БЛИЗОСТЬ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Близость
Intimacy) — фактор в любовной шкале, состоящий из ощущения сильной связи с другим человеком.

Источник: Р.Чалдини, Д.Кенрик, С.Нейберг. Социальная психология. 2002

Близость
(Intimacy) – фактор в шкалах любви, объединяющий вопросы для выявления ощущения тесных уз между людьми.

Источник: Социальная психология. Пойми себя чтобы понять других. СПб. Прайм-Еврознак 2002

Близость
тесные взаимоотношения, предполагающие взаимную эмпатию; устойчивая положительная эмоциональная связь.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

Близость
Proximity) . Географическое соседство. Близость (более точно - "функциональная дистанция") предполагает возникновение чувства приязни.

Источник: Краткий словарь-справочник по психологии. РУДН, 2004

Близость
в понимании Э. Эриксона) — способность одного человека заботиться о другом и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

близость
Глубина и продолжительность связи с окружающими; желание и способность сближения; взаимность уважения, отражающаяся на межличностном поведении.

Источник: Психологические термины и определения DSM-5. American psychiatric assotiation

БЛИЗОСТЬ
согласно Г. С. Салливану - тип ситуации, включающий двоих и предоставляющий возможности для утверждения личных ценностей на основе сотрудничества, кое порождается взаимно приспособительным поведением, направленным на достижение возрастающего взаимного удовлетворения и чувства безопасности своего положения.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Близость
в теории межличностных отношений одна из основных детерминант аттракции и возникновения приязненных отношений. Б. предполагает тесные взаимоотношения, взаимную эмпатию. Широко используется в работах Э.Эриксона, который рассматривает Б. как способность одного человека заботиться о другом, делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. В.И. Овчаренко

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

Близость
Intimacy). Согласовывающий динамизм, который направлен на то, чтобы вызвать у партнера симпатию, нежность и преданность и тем самым избавиться от двух неприятных чувств - тревоги и одиночества. Близость предполагает тесные отношения между двумя людьми, имеющими более или менее равный статус. Каждый из них видит в другом равную себе личность, а не только объект наслаждения.

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

БЛИЗОСТЬ
/англ. Intimacy/ (близкие отношения), чувство глубокой душевной или физической привязанности.
«Есть в близости людей заветная черта
Ее не перейти влюбленности и страсти…»
А. Ахматова. Н.В.Н.
Б. интимная /разг./, то же, что пол. акт.
«От акта близости захватывает дух
Сильней, чем от шиллеровских двух»
И. Губерман. Гарики на каждый день.
«…он вступил в «близкие отношения» с «не буду называть кем», всех подряд охмуряя «разными там словами» А. Азольский. Облдрамтеатр.

Источник: Словарь доктора либидо

Близость
одно из важнейших оснований и характеристик позитивного полюса отношений типа «симпатия — антипатия», определяющая причина и одновременно следствие сложившихся и относительно устойчивых аттракционных взаимосвязей между людьми. Понятие «близость», в частности, широко используется в работах Э. Эриксона, который рассматривает близость как способность одного человека заботиться о другом, делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя (В. И. Овчаренко). В социально-психологическом плане понятие «близость» является практически антонимом понятия «социальная дистанция». По сути дела, в первом случае речь идет о системе взаимоотношений и межличностного взаимовосприятия, построенных в логике идентификации и приязни, а во втором — конфронтации, своего рода межличностного противостояния и отчуждения. Формы проявления близости могут быть различными как по психологическому содержанию, так и по степени выраженности, эмоциональной насыщенности. Так, например, феномен внутригруппового фаворитизма также может быть рассмотрен в логике проявления близости. В неформальных компаниях близость приобретает, как правило, формы приятельства и подлинной дружбы, а в семье — форму родственных отношений и любви. Наиболее простым методическим приемом, позволяющим зафиксировать психологическую близость между людьми, можно считать социометрическую процедуру, изначально направленную на диагностику отношений типа «симпатия — антипатия». В то же время психологическая близость между людьми имеет в группах разного уровня развития далеко не одинаковые основания. Так, в группах низкого уровня психологического развития (диффузные группы и ассоциации) решающим фактором формирования конкретных отношений психологической близости выступает не связанная с деятельностным планом межличностная приязнь, а в группах высокого уровня психологического развития «приязненные отношения» в существенной степени опосредствованы содержанием, задачами и целями совместной деятельности партнеров.
Проблематика психологической близости и социального дистанцирования субъектов взаимодействия является отчетливо ключевой в рамках социально-психологической науки. В той или иной степени практически все исследователи, работающие в области психологии групп и социальной психологии личности, а также социальной психологии развития в той или иной манере содержательно затрагивали этот круг вопросов. Так, например, исследуя процесс становления идентичности, Э. Эриксон пришел к выводу, что именно способность индивида к установлению адекватных ситуации форм близости с партнерами по взаимодействию является одним из главных проявлений качественной личностной идентичности в социальной жизни. При этом в критическом, с точки зрения формирования идентичности, юношеском возрасте взаимосвязь на уровне идентичность — близость носит двусторонний характер. Иными словами, на стадии психосоциального моратория близость является не только следствием, но и условием полноценного развития личности.
По словам Э. Эриксона, «то, что многие из наших пациентов “терпят катастрофу” в возрасте, который правильнее считать предвзрослым, чем постподростковым, объясняется фактом, что часто только попытка вступить в интимную дружбу и соперничество или сексуальную близость полностью обнаруживает латентную слабость идентичности.
Правильная “стыковка” с другими есть результат и проверка прочности образа “я”. Поскольку молодой человек ищет пока еще пробные формы близости в дружбе и соперничестве, в сексуальной игре и любви, в споре и сплетнях, он испытывает особое напряжение, как если бы такая пробная “состыковка” была обращена к межличностному единению, доходящему до потери идентичности и требующему напряжения внутренних резервов, осторожности в достижениях. Если юноша не в силах ослабить это напряжение, ему приходится “изолировать” самого себя и вступать (в лучшем случае) только в стереотипные и формализованные межличностные отношения либо он может посредством все новых и новых лихорадочных попыток, часто сопровождающихся гнетущими неудачами, искать близости с самыми невероятными партнерами. Поскольку чувство идентичности утеряно, то даже дружба и деятельность превращаются в отчаянные попытки установления смутных контуров идентичности посредством взаимного нарциссического отражения: влюбиться в этом случае означает превратиться в чье-то зеркальное отражение, причиняя вред самому себе и “зеркалу”. ... “Эго”, таким образом, теряет свою способность поддаваться сексуальной и аффективной чувственности в слиянии с другим индивидом, ... слияние с другим становится потерей идентичности. Возникает угроза внезапного нарушения всей способности ко взаимности, и следствием этого является отчаянное желание все начать заново, вернуться к исходной спутанности и бушевать так, как делают это только очень маленькие дети»1.
При этом важно понимать, что способность индивида к установлению полноценных близких отношений ни в коем случае не означает формирование некоей фиксированной позитивной установки в отношении социального окружения. Это, скорее, способность к широкой вариативности в континууме «принятие — отвержение» при сохранении целостности личности: «Необходимо напомнить, что одним из компонентов близости является отдаление, то есть готовность отвергать, игнорировать или разрушать те силы и тех людей, чья сущность кажется угрожающей своей собственной. Близость с определенной частью людей или идеей не будет по-настоящему полной без эффективного отрицания другой части. Так, слабость или чрезмерность в отвержении является существенным аспектом неспособности достичь близости вследствие неполной идентичности: тот, кто не уверен в «своей точке зрения», не может отвергать разумно»1.
В этих условиях все попытки установить отношения близости, неизбежно приобретают характер идеализации объекта, на который они направлены. В случае успеха подобных попыток, возникающие отношения, какие бы внешние формы они не принимали (сексуальные отношения, деловое взаимодействие, дружба и т. д.), в своей психологической сути являются, как правило, симбиотической зависимостью. Именно этим объясняется тот факт, что «молодые люди часто достаточно патетически демонстрируют, что спасение для них возможно только в результате слияния с лидером; лидером является взрослый, который обладает способностью и желанием выступить в роли надежного объекта для экспериментирования с отвержением и гида на самых первых шагах к интимной взаимности и законному отвержению. Старший подросток хочет быть учеником или последователем, сексуальным “слугой” или “клиентом” такой личности. Если это не удается, как это часто случается вследствие абсолютности этой личности, молодой человек обращается к напряженной интроспекции и самопознанию, которые могут привести его к состоянию, граничащему с параличом. С точки зрения симптоматики, это состояние проявляется в болезненном чувстве изоляции, дезинтеграции внутренней целостности и тождественности, чувстве всеохватывающего стыда, неспособности ощутить достижения от любой деятельности»2.
Совершенно очевидно, что такие молодые люди составляют отчетливо выраженную группу риска, подверженную влиянию деструктивных лидеров, авторитарных и тоталитарных идеологий. Не менее очевидно, в свете сказанного, что необходимым условием формирования качественной идентичности и полноценной способности к установлению отношений близости является наличие благоприятных социально-психологических условий (включающих особенности организации среды жизнедеятельности личности и институциональную поддержку ее витальности со стороны общества), обеспечивающих широкие возможности для ролевого экспериментирования и межличностного взаимодействия в логике «субъект — субъект» в юношеском возрасте.
Между тем в современном российском обществе не только сохраняется целый ряд социальных, политических и экономических факторов, существенно ограничивающих личностную активность такого рода (например, относительно поздняя сепарация молодых людей с родительской семьей и т. п.), но периодически раздаются призывы типа введения раздельного обучения для мальчиков и девочек, направленные, по сути дела, на усиление личностной изоляции подростков и юношей якобы во имя «нравственности» и «традиционных ценностей». Подобного рода «инновации» не только не способствуют решению таких действительно актуальных и взаимосвязанных проблем российского общества, как демографический кризис и кризис семьи, но и усугубляют их, поскольку индивиды со спутанной идентичностью оказываются попросту неспособны к установлению межличностных отношений, которые являются основой создания действительно функциональной семьи. Как пишет Э. Фромм, «есть лишь одна форма близости, которая не тормозит развития личности и не вызывает противоречий и потерь энергии, это зрелая любовь; этим термином я обозначаю полную близость между двумя людьми, каждый из которых сохраняет полную независимость и в каком-то смысле отделенность. Любовь поистине не вызывает конфликтов и не приводит к потерям энергии, поскольку она сочетает две глубокие человеческие потребности: в близости и в независимости»1. То, что подобные отношения, основанные на динамическом балансе «принятие-отвержение» являются обязательным условием сохранения семьи и поддержания ее функциональности, подтверждается многочисленными социологическими и социально-психологическими исследованиями: «исследование за исследованием свидетельствует, что несчастливые супруги проявляют несговорчивость, авторитарность, склонны критиковать и подавлять друг друга... Счастливые пары учатся, иногда с помощью психологического тренинга, воздерживаться от резкостей и малодушного подливания масла в огонь, честно спорить, излагая свои чувства в неоскорбительной для оппонента манере...»2.
Заметим, что все сказанное справедливо как в контексте супружеских, так и детско-родительских отношений. Родители, неспособные к зрелой любви, как правило, используют ребенка в качестве удобного объекта для сублимации собственных инфантильных детских фантазий. Важно понимать, что деструктивное взаимодействие такого рода может принимать самые разнообразные формы — от откровенно жестокого отношения к детям до гипертрофированной, возведенный в своеобразный культ заботы о них.
Вполне понятно, что способность к установлению адекватных отношений близости, является существенно важным и во многом определяющим не только с точки зрения перспектив индивида в плане создания полноценной семьи, но и в гораздо более широком социальном контексте. Так, например, индивиды, у которых эта способность существенно ограничена, как правило, не могут полностью интегрироваться в группу, «застревая» на стадиях адаптации или индивидуализации. В роли руководителя они склонны к авторитарному стилю управления, подмене творческих и креативных прессов бюрократическими процедурами, одновременно рискуя оказаться фактически марионеткой в руках «сильного» заместителя или даже секретаря.
Практический социальный психолог, планируя те или иные личностноразвивающие и группообразующие мероприятия, должен учитывать характер межличностных отношений партнеров по решению предстоящих задач, в том числе и степень их психологической близости.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
0.00 байт

Эмоциональная близость: построение структурной и функциональной моделей

Пастушик Мария Михайловна
Статья посвящена описанию такого феномена межличностных отношений как эмоциональная близость. Автор отмечает, что эмоциональная близость может быть рассмотрена как критерий гармоничности близких отношений.
Читать PDF
0.00 байт

Разделенная близость: новые форматы аутентичного движения в рунете

Соколова Елена Константиновна
Статья исследует трансформацию форматов практики аутентичного движения, происходящую в связи с развитием интернета и социальных сетей.
Читать PDF
0.00 байт

Обзор зарубежных исследований по проблеме эмоциональной близости

Куликов Леонид Васильевич, Пастушик Мария Михайловна
Статья посвящена описанию исследования зарубежными авторами такого феномена межличностных отношений как эмоциональная близость.
Читать PDF
0.00 байт

Новое в исследованиях психологической близости

Казанцева Татьяна Валерьевна
Статья представляет собой продолжение аналитического обзора новейших зарубежных исследований психологической близости.
Читать PDF
0.00 байт

Исследование психологической близости в теории привязанности

Казанцева Татьяна Валерьевна
Статья представляет собой первую часть аналитического обзора современных зарубежных исследований психологической близости в традиции теории привязанности.
Читать PDF
0.00 байт

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ БЛИЗОСТИ В СЕМЬЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОСУЖДЕННЫХ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Хачатурян Сергей Джаванширович, Худоконенко Сергей Анатольевич
в статье рассматриваются роль внутрисемейных отношений в генезе девиантного поведения несовершеннолетних правонарушителей.
Читать PDF
0.00 байт

Факторы эмоциональной близости в дружеских отношениях

Пастушик М. М.
Читать PDF
0.00 байт

Оценка близости решений возмущенного включения к наперед заданным функциям

Григоренко Анна Александровна, Скоморохов Виктор Викторович
В работе сформулировано утверждение об оценки близости решения возмущенного включения к наперед заданной непрерывной функции. Рассмотрим приложение этого утверждения к дифференциальным включениям.
Читать PDF
0.00 байт

Меры семантической близости в онтологии

Крюков Кирилл Вячеславович, Панкова Людмила Александровна, Пронина Валерия Александровна, Суховеров Виктор Степанович, Шипилина Любовь Борисовна
Представлены обзор и классификация существующих мер семантической близости для онтологических термов понятий, отношений и экземпляров и онтологий.
Читать PDF
0.00 байт

(со)переживание близости смерти

Рогозин Дмитрий Михайлович, Колосов Андрей Валерьевич
В рамках автоэтнографического подхода представлены биографические размышления о смерти.
Читать PDF
0.00 байт

Является ли Л. Витгенштейн последователем И. Канта?(размышления о близости философских проектов ранн

Медведев Николай Владимирович
I. Kant`s and early L. Wittgenstein`s philosophical projects are collated in the article. It also discusses critical, ontological and epistemological aspects of their theories.

Похожие термины:

  • БЛИЗОСТЬ против ИЗОЛЯЦИИ

    шестая из восьми стадий жизни человека, по Эриксону. На этой стадии, после 20 лет, человек становится способным к интимной любви и творческой работе или, в случае неудачи, оказывается неспособным иг
  • Принцип аттракции близости

    Proximity attraction principle) —тенденция устанавливать дружеские отношения с теми, кто живет или работает поблизости.
  • Фактор близости

    Один из гештальтистских факторов, определяющих тенденцию к группированию, согласно которому предметы могут перцептивно восприниматься как единое целое на основании близкого расположения друг к
  • избегание близости

    Избегание близких или романтических отношений, межличностных привязанностей, или сексуальных отношений. Избегание близости - это аспект основный проявлений черт личности – ОТЧУЖДЕННОСТИ. 
  • ПОВЕДЕНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА СОХРАНЕНИЕ БЛИЗОСТИ

    Движения (особенно со стороны детей), направленные на сохранение физической близости с другим человеком.
  • ПОТРЕБНОСТЬ В БЛИЗОСТИ

    Потребность в близких, теплых, интимных отношениях.
  • БЛИЗОСТИ, ПРИНЦИП

    См. принцип минимального расстояния.
  • БЛИЗОСТИ, ЗАКОН

    один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в тенденции к обьединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве.