Бланковые тесты интеллекта

Найдено 1 определение
Бланковые (типа карандаш-бумага) тесты интеллекта
pencil-and-paper intelligence tests) Б. т. и., в отличие от их индивидуально проводимых аналогов, экономичны с т. зр. временных и денежных затрат, поскольку они могут проводиться в группах. Кроме того, групповые тесты интеллекта могут быть быстро и объективно обработаны, позволяя т. о. пользователям получать необходимую информ. в течение сравнительно коротких промежутков времени. Возникновение групповых тестов При создании групповых интеллектуальных тестов психологи стремились воспроизвести результаты индивидуальных тестов интеллекта, таких как шкала интеллекта Стэнфорд-Бине. Отис, аспирант Льюиса Термена, разрабатывал бланковые версии группового теста на основе неск. заданий Бине для своей докторской диссертации. Он закончил свои диссертационные исслед. примерно в то время, когда началась Первая мировая война и возникла потребность в процедуре отбора и классиф. огромного количества призывников. Отис присоединился к Термену, Йерксу и др. известным психологам того времени, разрабатывавшим инструмент для такой классиф. Именно материал Отиса лег в основу Армейского альфа-теста, первого группового теста интеллекта. Крупномасштабный "эксперимент" с Армейским альфа-тестом доказал пригодность метода группового тестирования. В течение короткого времени групповые тесты интеллекта стали широко распространенными в американских школах в связи с сильно возросшим притоком учащихся. Содержание Ранние групповые интеллектуальные тесты, разрабатывавшиеся для использования в школах, как правило, включали в себя один или два уровня, содержащих неск. субтестов, проводимых в разное время. Такие тесты обычно были перегружены заданиями на оценку словарного запаса, общей осведомленности и полученных в школе умений и навыков. Многие из этих ранних мер интеллекта пересекались с мерами школьных достижений. Сегодняшние критики, как и их предшественники, настаивают на том, что тесты интеллекта оценивают всего лишь успехи в усвоении школьной программы по родному языку и математике. Одно популярное заблуждение заслуживает особого упоминания: представление о том, будто тесты интеллекта измеряют природную способность, остающуюся неизменной с рождения. Одна хорошо известная серия тестов учебных способностей - Тест школьных способностей Отиса - Леннона (OLSAT). Два элементарных уровня этой серии - для дошкольников и учеников 1-3 классов - дают итоговый показатель, осн. на выполнении трех субтестов; классификация, аналогии и вербальный комплексный (неск, различных типов заданий, измеряющих следование указаниям, количественные рассуждения и словесное понимание). Др. три уровня - для учащихся 4-12 классов - содержат ряд различного типа заданий в формате циклического, или спирального, комплекса, облегчающего проведение и обработку результатов теста. Типы заданий включают словесные аналогии, противоположности, фигурные аналогии, последовательности фигур, решение арифметических задач, числовые последовательности, завершение предложений и умозаключения. Интерпретация дается единому итоговому показателю. OLSAT предназначен для прогнозирования школьной успеваемости. Др. широко используемой серией тестов являются Тесты когнитивных способностей (CogAT). Существуют три тестовых батареи в многоуровневом формате (3-12 классы школы), к-рые могут использоваться по отдельности или в совокупности как многоаспектный оценочный инструмент. Вербальная батарея (Verbal Battery) содержит четыре субтеста (словарный, завершение предложений, классификация слов и словесные аналогии). Количественная батарея (Quantitative Battery) включает три субтеста (количественные отношения, числовые последовательности и составление равенств). Невербальная батарея (Nonverbal Battery) представлена тремя субтестами (классификация фигур, фигурные аналогии и фигурный синтез). По каждой батарее выводится единая итоговая оценка для интерпретации. По словам авторов, эта серия тестов измеряет академические способности и способность к абстрактному мышлению с опорой на вербальные, числовые и фигурные символические системы, распространенные в нашей культуре. Интерпретация Используемые в настоящее время тесты обычно дают нормированные для возрастных групп стандартные оценки и процентильные ранги по возрастам и классам. Показатели умственного возраста, наследие ранних тестов иногда приводятся для тех пользователей, к-рым нужна привязанная к возрасту мера когнитивного развития. Стандартизированные выборки для совр. тестов обычно основаны на 100 тыс. и более испытуемых, тщательно отобранных по критерию максимально точной представленности населения страны в целевых возрастных группах или школьных классах. Нормы для этих тестов, как правило, гораздо лучшего качества, чем нормы индивидуально проводимых тестов. Неразрешенные проблемы С момента своего появления групповые тесты интеллекта стали предметом ожесточенных дискуссий и споров. Критическая литература изобиловала заблуждениями по поводу применения групповых тестов и их интерпретации. Слабое понимание сложной взаимосвязи генетических и средовых факторов вообще, а тж того, как они проявляются в выполнении тестов, в частности, имело результатом многочисленные ядовитые выступления противников интеллектуального тестирования. Когда выяснилось, что представители национальных меньшинств в целом выполняют тесты на более низком уровне, появились обвинения, что эти тесты изначально благоприятствуют белым представителям среднего класса. Целые города объявляли запрет на использование групповых тестов интеллекта на том основании, что национальные меньшинства подвергаются дискриминации. При всех своих ограничениях, стандартизованные тесты способностей дают психологам объективные и экономичные средства для выполнения своих функций. Поэтому психологи несут особую профессиональную ответственность за грамотное использование тестов и обучение клиентов и представителей др. профессий корректному использованию и интерпретации тестовых результатов. См. также Армейские тесты времен Первой мировой войны, Систематическая ошибка тестов, обусловленная культурными факторами, Меры интеллекта Г. Робертсон

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006