БОДАЛЕВ Алексей Александрович это что такое БОДАЛЕВ Алексей Александрович: определение — Психология.НЭС
БОГОЯВЛЕНСКАЯ Диана Борисовна БОДЕРА-СЕДВИКА СИНДРОМ

Бодалев Алексей Александрович

Найдено 4 определения термина Бодалев Алексей Александрович

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Бодалев Алексей Александрович

(род. 1923) - отечественный психолог.

Биография. Работал на строительстве оборонительных сооружений в блокадном Ленинграде. С 1945 г. по 1950 г. обучался в Ленинградском университете. В 1953 г. защитил кандидатскую диссертацию, посвященную проблемам нравственного развития и самовоспитания школьников. С 1969 г. руководил кафедрой общей психологии факультета ЛГУ, с 1972 г. по 1976 г. он - декан этого факультета. В 1976 г. организовал лабораторию социальной перцепции НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, при которой в 1979 г. был создан первый в стране консультационный центр помощи семьям. С 1979 г. также исполнял обязанности декана факультета психологии и заведующего кафедрой общей психологии МГУ. Профессор. Действительный член АПН СССР, академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии АПН СССР (с 1976).

Исследования. Специалист по проблемам общения. В его работах рассматривается феноменология, закономерности и механизмы социального познания. При этом межличностное общение трактуется как одна из сторон целостного процесса общения, в котором существует познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Сочинения. Восприятие и понимание человеком человека. 1965

Оцените определение:

Источник: Психологический словарь

БОДАЛЕВ Алексей Александрович

Алексей Александрович (р. 1923) — российский психолог, специалист в области психологии личности, социальной психологии, социальной перцепции и психологии общения. Ученик Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева. Д-р психологических наук < 1966), профессор (1968). Чл.-кор. АПН СССР (1971). Академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии (1976—1986). Д. чл. АПН СССР (1978). Вице-президент АПН СССР (1986-1989). Д. чл. РАО (с 1993). Засл. деятель науки РФ (2002). В течении двух сроков (1980—1988) представлял отечественную психологию в Ассамблее международной ассоциации научной психологии. В разное время — чл. редк. журналов Вопросы психологии, Психологический журнал, Мир психологии . Отв. ред журнала Вестник МГУ. Серия 14. Психология (1979-1986). Участник ВОВ. Награжден медалями: За оборону Ленинграда (1943), Задоблест-ный труд в Великой Отечественной войне (1946), За Победу (1946), медалью им. Г.К. Жукова (1999), медалью им. К.Д. Ушинского. Орденом Трудового Красного знамени (1983); орденом Дружбы (1999). Окончил отделение психологии философского фак-та Л ГУ (1950), в котором затем преподавал, пройдя путь от ассистента до зав. кафедрой общей психологии (1969—1976) и декана фак-та психологии (1972—1976). В 1953 г. защитил канд. дис, а в 1966 — докт.: Восприятие и понимание человека человеком. В 1976 г. переехал в Москву, работал в АПН СССР. Одновременно в НИИ ОиПП АПН СССР организовал и возглавил первую в стране лабораторию по изучению социальной перцепции. В 1979 г. организовал психологическую консультацию помощи родителям, испытывающим трудности в воспитании детей. С 1979 по 1986 Б. —декан фак-та психологии МГУ им. Ломоносова и зав. кафедрой общей психологии. С 1989 г. по 1993 г. — зав. лабораторией Психологии общения ПИ РАО. С 1993 года— гл.н.с. ПИ РАО и одновременно профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии фак-та психологии МГУ. С 2000 — профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ. Начиная с 1960-х гг., Б. одним из первых в отечественной психологии начал последовательно изучать феноменологию, закономерности и механизмы познания людьми друг друга. Итогом этой работы явились книги Восприятие человека человеком(1965) и Формирование понятия о другом человеке как лич-ности(1970), в которых прослежены связи характеристик образа другого человека, понимания его внутреннего мира, с одной стороны, и возраста, профессии, пола и индивидуальных особенностей тех людей, которые выступают в качестве субъектов познания, — с другой. В этих же работах была прослежена роль факторов пространства и времени в формировании образа другого человека, изучено влияние социальной ситуации, в которой взаимодействуют люди, и задач деятельности, к выполнению которой они привлечены. В последующих работах — Личность и общение (1983), Общение и развитие психики (1988), Психология межличностного общения (1994) — познавательный компонент общения и изменения, которые в нем происходят, рассмотрены в сопряжении с особенностями мотивацион-но-эмоционального компонента общения. Прослеживалась связь особенностей этого процесса и его результатов с индивидуально-типологическими чертами личности общающихся. Изучалось функционирование механизмов децентрации, идентификации, эмпатии, рефлексии. были выявлены колебания в эффектах их проявления, зависящие от основных ценностных ориентации личности, от выполняемой ею в совместной деятельности с другими людьми роли, от отмечаемых в ее Я-концепции особенностей. Специальное направление в этом цикле работ составили исследования психологических трудностей общения и поиск практических путей и способов их преодоления. Следующий блок работ, выполненный Б., связан с дальнейшей реализацией концепции В.Н. Мясищева, согласно которой личность есть ансамбль отношений. С этих позиций им была написана книга Психология о личности (1989) и осуществлялось многолетнее сотрудничество с рядом ученых-педагогов по разработке и проверке программы Школа как воспитательная система. Последующий цикл исследований Б. связан с определением содержания и предмета акмеологии — нового, с его точки зрения, научного направления, возникающего на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и направленного на исследование развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (Акмеоло-гия как учебная и научная дисциплина, М., 1993). Автор монографий: Вершина в развитии взрослого человека: основные характеристики и условия достижения, (1998); Как становятся великими или выдающимися?, (в соавт., 2002); Психология общения, (3-е изд., 2002); Ак-меология (учебник для вузов, 2002). Большое количество научных работ Б. опубликованы за рубежом — в США, Канаде, Мексике, Франции, Германии, Японии, Австралии и др. странах. Л.А. Карпенко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

БОДАЛЕВ Алексей Александрович

р. 1923) - российский психолог, спец. в обл. психологии личности, социальной психологии, социальной перцепции и психологии О. Ученик Б. Г. Ананьева и В. Н. Мясищева. Докт. психол. наук (1966), проф. (1968). Чл.-кор. АПН СССР (1971). Акад.-секр. Отделения психологии и возрастной физиологии (19761986). Действ. чл. АПН СССР (1978). Вице-президент АПН СССР (1986-1989). Действ. чл. РАО (с 1993). Засл. деятель науки РФ (2002). В течение 2 сроков (1980-1988) представлял отеч. психологию в Ассамблее межд. ассоциации науч. психологии. В разное время - чл. редкол. журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии». Отв. ред. журнала «Вестник МГУ. Серия 14. Психология» (1979-1986). Участник В. О. В., награжден многими орденами и медалями. Окончил отделение психологии филос. ф-та ЛГУ (1950), в к-ром затем преподавал, пройдя путь от ассистента до зав. каф. общей психологии (1969-1976) и декана ф-та психологии (1972-1976). В 1953 г. защитил канд. дис., а в 1966 - докт. дис.: «Восприятие и понимание человека человеком». В 1976 г. переехал в Москву, работал в АПН СССР. Одновр. в НИИ ОПП АПН СССР организовал и возглавил первую в стране лабораторию по изучению социальной перцепции. В 1979 г. организовал психол. консультацию помощи родителям, испытывающим трудности в воспитании. С 1979 по 1986 г. - декан ф-та психологии МГУ им. Ломоносова и зав. каф. общей психологии. С 1989 по 1993 г. - зав. лабораторией психологии О. ПИ РАО. С 1993 по 2004 г. - проф. каф. психологии труда и инженерной психологии ф-та психологии МГУ. С 2000 по 2006 проф. каф. акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ. С 1993 г. - гл. науч. сотр. ПИ РАО. Начиная с 1960-х гг. одним из первых в отеч. психологии начал последовательно изучать феноменологию, закономерности и механизмы познания людьми друг друга. В ходе этой работы были прослежены связи характеристик образа др. человека, понимания его внутр. мира, с одн. стор., и возраста, профессии, пола и индивидуальных особенностей тех людей, к-рые выступают в кач. субъектов познания - с другой. Рассматривал познавательный компонент О. и изменения, к-рые в нем происходят, в сопряжении с особенностями мотивационно-эмоционального компонента О. Прослеживалась связь особенностей этого процесса и его результатов с индивидуально-типологическими чертами личности общающихся. Изучалось функционирование механизмов децентрации, идентификации, эмпатии, рефлексии. Спец. направление составили исследования психол. трудностей О. и поиск практических путей и способов их преодоления. След. блок работ, выполненный А. А. Бодалевым, связан с дальнейшей реализацией концепции В. Н. Мясищева, согласно к-рой личность есть ансамбль отношений. В связи с этим осуществлялось многолетнее сотрудничество с рядом ученых-педагогов по разработке и проверке программы «Школа как воспитательная система». Последующий цикл исследований связан с определением содержания и предмета акмеологии - нового, с его т. зр., науч. направления, возникающего на стыке естеств., обществ. и гуманит. дисциплин, и направленного на исследование развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Бодалев содействовал созданию и развитию центров исследования проблем психологии общения при университетах в Ленинграде (С.-Петербурге), Москве, Ростове-на-Дону, Гродно, Краснодаре. Осн. труды: Восприятие человека человеком, 1965; Формирование понятия о другом человеке как личности, 1970; Личность и общение, 1983; Общение и развитие психики, 1988; Психология о личности, 1989; Акмеология как учебная и научная дисциплина, 1993; Психология межличностного общения, 1994; Вершина в развитии взрослого человека: основные характеристики и условия достижения, 1998; Как становятся великими или выдающимися? (в соавт.), 2002; Психология общения, 2002; Акмеология, учебник для вузов, 2002. Большое количество науч. работ опубл. за рубежом - в США, Канаде, Мексике, Франции, Германии, Японии, Австралии и др. странах. Л. А. Карпенко

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

БОДАЛЕВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

род. 1923) — отечественный психолог. С 1945 г. по 1950 г. обучался в Ленинградском университете. В 1953 г. защитил кандидатскую диссертацию, посвященную проблемам нравственного развития и самовоспитания школьников. С 1969 г. руководил кафедрой общей психологии факультета ЛГУ, с 1972 г. по 1976 г. он — декан этого факультета. В 1976 г. организовал лабораторию социальной перцепции НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, при которой в 1979 г. был создан первый в стране консультационный центр помощи семьям. С 1979 г. также исполнял обязанности декана факультета психологии и заведующего кафедрой общей психологии МГУ. Профессор. Действительный член АПН СССР, академик–секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии АПН СССР (с 1976). Специалист по проблемам общения. В его работах рассматривается феноменология, закономерности и механизмы социального познания. При этом межличностное общение трактуется как одна из сторон целостного процесса общения, в котором существует познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Найдено рефератов по теме Бодалев Алексей Александрович — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Алексею Александровичу бодалёву 90 лет!

Леонов Н.И.
Скачать PDF

Памяти Алексея Александровича Бодалёва

Леонов Николай Ильич
Скачать PDF

Памяти Алексея Александровича бодалева

Скачать PDF

Алексей Александрович бодалёв: жизненный путь, творчество и научная школа

Васюра Светлана Александровна, Сидоров Константин Рудольфович
Статья посвящена жизненному пути и творческой деятельности Алексея Александровича Бодалёва талантливого ученого, выдающегося организатора науки, лидера научной психологической школы. Уделяется внимание «ленинградскому» и «московскому» периодам его жизни и научного творчества. Научная школа академика А.А. Бодалёва, созданная более полувека назад, изучает фундаментальные закономерности познания, общения и понимания людьми друг друга. Ученым создана принципиально новая наука акмеология, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических дисциплин. В работе подробно рассматриваются этапы развития научной школы А.А. Бодалева. Под руководством ученого начали свой путь в психологии многие известные ученые, он всемерно способствовал не только развитию психологии как науки, но и повышению ее статуса в обществе.
Скачать PDF

К 50-летию со дня рождения уварова Евгения Алексеевича

Devoted to the 50 anniversary of the Doctor of Psychology, Professor, Member of Professional Psychotherapeutic League, Pro-rector on Study of Tambov State University named after G.R. Derzhavin Evgeniy Alekseevich Uvarov.
Скачать PDF

Алексей Николаевич Леонтьев: комментарии к биографии

Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А.
"О статье, написанной сынок и внуком российского психолога А.Н. Леонтьева, отражены не В только его великие и разносторонние научные и научно-организационные заслуги перед отечественной психологической наукой, но и нарисован яркий портрет Алексеева Николаевича как человека. В отличие от ранее написанных официальных «причесанных» биографических статей об этом прекрасном ученом, в данной работе очень живо и образно рассказывается, какими на самом деле были жизнь и творчество А.Н. Леонтьева. Штрихи биографии Леонтьева дают возможность хорошо представить себе обстановку в нашей стране, в те годы, в которые пришлась ему учится, работать, творить. Говоря о личностных качествах Алексея Николаевича, авторы отмечают, что он никогда не занимался передачей и воплощением начальственных указаний. постоянно добивался от начальства принятия компетентных и полезных для психологии решений. Его авторитет у власти был настолько высок, что ему удавалось практически все, к чему он стремился. А.Н. Леонтьев не принимал ни одного ответственного решения, не посоветовавшись предварительно с окружавшими его людьми. Начиная с совместной работы с Выготским, практически все решения принимались совместно. Авторы откровенно, с мягким юмором пишут о молодых годах будущего профессора, о непростом становлении его научной карьеры, о самоотверженной творческой, учебной и административной деятельности в зрелые годы. Их повествование дает представление об Алексее Николаевиче, и как о гениальном ученом, и как о высоко порядочном, ранимом, очень эмоциональном человеке, и очень хорошем человеке.
Скачать PDF

Карл Юнг: израненный лекарь души (перевод с английского Алексея Лисогора)

Данн К.
Скачать PDF

Карл Юнг: израненный лекарь души* (перевод с английского Алексея Лисогора)

Данн Клэр
Скачать PDF

Карл Юнг: израненный лекарь души (перевод с английского Алексея Лисогора)

Данн Клэр
Скачать PDF

Общение и познание людьми друг друга в трудах А. А. Бодалёва: современный взгляд на фундаментальные

Лабунская В.А.
Скачать PDF

Становление личности в философско-психологическом наследии Ивана Александровича Ильина

Борисова Наталья Владимировна, Гостев Андрей Андреевич
В статье раскрывается философско-психологическое наследие И. А. Ильина, реконструируемое вокруг понятия духовной личности. Рассматриваются характеристики духовной личности, условия ее формирования, источники духовного опыта человека, в частности, нравственно-психологическое содержание «духовного акта». Обсуждается содержание ряда теоретически значимых для современной психологии понятий вера, надежда, любовь, совесть, «сердечное созерцание», духовный катарсис, другие святоотеческие понятия и элементы отечественной духовно-нравственной традиции. Рассматриваются идеи философа относительно духовных основ общения, социальных конфликтов, проблем воспитания и образования. Освещаются социально-психологические взгляды мыслителя на роль нравственно-патриотических чувств личности в обществе, на отечественную духовную культуру. Реконструкция наследия И. А. Ильина проводится в соотнесении с пониманием проблемы духовно-нравственного начала в современной психологии.
Скачать PDF

Чикер вера Александровна (караштина)

Скачать PDF