БИОПОТЕНЦИАЛЫ это что такое БИОПОТЕНЦИАЛЫ: определение — Психология.НЭС
БИОПОЛИТИКА БИОПСИХИЗМ

БИОПОТЕНЦИАЛЫ

Найдено 1 определение:

БИОПОТЕНЦИАЛЫ

электрические потенциалы, возникающие в результате электрохимических процессов в тканях и отдельных клетках организма в процессе его функционирования. Напр., сердечная мышца генерирует Б. с амплитудой 1 — 5 мВ в диапазоне частот 0,1 — 200 Гц; при сокращении мускулов тела возникают электрические колебания с амплитудой 20 — 50 мкВ на частоте 10 — 15 кГц; процесс возбуждения вдоль нервных волокон сопровождается весьма интенсивным изменением Б.— от 0 до 0,15 В с частотой в несколько кГц. В инженерной психологии и эргономике Б. широко используются для контроля функционального состояния оператора; несколько реже — для биоуправления различными техническими системами — приборами, аппаратами, механизмами.

Оцените определение:

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Найдено рефератов по теме БИОПОТЕНЦИАЛЫ — 0

Найдено научных статей по теме — 2

Пространственная синхронизация биопотенциалов мозга при восприятии мелодического компонента аудио-ст

Кунавин Михаил Алексеевич, Соколова Людмила Владимировна
Современные исследователи процессов восприятия музыки часто используют в качестве стимульного материала полноценные музыкальные композиции различной жанровой принадлежности. Подобный подход не способствует пониманию того, как различные компоненты музыкальных аудио-стимулов взаимодействуют друг с другом, приводит к появлению множества противоречивых теорий восприятия музыки. Музыкальное произведение следует рассматривать в качестве сложно-компонентного аудио-стимула, включающего такие характеристики, как ритм, тональность, мелодия. Настоящее исследование направлено на выявление особенностей функциональной организации головного мозга в процессе восприятия мелодического компонента аудио-стимулов. В исследовании приняли участие студенты Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, не имеющие специального музыкального образования (70 человек, средний возраст 20,4±1,2 лет). Электроэнцефалограмму регистрировали в состоянии спокойного бодрствования и при прослушивании музыкальных аудио-стимулов, сгенерированных на компьютере при помощи программного комплекса TuxGuitar. Изучались особенности пространственно-временной организации биоэлектрической активности мозга обследуемых в процессе восприятия темпо-ритмического и мелодического компонента аудио-стимулов. Используя многофакторную модель дисперсионного анализа (RM MANOVA) удалось выделить паттерны коркового взаимодействия однозначно связанные с анализом мелодий. Показано, что включение в состав аудио-стимулов мелодических паттернов значительно отражалось на структуре пространственно-временных отношений биопотенциалов мозга в диапазоне тетаи бета-ритма. Обнаружено повышение уровня когерентности внутри фронто-таламической модулирующей системы во время прослушивания мелодий. В диапазоне бета-ритма происходило формирование корковой нейронной сети межполушарного взаимодействия с фокусом активности в заднеассоциативных областях правого полушария.
Скачать PDF

Частотно-пространственная организация биопотенциалов коры головного мозга у музыкантов при создании

Скиртач И.А., Дикая Л.А.
В статье обоснована актуальность исследования музыкальной импровизации и необходимость изучения частотно-пространственной организации биопотенциалов коры мозга во время импровизации, т. к. это позволяет приблизиться к пониманию особенностей функционирования мозга во время творческого процесса. Показано, что музыкальная импровизация является одной из форм музыкального творчества. Описаны методика и процедура проведения эмпирического исследования. В исследовании приняли участие музыканты в количестве 136 человек в возрасте от 19 до 36 лет, из них 102 мужчины и 34 женщины. Испытуемым предлагали прослушать музыкальные гармонии, мысленно воспроизвести каждую из них, а затем создать импровизацию на их основе. При этом испытуемые мотивировались на создание импровизации наивысшего качества. Эксперты оценивали созданные импровизации, и на основе этого музыканты были распределены на 3 группы в зависимости от качества импровизации по критериям «творческой наполненности». Для изучения силы и характера распределения когерентных связей коры мозга во время выполнения музыкальной творческой деятельности у участников исследования использовался метод ЭЭГ. В работе представлены результаты исследования характера распределения когерентных связей коры мозга у музыкантов при выполнении профессионально-специфичной музыкальной деятельности. Выявлены различия в характере корковых взаимодействий у испытуемых в процессе импровизации, в зависимости от качества созданной мелодии по критериям «творческой наполненности». Показано существенное значение активности задних отделов коры мозга обоих полушарий. Отмечено, что с повышением качества созданной импровизации возрастает роль левого полушария. Выявлено, что создание наиболее качественной импровизации характеризуется наличием сильных когерентных связей по диагональному профилю в высокочастотных диапазонах.
Скачать PDF