БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ
БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ
БІЯЛАГІЧНАЕ І САЦЫЯЛЬНАЕ Ў ЧАЛАВЕКУ / BIOLOGICAL AND SOCIAL IN AN INDIVIDUAL. Сама постановка проблемы «биологическое– социальное» в науке основывается на очевидном сочетании в каждом человеке большого количества свойств, одни из которых традиционно изучаются биологическими дисциплинами (генетикой, физиологией, антропологией и т. д.), другие же описываются в терминах гуманитарных наук (философии, психологии, социологии и др.). При этом представители различных областей знания используют для анализа проблемы специфическую терминологию, рассматривают основной объект– человека– в разных аспектах. Психология полностью унаследовала отмеченную философскую традицию, правда, основные споры велись и ведутся вокруг проблем, формулируемых как «соматическое (телесное)– психическое», «врожденное– приобретенное» и «генотипическое– средовое». При оценке той или иной научной концепции с точки зрения решения основного вопроса следует иметь в виду следующее. Во-первых, позиция исследователя зависит от тех прикладных проблем, на решение которых он ориентируется. Если он проводит исследования в целях разработки методов воспитания, т. е. организации социального влияния на личность, то он должен тяготеть к социологизаторской позиции; если же он действует в интересах эргономики, то склоняется к билогизаторству. Во-вторых, как и в философии, исследователь должен соблюдать умеренность в своих пристрастиях. Крайние позиции очень комфортны, потому что просты. Чем ближе мы находимся ко взвешенной позиции, тем сложнее исследовательский процесс, но тем точнее его результаты. Е. Г. Баранов