(от нем. bohrmaschine) — аппарат для приведения во вращение инструментов при обработке твердых тканей зуба. Первая зубоврачебная пневматическая машина с ножным приводом была изобретена американским конструктором Д. Ф. Грином в 1868 г., а в 1871 г. американский зубной врач Д. Б. Моррисон усовершенствовал ее и создал свою ножную бормашину. История создания бормашины уходит в древние времена. До второй половины XVIII в. лечение пораженных кариесом зубов заключалось главным образом в их удалении. Однако имеются данные, подтверждающие, что древние египтяне проводили операции с помощью вращающихся инструментов, которые уменьшали мучения пациента при острой зубной боли. При раскопках в Древнем Египте (Саккаре) были обнаружены папирусы, свидетельствующие об умении врачевателей того времени просверлить челюстную кость пациента с помощью дрильбора («трефина»). По-видимому, такое вмешательство в силу своей сложности проводилось редко, а реальная возможность у врачевателей — сохранить пациенту больной зуб путем проведения операции при помощи сверлящих или режущих приспособлений — появилась только в начале нашей эры. Так, древнеримский врач Архиген, личный врач императора Траяна, сумел первым с лечебной целью просверлить полость болезненного зуба с помощью лукообразного дрильбора. Однако этот метод Архигена на протяжении последующих 12 веков не нашел распространения. Лишь в XV в. появляется сообщение о сверлении зубов при помощи дрильбора итальянским хирургом Дж. Арколи. Он использовал дрильбор с целью расширения полости зуба для прижигания «подлинного источника беспокойства мякоти зуба» (пульпы). В 1684 г. К. Золинген (1641–1687) описал ручной бор, который приводил к травмированию рук врача, образованию мозолей. Только через два столетия, в 1846 г., американским доктором А. Уэскоттом было изобретено кольцо с втулкой, которое позволило защитить руку врача и облегчить вращение ручного бора. В 1728 г. французский дантист П. Фошар создал дрель, с помощью которой стали очищаться кариозные полости. Данная модель явилась предпосылкой для создания различных ручных дрелей для обработки полости зуба. К началу XIX в. у большинства практикующих врачей была ручная дрель, состоящая из дуги, сверла и поворотного диска. Однако все эти ручные бормашины не в состоянии были вращаться в полости зуба с такой скоростью, какая нужна при сверлении. Немецкий дантист Линдерер усовершенствовал ручную бормашину, в которой впервые была использована зубчатая передача, позволявшая регулировать скорость вращения и проворачивать ось вращения бора на 90. В период с 30-х по 70-е гг. XIX в. появились многочисленные и самые разнообразные конструкции ручных зубоврачебных дрелей. Первую зубоврачебную пневматическую машину с ножным приводом в 1868 г. изобрел американский конструктор Д. Ф. Грин. Однако она не была внедрена в практику. Большую роль в усовершенствовании лечения болезней зубов сыграло появление в 1871 г. ножной бормашины американского зубного врача Д. Б. Моррисона (1829–1917) и ее дальнейшее совершенствование. Стимулом к появлению такой бормашины явилась швейная машинка И. Зингера, приводимая в движение ножной педалью. Бормашина Моррисона нашла широкое практическое применение и революционизировала процесс лечения зубов. В начале 80-х гг. XIX в. появились новые конструкции ножных педальных бормашин с так называемым «жестким рукавом» (ролики с натянутым на них шнуром). Появление новой ножной бормашины не решило всех проблем. Низкая скорость вращения усиливала болевые ощущения у пациентов, а большие физические нагрузки, приходящиеся на ноги врача в течение дня, приводили к значительной утомляемости. Эти проблемы были решены путем замены ножного привода электрическим. Первые попытки создания электрической бормашины были предприняты еще в 1872 г. Д. Ф. Грином, однако его конструкция была тяжелой и неудобной. Первая производственная модель отечественной ножной педальной бормашины с гибким рукавом была выпущена в 30-е гг. ХХ в. на Сталинградском заводе медицинского оборудования. Ее серийный выпуск продолжался до 1963 г. С 60-х гг. ХХ в. ей на смену пришло новое поколение так называемых безрукавных бормашин (с турбинным наконечником и микромотором), способствовавших развитию современных зубоврачебных технологий.

Источник: Словарь-справочник по истории медицины 2010 г.