БОЯЗНЬ УСПЕХА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Боязнь успеха
мотив достижения, при котором индивид в ситуации конкуренции со значимыми людьми отказывается от победы над ними из-за возможных негативных последствий.

Источник: Бендас Т. Гендерная психология. 2009

Боязнь успеха
обнаруженный Мартиной Хорнер феномен, свойственный женщинам и заключающийся в стремлении избежать достижения наивысшего результата в деятельности в ситуации конкуренции с мужчинами.

Источник: Психология лидерства. 2009 г.

Успеха боязнь
термин М.Хорнер, обозначает боязнь достижения цели или преуспевания в глазах окружающих. Не всегда бывает ясно, чего больше боится индивид - успеха или неудачи, - так как любой предполагаемый успех всегда предполагает некую жертву, потерю или эта потеря вообще чревата провалом в плане его восприятия другими людьми. Например, работа над диссертацией нередко означает успех в каком-то одной, узкой области знания, в то же время как страдают десятки других аспектов знания..

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

УСПЕХА, БОЯЗНЬ
Термин, введенный Матиной Хорнер для обозначения боязни достижения целей или преуспевания в глазах общества. Первоначально она утверждала, что у женщин этот страх проявляется больше, чем у мужчин, так как борьба за успех приводит женщину к конфликту между общей потребностью в достижении и социальными ценностями, которые говорят ей, что она не должна достичь "слишком много". Более современные исследования, кажется, показали, что мужчины точно так же склонны проявлять эту гипотетическую боязнь. Нужно подчеркнуть, однако, что еще не ясно, как можно полностью отделить эту боязнь от боязни неудач, особенно когда каждый новый "успех" в жизни несет с собой и больший потенциал больших неудач.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Боязнь успеха
боязнь достижения целей или преуспевания, с точки зрения того, что это вызовет нехорошую реакцию общества (осуждение, критику, зависть). Может быть следствием комплекса неполноценности, робости. Типичная реакция – удивление или эмпатия.
«Как, мадмуазель? Вы отказываетесь от того, что я должен, что я хочу сделать для вас?.. Но если вы отказываетесь для себя, примите, по крайней мере, для ваших родственников знак моей признательности». «Государь, ваши великодушные намерения ослепляют и страшат меня, ибо если ваше величество по своей благосклонности сделает что-нибудь для моих родственников, то у нас появятся завистники…» (А. Дюма, Виконт де Бражелон).
Ср. зависть, фурор, произвести фурор, скромность.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

УСПЕХА БОЯЗНЬ
боязнь человека достичь своих целей или добиться успеха на глазах у общества, у окружающих людей. Хорнер утверждает, что женщины чаще испытывают такого рода необоснованный страх, чем мужчины, так как стремление к успеху ставит женщину перед лицом конфликта между стремлением к удовлетворению своей потребности достижения успехов и социальными ценностями, которые, напротив, подсказывают ей, что она не должна стремиться к достижению успехов и, тем более, не должна стараться добиваться «слишком многого», конкурируя на равных с мужчинами. Проведенные позднее научные иссле дования, однако, показали, что У.б. характерна также и для многих мужчин. Вместе с тем, стало очевидно, что с ростом успехов возрастает и боязнь неудачи, так что эти две потребности не противоречат друг другу, а функционально связаны друг с другом. См. избежания неудач мотив (избежания неудач потребность), потребность достижения успехов.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF

Исследование мотивации успеха и мотивации боязни неудачи в структуре учебной мотивации студентов вуз

Степанова Татьяна Владимировна
Приведены результаты исследования у студентов мотивации успеха и мотивации боязни неудачи как составляющих их учебной мотивации, на основе которых даны рекомендации преподавателям вуза по целенаправленному формированию мотивации в