БИХЕВИОРИЗМ ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ

Найдено 1 определение
БИХЕВИОРИЗМ ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ
главные теоретические концепции, возникшие и разрабатывающиеся в духе бихевиоризма преимущественно в США в ХХ в. К ним относятся концепции Э. Торндайка, Д. Уотсона, Э. Толмена, К. Халла, Б. Скиннера, Д. Мида и А. Бандуры. Э. Торндайк исследовал условия и динамику научения животных с помощью решения задач в проблемном ящике. В ходе соответствующих исследований им были открыты законы образования связей между стимулами и реакциями, а также метод научения путем проб и ошибок. Д. Уотсон изучал связи между стимулами и реакциями, представляющими собой формы поведения, аналогичные тем, которые до него изучались и описывались в психологических терминах, в том числе бихевиористически трактуемые мышление, речь и эмоции. Он показал возможность оказания влияния на эти процессы через поведение (систему стимулов и реакций). Э. Толмен предложил идею целенаправленного бихевиоризма и концепцию промежуточных переменных, определяющих целенаправленность поведения и действующих между стимулами и реакциями. В качестве этих переменных в его теории поведения выступили когнитивная карта, ожидания и латентное научение. К. Халл разработал целостную теорию поведения.
Она подвела черту под тем периодом развития бихевиоризма, который включал классический бихевиоризм и необихевиоризм. Заслуга Б. Скиннера состояла в открытии оператного научения и создании основанных на нем методов обучения, включая программированное научение. Скиннер также заложил основы поведенческой психотерапевтической практики, которая получила признание и распространение в современном мире. Работы Скиннера положили начало третьему периоду развития бихевиоризма – нео-необихевиоризму. Д. Мид распространил идеи бихевиоризма на социальные взаимодействия людей, интерпретировав в бихевиористических терминах такие понятия, как социальная роль, игра, «Я» человека.
Вклад А. Бандуры в развитии бихевиоризма состоял в исследовании механизмов социального научения, в частности, в связи с проявлениями агрессивности в социальном поведении людей. См. агрессивность, Альберт Бандура, бихевиоризм, гипотетико-дедуктивный метод, карта когнитивная, Мид Джордж Герберт, научение латентное, научение методом проб и ошибок, научение оперантное, научение программированное, научение социальное, необихевиоризм, нео-необихевиоризм, ожидание, Скиннер Беррес Фредерик, Толмен Эдвард Чейс, Торндайк Эдвард (Эдуард) Ли, Уотсон Джон, Халл Кларк, ящик проблемный.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007