Болдуин Джеймс Марк

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Болдуин Джеймс Марк | Baldwin, James Mark (1861-1934)
Известный как создатель психологии развития, Болдуин продолжал бескомпромиссную линию дарвиновской генетической психологии. Он придавал особое значение интенциональному действию как инструменту отбора в психическом развитии.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Болдуин (Boldwin) Джеймс Марк
(1861, Колумбия, Южная Каролина - 1934, Париж) - американский психолог, социолог и историк.
Биография. В 1887 г. защитил в Принстонском университете магистерскую диссертацию, затем, в 1889 г., - докторскую. С 1887 г. - профессор философии. С 1919 г. - профессор Высшей школы общественных наук в Париже. Президент Американской психологической ассоциации (1897).
Исследования. Один из родоначальников американской социальной психологии. Разрабатывал понятие "круговой реакции", под которым понимал процесс постоянного взаимодействия организма и окружающей среды. Основной задачей психологии считал исследование индивидуальных различий. Видел в психическом развитии ребенка проявление биогенетического закона. В педагогике выступал за индивидуализацию обучения и использование данных экспериментальной психологии.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Болдуин Джеймс Марк
(1861–1934)амер. психолог, социолог и историк. Один из основателей социальной психологии. Основал крупные издания по вопросам психологии («Психологическое обозрение» – «Psyholoqical review», «Указатель по психологии» – «Psyhological index», «Монографии по психологии» – «Psyhological monographs»). Задачу психологии Б. видел в изучении индивидуальных различий. Стремился внести в психологию принцип эволюционизма, причем развитие психики ребенка рассматривал с позиций биогенетизма. В педагогической психологии обосновал, опираясь на данные экспериментальной психологии, необходимость индивидуального подхода к учащимся. Говоря о том, что в духовном развитии переплетаются приобретенные и врожденные качества, Б. отмечал, что и социальная среда и наследственность определяют уровень социальных достижений человека в данном обществе, так как в процессе социализации дети обучаются одинаковым вещам. Индивидуальные различия заключаются не только в скорости усвоения, но и в возможности адаптации к тем нормам, которые приняты в обществе. Б. обосновал концепцию познавательного развития детей. Он доказывал, что развитие состоит из нескольких стадий, начинающихся с развития врожденных двигательных рефлексов. Затем идут стадия развития речи и стадия логического мышления, которая завершает этот процесс. Он выделил и специальные механизмы развития мышления – ассимиляцию (интериоризацию воздействий среды) и аккомодацию (изменения организма). Эти взгляды оказали влияние впоследствии на Ж.Пиаже. Осн. работы: «Психология в ее применении к воспитанию», 1904; «Психология и ее методы», 1908; «Духовное развитие детского индивида и человеческого рода», 1911.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

БОЛДУИН Джеймс Марк

Baldwin) Джеймс Марк (1861 — 1934) — американский психолог, социолог, философ конца XIX — начала XX в. Сфера интересов: психология развития, психология образования, история психологии, психология личности и социальная психология, философия и теория психологии. Автор теории генетической эпистемологии. Образование получил в Принстонском ун-те (бакалавр, 1884; магистр, 1887; д-р философии, 1889). В последствии — почетный д-р ряда зарубежных ун-тов (в Оксфорде — 1900; Женеве — 1909; почетный д-р права Университета Глазго— 1901 и др). В 1987 г. был избран одним из первых президентов Американской психологической Ассоциации (АРА). Профессиональную деятельность начал в Принстонском ун-те в должности преподавателя французского и немецкого языка (1886—1887). После защиты докт. дис. (1887) Б. — профессор философии ун-та Лэйк-Форест (1887 — 1889), затем профессор логики и метафизики Торонтского ун-та (1889 — 1893), где организовал экспериментальную психологическую лабораторию. В 1893—1903 г.г. — профессор психологии Принстонского университета. С 1903 по 1909 г. — профессор философии и психологии ун-та Джона Хопкинса, где в организованной им экспериментальной лаборатории велись известные исследования времени запечатления и визуальных иллюзий, публиковались переводы и обзоры по новой эмпирической психологии. Однако с 1903 интерес Б. к эмпирическим исследованиям угасает. Он разделяет точку зрения У. Джеймса, убежденного в неспособности бесчисленных психологических лабораторий решать серьезные психологические проблемы, и обращается к философскому и социологическому подходу в психологии. В 1903 г. Б. пишет полемические статьи о детском развитии и по проблемам социальной психологии. В последние годы работы в ун-те Дж. Хопкинса трудится над теорией, получившей теперь название генетической эпистемологии . Хотя многие исследователи взглядов Б. на психологию считают, что он занимался возрастной психологией в современном ее понимании, в действительности он был движим фундаментальными философскими проблемами, в основном касавшимися приобретения знаний и типологии знания. Это привело его к эпистемологии, синтезировавшей законы индивидуального развития с эволюционными концепциями XIX века (биогенетический закон). Главным достижением Б. было введение понятия круговой реакции , предполагающее, что между организмом и окружающей средой идет процесс непрерывной адаптации и взаимовлияния. Исходя из этого, Б. развил социальную возрастную психологию, даже более радикальную, чем принятую у Дж.Г. Мида и Ч.Х. Кули: Индивидуум — социальный результат, а не социальная единица, — считал он. Эпистемология была описана им как наследство социума , а мышление — как избирательный процесс, протекающий на основе социально определенных форм знания.(Genetic Theory of Reality, Plenum. 1915). Б. стоял у истоков развития социальной психологии в Америке: утверждал необходимость диалектического подхода к анализу духовного развития, т.е. изучению личности с социальной точки зрения и изучению общества с точки зрения личности; отмечал, что и социальная среда, и наследственность определяют уровень социальных достижений человека в данном обществе, т. к. в процессе социализации дети обучаются одинаковым вещам, всех учат одинаковым нормам поведения, моральным законам и т.п., но тем не менее у них могут проявляться различия в скорости усвоения знаний, в возможности адаптации к тем нормам, которые приняты в обществе и т.п.; доказывал, что процесс социализации влияет на формирование самооценки. (Social and Ethical Interpretations in Mental Development. 1897). С позиций общественных норм и ценностей Б. рассматривал и такие понятия, как одаренность и гениальность. Для него в исследовании одаренности важно было не только изучить интеллектуальные различия между нормальными и одаренными, но и проанализировать, насколько одаренность данного человека принимается обществом. Т.о., гений и общество должны быть согласны относительно пригодности и правильности новых мыслей, их соответствия общественным ценностям. Исходя из такой оценки одаренности, Б. настаивал на необходимости общественного воспитания и обучения всех детей, в частности обучения игре. Он одним из первых отметил социальную роль игры и рассмотрел ее не только как форму пре-дупражнения, но и как инструмент социализации, подчеркнув, что она подготавливает человека к жизни в условиях сложных социальных отношений. Эти идеи Б. обобщил в трехтомном труде Генетическая логика (Thought and Things or Genetic Logic, vol. 1-3.1906—1911), где обосновал концепцию познавательного развития ребенка, стадии развития, влияние социального окружения на познавательное развитие ребенка. Его идеи оказали влияние на формирование концепции Ж. Пиаже, который обучался в Женевском ун-те у одного из ближайших друзей Б. — Э. Клапареда. В истории психологии Б. известен также как организатор науки: им основаны такие авторитетные издания, как Психологическое обозрение , Психологические монографии, Психологический бюллетень (совместно с Дж.М. Кэттеллом). Изданный в 1901 — 1906 годах под его редакцией Словарь философии и психологии (Dictionary of Philosophy and Psychology. Vol. 1-4) был значительным научным событием того времени и неоднократно переиздавался. Научные труды Б. переводились на многие иностранные языки. Однако в 1919 г. его научная карьера нелепо оборвалась. Он переехал в Париж, был профессором Высшей школы общественных наук, но к концу жизни был совсем забыт психологами. Тем не менее последние споры о философских основаниях психологии возрождают интерес к его научному наследию. Кроме упомянутых Б. издал еще ряд фундаментальных трудов: Mental Development in the Child and Race. 1895; Handbook of Psychology/Vol. 1-2, 1889-1991; History of Psychology/Vol. 1-2, 1913. В рус. пер. издано: Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода. Методы и процессы, М., 1911; Духовное развитие с социологической и этической точки зрения. Исследование по социальной психологии, М., 1913; Психология и ее методы: психология генетическая, физиологическая, экспериментальная, педагогическая и социальная. Спб., изд-во Вестник знания, б/г. Л.А. Карпенко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005