Библия

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Библия
от греч. biblia, букв. - книги), собрание древних текстов, канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания. Признаваемая той и другой религиями часть Библии, первая по времени создания, получила у христиан название Ветхий Завет, другая часть, прибавленная христианами и признаваемая только ими, называется Новый Завет. За этой терминологией стоит христианское представление, согласно которому "завет" (мистический договор, или союз), заключенный Богом с одним народом (евреями), сменен благодаря явлению Иисуса Христа Новым Заветом, заключенным уже со всеми народами. Ислам, не принимая в свой обиход ни Ветхого Завета (арабский Таурат Тора) ни Нового Завета (арабский Инджиль Евангелие), в принципе признает их святость, и персонажи обеих частей Библии (напр. Ибрахим, т.е. Авраам, Йусуф, т.е. Иосиф, Иса, т.е. Иисус) играют важную роль в исламе начиная с Корана.
Ветхий Завет состоит из памятников древневрейской литературы XII-II вв. до н.э., написанных на древнееврейском и отчасти арамейском языках. Он делится на три больших цикла:
1) Тора, или Пятикнижие, приписываемое пророку Моисею.
2) Пророки несколько древних хроник и собственно пророческие сочинения, принадлежащие или приписываемые народным проповедникам VIII-V вв. до н.э. Исайе, Иеремии, Иезекиилю и 12 "малым пророкам", а также книга Даниила, датируемая II в. до н.э.
3) Писания, или Агиографы - собрания текстов, относящихся к различным поэтическим и прозаическим жанрам (религиозная лирика, сборник афоризмов, назидательные повести, хроникальные тексты и др.).
Новый Завет состоит из памятников раннехристианской литературы 2-й пол. I в. и нач. II в. н.э., написанных в основном на греческом языке (четыре Евангелия, т.е. "благовестия", о жизни и учении Христа, Деяния апостолов, 21 послание апостолов Павла, Петра, Иоанна, Иакова, Иуды (не Искариота!) и Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис).

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

БИБЛИЯ
/ анг. The Bible, букв. – «книга»/, священная книга христиан.
Создавалась на протяжении нескольких столетий в период с VIII в. до н.э. по II в. н. э. Авторство большинства текстов не установлено. Первые пять книг Ветхого завета (Танах; Тора; еврейская Библия) почитаются как священное писание в иудейской религии. Посвящены космогоническим темам создания мира, существования рая и др. Также включают в себя историю грехопадения Адама и Евы, религиозную и любовную поэзию и др. (см. Песнь Песней). Новый завет состоит из Четвероевангелия, Деяний Апостолов, Писем Апостола Павла и Апокалипсиса (или Откровения Иоанна Златоуста). Хронологические рамки Нового Завета охватывают значительный период времени, начиная с правления иудейского царя Ирода и до I – II в. н.э.
Б. является ценным источником информации о половой жизни на ранних этапах истории человечества. Содержит множество свидетельств духовной слабости человека и его приверженности порокам. Праотец евр. народа Авраам отдал свою жену (1) Сару фараону (Бытие, 12:10–20), а затем царю Авимелеху (Бытие, 20:2–18): «И было хорошо Аврааму ради Сары, жены его: и был у него мелкий и крупный скот, и ослы, и рабы, и рабыни, и лошаки, и верблюды» (Бытие, 12:16; 20:14). Фамарь обманом завлекла своего свекра Иуду и забеременела от него (Бытие, 38, 8–10). Царь Давид соблазнился красотой Вирсавии и фактически погубил ее мужа Урию Хеттеянина, приказав бросить его на поле боя: «… чтоб он был поражен и умер» (Вторая книга царств, 11–15).
Б. предостерегает от прелюбодеяний: «Ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней. Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны, и ты не узнаешь их. Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих. Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее, чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю; чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома. И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены, – и скажешь: «зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением, и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим: едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!» (Притчи, 5:3–14).
Суровому осуждению подвергаются блудницы: «Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: „кто глуп, обратись сюда!“ и скудоумному сказала она: „воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен“. И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею». (Притчи, 9:13–18). Грешников ожидает суровое наказание: «Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину; и так истреби зло от Израиля. Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и так истреби зло из среды себя.» (Второзаконие, 22:22–24). См. также Огола и Оголива.
Страшная кара уготована содомитам: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Левит, 18:22). «Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Послание к Римлянам, 1:26–27). «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники…» (Первое послание к Коринфянам, 6:9). См. также Содом и Гоморра.
Б. содержит категорический запрет на инцест: «Наготы сестры матери твоей и сестры отца твоего не открывай, ибо таковой обнажает плоть свою: грех свой понесут они. Кто ляжет с теткою своею, тот открыл наготу дяди своего; грех свой понесут они, бездетными умрут. Если кто возьмет жену брата своего: это гнусно; он открыл наготу брата своего, бездетны будут они.» (Левит, 20.19–21); а также на скотоложество: «И ни с каким скотом не ложись, чтоб излить семя и оскверниться от него; и женщина не должна становиться пред скотом для совокупления с ним: это гнусно» (Левит, 18:23).
Основные принципы христианской половой морали сформулированы в Десяти заповедях, данных самим Богом Моисею (Исход, 19:10–25). Позднее Иисус Христос разъяснил отдельные нормы в Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.» (От Матфея, 5:27–32)
Б. является неисчерпаемым источником художественного вдохновения. В музыке: И.-С. Бах, Г. Гендель, Л. Бетховен, К. Вебер и др.; живописи и скульптуре: Рафаэль, Леонардо, Микельанджело, Рубенс, Рембрандт, С. Дали и др.; литературе: Данте, Мильтон, Д. Байрон, Т. Манн, П. Лагерквист и др.; кино: фильмы Г. Костера «Багряница» (1953), П. Пазолини «Евангелие от Матфея» (1964), Н. Джуисона «Иисус Христос супер стар» (1973), М. Скорсезе «Последнее искушение Христа» (1988) и др. Эротический роман Г. Мирабо «Erotica Biblion» (1878).

Источник: Словарь доктора либидо

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
223.27 кб

Круглый стол «Кто есть "ближний" и "брат", о которых говорят Тора, Библия и Коран, в современном мир

Читать PDF
326.33 кб

Рукописная Библия: миф о средневековье в третье тысячелетие христианства

Наймушин Борис Анатольевич
В статье рассматривается интересный феномен в современной западной культуре - довольно широкое распространение интереса к каллиграфии в целом и к созданию рукописных Библий в частности.
Читать PDF
570.31 кб

Библия в Америке

Читать PDF
102.89 кб

Библия и Учение «Живой Этики»

Рахимова Наталья Всеволодовна
Автор статьи обращает внимание на сходные положения Библии и Учения Живой Этики. В статье исследуются специфические особенности Учения Живой Этики соответствующие духу времени.
Читать PDF
118.42 кб

Маркарьян С. Библия и Наука, свидетельство о Еве

Makarian С. A travers Bible et la science enquete sur Eve// L'express. P., 2000. N 2581. P..51-57. Автор реферата А.Б. Каплан
Читать PDF
213.60 кб

Библия в свете «Популярного дискурса»: киевские поиски и дискуссии конца ХІХ – начала ХХ в

Головащенко С. И.
Анализируется развитие представлений о Библии как о предмете популярного изложения и разъяснения. Данные представления складывались в Киевской традиции академического православного богословия в конце ХІХ – начале ХХ ст.
Читать PDF
2.23 мб

Об отношении Корана к Торе и Новому Завету, к иудеям и христианам Часть 1. Тора, Библия и Коран — тр

Оганесян Сергей Саядович
В первой статье, открывающей серию публикаций на тему, обозначенную в названии, автором рассматриваются такие важные для современного мира, вступившего в эпоху интенсивных миграционных процессов и контактов между людьми и народами
Читать PDF
199.21 кб

Наука и Библия о сотворении мира

Каледа Г.
Читать PDF
83.12 кб

Библия как вероучительный источник для скопчества

Курдюмов О. Г.
Статья посвящена анализу вероучительного компонента скопчества. Используя данные историографии XIX в., автор сопоставляет трактовки Священного Писания скопцами и православной традицией
Читать PDF
516.12 кб

Библия о помощи сиротам

Джордж Стайнер
В настоящей статье рассмотрено христианское обоснование помощи нуждающимся в помощи людям. Автором приведен пример социального служения – центр поддержки выпускников детских домов.
Читать PDF
76.17 кб

Библия и ренессансный гуманизм: переводы, интерпретации, контексты. Доклад Ованеса Акопяна (Уорикски

Акопян Ованес
Читать PDF
504.14 кб

Библия как первичный нормативный текст

Царьков Игорь Иванович
В статье рассматривается вопрос, связанный с фундаментальной трансформацией, происходящей в период раннего христианства, в отношении культурного статуса письменных текстов и того места в христианской культуре, которое заняла Библи
Читать PDF
297.77 кб

Библия как действующий текст в истории Западной цивилизации

Пиков Геннадий Геннадьевич
В статье предпринимается попытка проанализировать проблему роли Библии в истории европейского общества.
Читать PDF
0.00 байт

Краеведческая деятельность сельских библиотек Томской области в начале ХХI В. (из опыта работы библи

Кузоро Кристина Александровна
Статья посвящена краеведческой деятельности муниципальных библиотек Каргасокского, Кривошеинского и Молчановского районов Томской области.
Читать PDF
0.00 байт

Материалы Всесоюзной библиотечной переписи 1934 г. Как источник изучения деятельности сельских библи

Масяйкина Евгения Анатольевна
История возникновения и деятельности библиотеки села Леботер Чаинского района Томской области рассматривается в контексте проведения Всесоюзной библиотечной переписи 1934 г.

Похожие термины:

  • БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

    категория библиотековедения и библиотечной психологии: описание книги или статьи в соответствии с ГОСТом.
  • Библиография по психологии

    Абаев Н.В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в Средневековом Китае. Новосибирск, 1983 Августин. Творения, ч. 1-8, К., 1905-1915. Авенариус Р. Критика чистого опыта, т. 1-2. М., 1907-1908 Аврелий Марк. Н
  • БИБЛИОГРАФИЯ

    (греч. bib!ion — книга, grapho — пишу) — отрасль библиотековедения о целях и методах составления и использования библиографических описаний; объект изучения библиотечной психологии. Синоним — достаточ
  • ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

    область знания, разрабатываемая библиографом Н. С. Колесниковой как подчинение библиографии профессий целям профессиональной ориентации.
  • БИБЛИОКЛЕПТОМАНИЯ

    греч. biblion - книга, klepto - краду, mania - безумие, сумасшествие). Непреодолимое влечение к краже книг.
  • БИБЛИОМАНИЯ

    Страсть к коллекционированию книг.
  • Библиофобия

    1. навязчивый страх книг; 2. любой страх книг, вызванный болезненными причинами.
  • Библиопсихология

    от греч. biblion - книга и psyche - душа + logos - учение), отрасль психологии, изучающая психологические проблемы восприятия текстов на основе библиопсихологической теории - теории восприятия художественног
  • Библиопсихология, или библиотечная психология

    раздел психологии, пересекающийся с библиотековедением, психологией труда библиотечных работников и пед. психологией, - направлен на изучение психологии читателя и психологии чтения. Основы библ
  • БИБЛИОТЕКА

    В когнитивной психологии, особенно в исследованияхдол-говременнои памяти, этот термин служит метафорой для обозначения множества информации о мире, которая имеется у человека.
  • БИБЛИОТЕРАПИЯ

    от греч. biblion - книга + therapeia - лечение] - лечебное воздействие на психику больного человека при помощи чтения специально подобранных литературных произведений
  • БИБЛИОТЕЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    отрасль психологии, лежащая на ее пересечении с библиотековедением, психологией труда библиотечных работников и педагогической психологией (психологией читателей). Предмет Б. п.— психология ч т