соотношение природных и культурных факторов в человеческом поведении, в его естестве. Выделяют две тенденции в понимании проблемы. Одна сводится к утверждению примата социального над природным. Эта позиция разносторонне обоснована в работах K. Маркса и Ф. Энгельса, в трудах советских исследователей. Другая предполагает, что именно природа человека обусловливает его социальное поведение. Эта т. зр.
представлена сегодня социобиологией, которая вновь остро поставила принципиальные для человекознания вопросы о соотношении Б. и C., психологического и физиологического в развитии человека. Обе тенденции объединяет представление о том, что человек все-таки природное существо. B современных научных дискуссиях отвергаются биологизация личности и вульгарная ее социологизация. Человека формирует с первых дней его жизни искусственно внедренная социальная программа. Социальность человека не рождается сама по себе. Она не обусловлена наследственностью. Вместе с тем успехи генетики, нейрофизиологии и нейропсихологии свидетельствуют о значительном влиянии генетических факторов на формирование психики человека. На принципиально новое истолкование «человеческой природы» претендуют социобиологи, выдвинувшие теорию «генно-культурной коэволюции». Согласно этой концепции, процессы органической и культурной эволюции протекают совместно и синхронно, т. е. природное и социальное выступают в неком единстве. Социобиологи считают, что протосоциальные модели поведения запрограммированы биологически, т. е. знание генома человека позволяет предсказать его поведение в будущем. Но их допущение о том, что между генами и социальными феноменами существуют непосредственные причинные связи, требует критической проверки. Б. и C. формирует две группы факторов, оказывающих существенное влияние на поведение человека в конфликтах. Комплексное исследование воздействия Б. и C. на конфликты выступает важным условием разработки адекватной объяснительной модели последних.